В 2013 году шахта "Анжерская-Южная" на севере Кузбасса практически прекратила своё существование. Финансовый кризис, многомиллионные долги перед кредиторами и рабочими – всё это привело к тому, что собственники просто бросили предприятие на произвол судьбы. Дошло до того, что в дело пришлось вмешаться губернатору Кемеровской области Аману Тулееву, который взял ситуацию на шахте под личный контроль.
В начале 2014 года удалось найти новых инвесторов. "Анжерскую-Южную" под свою опеку взял банк "Российский кредит", представители которого не стали ухудшать ситуацию излишними разговорами, а сразу приступили к делу – ликвидации долгов и восстановлению работы предприятия.
С того момента прошло уже больше полугода, а значит, самое время подвести некоторые итоги. Корреспонденты Vsё42 отправились на север Кузбасса и лично спустились в забой, чтобы оценить, что изменилось на угледобывающем предприятии с приходом новых владельцев. А заодно и узнали на практике, что такое кузбасская шахта.
Своё знакомство с угольной шахтой мы начали с конечной точки её работы – погрузки угля в вагоны. Именно отсюда начинается путешествие кузбасского топлива по городам области.
Большие горы "чёрного золота", которые привозят сюда самосвалы (не "БелАЗы" – те, что поменьше), штурмует небольшой, но очень резвый экскаватор, главная задача которого – своим ковшом столкнуть уголь к движущейся ленте. Она протянута прямиком к железнодорожным путям и заканчивается над вагонами.
Естественно, загрузка состава происходит не сама собой, а под неустанным контролем специалистов, среди которых – сплошь представительницы прекрасного пола.
– У меня здесь одни молодые девчонки работают, – смеётся начальник технологического комплекса Ирина Цемалая, – и все, надо сказать, с высшим образованием!
В то время как мы находились в их небольшом, но очень тёплом и уютном рабочем помещении, девушки-операторы ни на секунду не оторвались от работы. И дело даже не в напускной серьёзности или боязни фотокамеры. Процесс погрузки проходит в непрерывном взаимодействии всей цепочки, и, пока весь железнодорожный состав не будет наполнен углём, отвлекаться от производства нельзя.
– Молодёжь хочет здесь работать, и ничего удивительного в этом нет, – продолжает Ирина. – Стабильность, зарплата, хорошие условия – вот и весь секрет. Сама я работаю здесь уже 10 лет, и сейчас предприятие переживает второе рождение. Взять хотя бы наш комплекс: установили новые компьютеры, другое оборудование. И в целом пошла отгрузка, заключены новые договоры с погрузчиками, да и старые отлично работают. Уголь есть, перспективы хорошие, так что все работники шахты как никогда заинтересованы в работе, и уходить никто не собирается.
Ну, а нам покинуть девушек всё-таки пришлось. Пора было возвращаться в административные помещения шахты и готовиться к спуску.
Спуститься нам предстояло в очистной забой – то самое место, где монолитные пласты угля дробятся на куски, или, проще говоря, в ту часть шахты, где непосредственно добывается полезное ископаемое.
Однако просто так в шахту вас, конечно же, никто не пустит. Самые жёсткие требования по здоровью сейчас предъявляются шахтёрам, а уж журналистам, которые до этого момента шахту в глаза не видели, – и подавно. Так что путь лежал в медицинский кабинет: проверка давления, общего состояния и тест на состояние опьянения. Далее – обязательный инструктаж по правилам безопасности и пользованию самоспасателем. И только потом – в раздевалку, за комплектом спецодежды.
Не знаю, сколько на обмундирование тратят настоящие шахтёры, но у нас на переодевание ушло довольно много времени. Нательное бельё, штаны, жилетка, спецовка, сапоги, ремни, пуговицы, шапочка под каску – всё очень серьёзно. Хотя у работников шахты это вызывает улыбку: мол, неуклюже всё делаем с непривычки.
Вообще, абсолютное большинство работников "Анжерской-Южной", которых нам довелось встретить на поверхности, – приветливые и жизнерадостные люди. Даже наши сопровождающие, опытные и повидавшие много на своём веку шахтёры, всю дорогу улыбались. Лишних вопросов задавать не было необходимости – всё понятно без слов: людям нравится то, чем они занимаются, а сегодня они вполне довольны условиями и оплатой своего труда. Впрочем, серьёзных работяг мы ожидали увидеть как раз в забое. Но до него ещё предстояло добраться.
И вот мы уже в длинном белом коридоре в ожидании фонарика и самоспасателя. Расписываешься в специальном окошке, получаешь эти технические средства, закрепляешь по всем правилам безопасности. На улице ждёт "вахтовка", которая и доставит нас ко входу в шахту.
Далее – маршрут простой: "вахтовка" – дверь – дизелевоз. А вот потом… Для тех, кто не знает, дизелевоз – это транспорт, который доставляет горняков в шахту. Он подвешен на монорельсе и, чтобы было понятнее, очень похож на американские горки. Правда, едет он гораздо медленнее, поэтому путь на глубину около 200 метров занимает приличное время.
Зато есть возможность осмотреть местные "красоты" и попытаться привыкнуть к шуму. В шахте не бывает тихо: огромное количество различного оборудования и не самое тихое производство накладывают свой отпечаток.
Спустившись вниз, мы пешком идём к лаве – очистной выработке, на которой специальный комбайн рубит уголь и сбрасывает его на конвейер. Путь – не самый короткий, да и, к тому же, ровные участки сменяются спусками и подъёмами.
Первое, что бросается в глаза, – это вода и белая пыль. Насосы не всегда справляются с количеством воды, а потому в некоторых местах её скапливается довольно много, так что приходится переходить небольшие речки вброд.
Что касается пыли, то это – не побочный продукт добычи угля: это – специальный инертный порошок, который необходим на случай чрезвычайной ситуации. Во время взрыва порошок поднимается в воздух и значительно гасит ударную волну. Также по дороге нас встречают порывистый ветер от мощного вентиляционного оборудования и, конечно же, угольная пыль.
В забое нас уже ждали рабочие. Ожидания не оправдались: никаких серьёзных дядек-бородачей там не было, вновь улыбчивые и доброжелательные мужчины.
– Сейчас нет причин для уныния. Новое оборудование, своевременные зарплаты, уголь есть – всё изменилось с приходом нового собственника, – говорит бригадир участка Юрий Васильев. – Здесь я работаю уже 10 лет, и разные времена были. Когда стало совсем туго – не платили зарплату два месяца, – не ушёл сам, да и коллектив сохранить удалось. Приходили на работу и не знали, есть у нас ещё эта работа или нет. А теперь, когда всё наладилось, люди радуются.
Затем горняки на практике показали, как добывается уголь. С отбойными молотками в полусогнутом состоянии никто по 6 часов не стоит. Теперь всё автоматизировано и безопасно.
Уголь здесь – довольно рассыпчатый. Берёшь в руку кусочек – и он легко крошится на более мелкие части под давлением пальцев. Спрашиваем у шахтёров: "Это нормально?". "Ещё бы! Это – самый качественный уголь", – гордо отвечают горняки.
Путь из шахты – такой же, как и вглубь неё. Чумазые (а не замараться в шахте невозможно), на дизелевозе поднимаемся наверх. Открыв дверь шахты, радуемся дневному свету и немного слепнем: неподготовленные к таким перегрузкам журналистские глаза удивлены всему происходящему.
Снова в "вахтовку", по приезде – сдаём фонари и самоспасатели, после – в душ. Надо торопиться: уже всё готово к началу пресс-конференции с участием директора шахты "Анжерская-Южная" Василия Куренного и зампредседателя правления ОАО "Банк "Российский кредит" Сергея Гандзюка.
– По нашему мнению, энергетический сектор экономики является недооценённым, и при правильных вложениях он в ближайшем будущем принесёт хорошую отдачу, – объясняет покупку шахты Сергей Гандзюк, – так что наши вложения в шахту – это не прихоть, а инвестиционный проект. Первый этап инвестиций оценивается в 2 миллиарда рублей и направлен на восстановление деятельности шахты, поскольку за последние годы произошло обветшание оборудования. Кроме того, за счёт этих средств выплачивались долги по заработной плате.
Всего же, как сообщил запредседателя правления банка, объём предполагаемых инвестиций составляет 4 миллиарда рублей, которые пойдут на расширение добычи и организацию переработки угольного концентрата.
– В начале этого года был подписан меморандум между банком "Российский кредит", администрацией области и шахтой "Анжерская-Южная". Все его участники выразили готовность сотрудничать для восстановления предприятия и благополучия его работников, – отметил директор шахты Василий Куренной. – Эта договорённость выдерживается, и любые проблемные вопросы мы решаем сообща – никто не уходит в сторону.
В ближайшее время число работников шахты станет больше: с увеличением производства увеличится и потребность в квалифицированных кадрах, количество которых вырастет до 1.140 человек. Кроме того, шахта считается перспективной: ожидается, что в "Анжерской-Южной" можно добыть ещё около 100 миллионов тонн "чёрного золота".
Вот такие цифры услышали корреспонденты Vsё42 от официальных лиц. А что увидели? Чёткую и слаженную работу на всех уровнях производства, довольных своим трудом и заработком людей и много качественного угля – то, чем гордится и славится Кузбасс. Обретение нового владельца положительно сказалось на шахте, но пока подведены лишь предварительные итоги. Впереди ещё много работы, которая покажет, удастся ли новым собственникам сохранить и преумножить все эти положительные моменты.