Из офлайна в онлайн: как в Кузбассе прошла "Мастерская социального предпринимательства – Прорыв года"

Подошла к концу "Мастерская социального предпринимательства – Прорыв года" – большой полугодовой проект для кузбасских бизнесменов, организованный Кузбасским ЦИСС с привлечением эксперта Минэкономразвития РФ. Стартовав в Новокузнецке офлайн-модулями, тренингами и бизнес-играми, после введения режима самоизоляции он перешел в режим онлайн. Никакие внешние обстоятельства не помешали подготовить 11 блестящих презентаций к защите проектов. Как прошла Мастерская и какие проекты в ней участвовали, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Необходимость меняться

Пандемия коронавируса ударила по многим отраслям экономики, в том числе по малому бизнесу. Пострадало и социальное предпринимательство, которое предполагает живое общение с людьми. Из-за режима самоизоляции и других ограничительных мер эта связь оказалась под угрозой, поэтому предпринимателям важно оперативно перестроить свой бизнес и внедрить в него инструменты, позволяющие работать дистанционно. В сложившихся условиях появление новых онлайн решений и продуктов становится для бизнеса не роскошью, а жизненной необходимостью. Именно этому в том числе уделили повышенное внимание в "Мастерской социального предпринимательства – Прорыв года", организованной Центром инноваций социальной сферы Кемеровской области (ЦИСС) и продолжавшейся в течение полугода. Стоит отметить, что это было не соревнование предпринимателей друг с другом, а работа команды единомышленников.

– Наша задача была сделать максимально полезную Мастерскую, где можно не просто получить какой-то инструмент для работы в проекте, а непосредственно внедрить в работу и протестировать его эффективность. Поэтому мы старались, чтобы каждая очная встреча имела игровой формат, где участники могли проверить свои гипотезы, развивали навыки упаковки продукта и совершенствовали каналы коммуникаций. В самом начале мы провели диагностику участников, выявили слабые места проекта и определили вектор развития. В рамках обучения участники провели анализ целевой аудитории, проанализировали свою бизнес-модель, внедрили инструменты коммуникаций и даже разработали свои сайты для привлечения клиентов, – рассказал эксперт Минэкономразвития РФ и директор Центра развития социального предпринимательства Российского государственного социального университета Денис Богатов.

Больше чем просто бизнес

Стоит отметить, что Мастерская собрала не только действующих предпринимателей. Помимо них, в программе участвовали люди с проектами бизнеса, некоторым из которых удалось его запустить непосредственно во время полугодовых занятий.

– Работать с разноплановыми проектами, которые находятся на разном уровне развития, сложно. Но от этого становится интересней, поскольку и для меня, и для участников это был своеобразный вызов, проверка на прочность. И я считаю, что мы справились и добились очень хороших результатов. Для меня важно в рамках обучения давать действительно практические вещи, инструменты, которые можно внедрять в работу "здесь и сейчас", не тратя время на дополнительное изучение. Поскольку в любом бизнесе, особенно на начальном этапе развития, необходимо действовать оперативно и желательно с минимальными затратами. Поэтому с каждым проектом отрабатывали индивидуально и искали приемлемые инструменты непосредственно для проекта, – подчеркнул Денис Богатов.

Будучи куратором программы, он не только учил предпринимателей чему-то новому. Некоторых нужно было вдохновить и показать им, что все трудности преодолимы. Иногда для построения доверительных отношений в одну смешивались роли коуча, психолога и просто друга. И это дало результат: на защите проектов, которая прошла в формате онлайн, предприниматели приятно удивили экспертов.

– Поразила скрупулезность, с которой участники проработали ценовую политику и портрет потенциальных клиентов. В бизнесе коммерческом это стало реже встречаться, там говорят общими фразами и не всегда видят свою аудиторию. Поэтому можно сказать, что ключевой шаг к своим клиентам социальные предприниматели уже сделали, – рассказала директор представительства Кузбасской торгово-промышленной палаты в Новокузнецке Наталья Рудик, ставшая одним из экспертов в финале "Мастерской социального предпринимательства – Прорыв года".

Большое будущее

Когда речь заходит о социальном предпринимательстве, его не просто так ставят особняком от других видов бизнеса. Ведь оно отвечает сразу нескольким важным запросам общества. Во-первых, предприимчивые люди получают возможность реализоваться в собственном деле. Во-вторых, они заполняют серьезные пробелы в той или иной сфере. Последнее и породило распространенное определение "бизнеса с человеческим лицом".

– Существует стереотип, что единственная цель предпринимательства – получение прибыли. Но есть много предпринимателей, ставящих во главу угла решение социальных проблем: уменьшение мусорного следа, сокращение числа бедных, инклюзия, помощь пожилым и инвалидам – в общем, спасение человечества, – отметила председатель комитета по вопросам предпринимательства и инноваций парламента Кузбасса Анастасия Панькова.

Чтобы подчеркнуть разнообразие представленных в "Мастерской социального предпринимательства" бизнесов, стоит подробно рассмотреть некоторых из них. Например, проект Юлии Рогачевой "ШКОЛАвДОМЕ". Как нетрудно догадаться из названия, он затрагивает семейное обучение детей. В последние годы оно перестало казаться чем-то экстравагантным и распространяется все больше. Причем этот бизнес направлен не только на детей, которым предстоит учиться из дома, но и их родителей. Ведь они нуждаются в разносторонней поддержке, начиная от правовой (не каждый знает, как вообще устроено семейное обучение) и заканчивая психологической (все-таки большинство родителей педагогического образования не имеют и не знают как правильно учить своих детей). При этом сам образовательный процесс должен быть организован на высоком уровне, потому что занимающихся дома детей, как и других школьников, в будущем ждет поступление в вуз. Отдельно стоит сказать и про организацию "Школы родителей" и семейных лагерей, которые помогут взрослым лучше понимать своих детей и сблизиться с ними во время совместного отдыха.

– Я пришла на проект, не имея опыта ведения бизнеса. Было просто желание создать что-то своё. Но что именно, я до конца не понимала. Вместе с Денисом Богатовым мы создали проект "ШКОЛАвДОМЕ", который основан на личном опыте семейного обучения детей и желании развиваться в этой теме. В результате был создан сайт и группы в социальных сетях, появился первый клиент. Оглядываясь назад, я понимаю, что в моем обучении был важный этап личностного роста. Потому что движение вперед было бы невозможно без четкого осознания того, "кто я", "что я хочу" и "почему я хочу это реализорвать", – поделилась своими впечатлениями от Мастерской социальный предприниматель Юлия Рогачева.

Еще одним интересным проектом является патронажная служба "сИДЕЛКА – НК". Она предлагает широкий спектр услуг по уходу нуждающимся в этом людям. Причем не только на дому, но и во время поездок к специалистам, а также нахождения в больницах, лабораториях и центрах реабилитации. Отдельно стоит отметить психологическое сопровождение родственников таких людей, которые хотят быть уверены в том, что доверили их надежным рукам.

– В Мастерскую я пришла в практически безнадежном состоянии: бизнес не развивался года два и я не знала, что с этим делать. Главным на проекте стала встреча с другими предпринимателями, которые работают в разных сферах и находятся на разном уровне. Если бы не они и упражнение Дениса Богатова "Колесо успешности", я бы не поменяла мышление, не появилось бы осознание себя самой, своего бизнеса и направления, в котором нужно двигаться дальше. По сравнению с тем, что было в начале проекта, я стала другим человеком с кучей планов, сил и энергии, – рассказала социальный предприниматель Наталья Шлагова.

Для успешного ведения бизнеса мало найти свободную нишу и привлечь новых клиентов. Очень важно подобрать такую команду сотрудников, которая будет работать эффективно и качественно. Помочь с этим призван проект "Карьерный коучинг в организации", который подойдет как для организаций, так и для физических лиц. С его помощью компании смогут оценить свой персонал и повысить его квалификацию, а ищущие работу люди – составить резюме и подготовиться к собеседованию.

– Я помню первый день проекта, когда плохо понимала тему, людей и цель, к которой мы идем. Все, что звучало на семинарах о социальном предпринимательстве и построении бизнеса, было мне интересно. Я поняла, что бизнес это инструмент, и его можно освоить! Появилось новое мышление, удалось понять и прочувствовать тему, в которой я могу быть полезной, – отметила социальный предприниматель Ирина Рябченко.

В завершение хочется сказать следующее. У вышеназванных проектов, а также других участников Мастерской – "Помощь в информационном продвижении предпринимателей с помощью BTL – инструментов" (Юлия Степанова), "Автобусные туры" (Сергей Сердюков), производство модульных зданий "Модуль Групп" (Тимофей Бикеев), виртуальные музеи "VR Kuzbass" (Дмитрий Нуриев), "Школа дартса" (Анна Заигрина), "Парк Приключений" (Тимур Жидиханов), студенческая школа маркетинга "Zero" (Екатерина Ревицкая), проект "Фито баня и салон – парикмахерская г.Мундыбаш" (Светлана Антропова) – большое будущее. Время покажет, насколько они будут успешными. Поспособствовать этому может включение в реестр социальных предпринимателей, прием документов для которого продлится до 20 июня. Помимо официального статуса, он дает возможность в будущем получить государственную поддержку. Подробнее об этом можно узнать у специалистов Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области.

Материал подготовлен при содействии

Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области

(МНФПМП г. Кемерово)

г. Кемерово, пр. Советский, 59

Телефон: (384-2) 75-55-89

Сайт: fondp42.ru

Фото: МНФПМП г.Кемерово
Комментарии для сайта Cackle