Валерий Гергиев: «В оркестре главный – композитор и музыка»

В начале недели в Кемерово прилетел, пожалуй, самый знаменитый в мире осетин – Валерий Гергиев. Фигура, ставшая культовой в мире классической и симфонической музыки. Человек, который, по уверениям крупнейшей каталонской газеты La Vanguardia, "способен исполнять одну и ту же партитуру сегодня совсем не так, как он это делал вчера".

Маэстро посещает нашу филармонию уже в третий раз, хотя на территории Кузбасса он бывает гораздо чаще. Вернее, над ней: он постоянно пролетает над Кемеровской областью на самолёте, возвращаясь со своих многочисленных международных концертов.

– Прицел был попасть в Кемерово осенью. Я об этом думал давно, да и вообще как-то традиционно стало выходить так, что мы именно осенью приезжаем. Связывали это с нашим появлением в Японии и Китае, ведь тут не так уж и далеко, – рассказывает Валерий Гергиев. – Хотя не всегда это просто, ведь нет прямого сообщения, скажем, "Кемерово – Пекин" или "Токио – Красноярск". Не так всё легко, а нанимать чартер – безумно дорого. Поэтому мы прорабатываем все возможности, чтобы не только летать над вами, но и давать концерты тут.

На этот раз Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прилетел к нам прямиком из Хабаровска, чтобы завершить тут, в Кемерове, свой очередной гастрольный тур по России.

– Конечно, все эти перелёты утомляют, но мы будем играть концерты здесь без скидок на утомление. Первый концерт посвящаем, естественно, детям. Во втором будет всё остальное – различные произведения, среди которых – и "Озорные частушки" Щедрина, и "Пляска скоморохов" Римского-Корсакова, ну и два западных оперных гиганта – Верди и Вагнер. Это большая программа на один день. Мы взяли произведения, которые играли редко и которые исторически связаны с Мариинским театром. "Сила судьбы" Верди так вообще для него написана.

Известный российский дирижёр вообще уделяет много времени регионам, и в некоторых из них бывает довольно часто. По его уверениям, там надо сильнее уделять внимание классической музыке, но, к сожалению, не все могут себе это позволить. В Кузбассе с этим – всё в порядке.

– У нас вообще с филармонией Кузбасса – самые дружеские отношения, самые тёплые и сердечные. Здесь думают о регионе и о людях. Наше третье появление в Кемерове связано с тем, что у нас есть интерес к выступлению в регионах, – их мы уже посетили около 50. Где-то бывали по одному-два раза, а где-то – по семь-восемь. Тут же динамика хорошая: мы за последние два года приезжаем сюда третий раз, в каждый из которых даём по два концерта, один из них всегда – детский. К слову, я его вообще считаю приоритетным.

И правда, во время пресс-подхода Валерий Гергиев очень много говорил о детях: о том, что им как можно раньше нужно открывать многогранный мир классической музыки. Причём не только как слушателям, но и как исполнителям.

– Открыть детям окно в мир классической музыки – это приоритетная задача для нас. Я не знаю, как решить вопрос появления многочисленных детских спектаклей в Кемерове, потому что визуально детей притягивает в театре очень многое: костюмы, голоса, пластические движения на сцене, свет, декорации, история. Если вы рассказываете про Щелкунчика, вы рассчитываете на громадный интерес детской аудитории, но, если вы делаете это скучно, дети моментально теряют интерес. Так, может быть, тогда вообще лучше не делать. Важно уметь делать это хорошо. У Мариинского театра есть, конечно, огромный опыт. У нас два разных спектакля "Щелкунчик", мы показываем его в Санкт-Петербурге и по всему миру. Это две версии – взрослая и детская. И каждая хороша по-своему.

Так вот, по поводу исполнителей. Голубая мечта великого маэстро – чтобы в каждом регионе был свой детский хор. Причём не какой-нибудь, а самый настоящий и профессиональный. Ведь для этого не нужно многого: всего лишь любовь и усидчивость.

– Задача, которую я вижу перед собой как председатель хорового общества России, – чтобы в каждом регионе появился свой, по-настоящему роскошный, детский хор. Это не требует больших затрат, это гораздо проще, чем создать, скажем, свою балетную труппу, где нужны годы, годы, годы на её становление. Здесь нужны любовь к детям и любовь к своей родной культуре. В следующий раз мы приедем и, скорее всего, выступим с детским хором всего региона, а не только городским. И этот детский хор вполне мог бы насчитывать и пятьсот детей, а может, даже и тысячу.

И ещё, по словам Гергиева, одна из главных составляющих организации детского хора – это энтузиазм. Он рассказал, что видел десятки примеров, когда хорошая организация и огонь в глазах помогали в короткие сроки собрать действительно настоящий детский хор, в котором пусть большинство детей и не были профессионалами, но это – хор! Хотя он видел и другие примеры, когда люди, не особо в этом заинтересованные, собирали со всей области всего 20 человек и даже не удосуживались с ними как следует поработать.

Кстати, выступить с детским хором – не единственные планы Валерия Гергиева на областную филармонию.

– Мне кажется, что у нас очень хорошие отношения сложились с кемеровской филармонией. Мы позволим себе думать даже о балетных спектаклях: богатейший мир оперы и балета – это то, чего, прежде всего, не хватает многим российским регионам. Не в каждом есть основательный, с большим репертуаром, оперный или балетный организм, поэтому у нас тут и 232-й сезон идёт, у нас уже не десятки, а сотни спектаклей. Я имею в виду постановок, а не повторов. Каждый из них ещё идёт по несколько раз в год. В следующем году Государственная филармония Кузбасса тоже сможет выступить в нашем театре в Петербурге, чтобы дать один из концертов.

И это неспроста. С открытием второго Мариинского театра в Петербурге, количество спектаклей резко возросло, да и тем же самым регионам стало проще себя проявлять.

– У нас огромное количество детских и юношеских программ в Санкт-Петербурге, мы стали гораздо сильнее с получением нового театра. Сейчас, конечно, размах деятельности большой по любым меркам. У нас не менее тысячи полнометражных крупных выступлений в год, это не беря в расчёт детские проекты, которые мы не считаем большими спектаклями. Это много. Концертные залы и два театра – исторический и новый – работают на полную нагрузку, и получается около тысячи выступлений. Наверное, это больше, чем у любого другого коллектива в России. Но погони за цифрами здесь нет, у нас просто есть три дееспособные площадки, и они должны работать.

Каждый спектакль для главы Симфонического оркестра Мариинского театра – не заученные движения, а всегда что-то новое. Его подход к исполнению уже, казалось бы, отыгранных вдоль и поперёк произведений не перестаёт удивлять: для маэстро любое выступление как будто самое первое и волнующее – вот уже на протяжении нескольких десятилетий. Наверное, потому, что "в оркестре главный – композитор и музыка".

– Хочется видеть какие-то ощутимые результаты. Понятно, что оркестр может хорошо сыграть "Патетическую" симфонию Чайковского, потому что мы её играли не раз и не два. Но хочется сыграть очень здорово, чтобы этот концерт запомнили надолго или даже на всю жизнь. И, главное – чтобы в зале были люди, которые не подозревают, насколько прекрасен мир симфонической музыки и насколько велик гений Чайковского. Я не хочу высокопарных слов, но мне кажется, что не надо стесняться говорить с восхищением о наших великих композиторах.

Завершился концерт Валерия Гергиева, как это водится, под овации зрительного зала, а после, прямо на сцене областной филармонии, губернатор присвоил ему звание Героя Кузбасса – "за значительные заслуги и достижения в концертной и просветительской деятельности, принесшие славу России". Ну а сам маэстро, в свою очередь, был очень польщён и обещал ещё неоднократно вернуться.

Фото: Александр Патрин, "ВКонтакте"
Автор:
Комментарии для сайта Cackle