Учителя и школьники о проблемах дистанционного обучения

Прошло уже больше месяца с момента, как школьники перешли на дистанционное обучение. 25 апреля губернатор Сергей Цивилев сообщил, что в Кемеровской области школы и высшие образовательные учреждения Кузбасса продолжат дистанционное обучение вплоть до окончания учебного года.

Тяжело всем

Уже в первую неделю обучения дети и учителя столкнулись с тем, что платформы для дистанционного обучения не выдерживают наплыва пользователей. Позже на странности нового формата обучения и неготовность к нему учителей и школ обратили внимание ученики и родители по всей стране.

– Нам очень сжато сейчас рассказывают все. Мы, по сути, ничего не делаем: сидим и слушаем. Если чего-то не понял, то звони учителю и задавай вопросы, но так никто не делает. Все равно потом родители все объясняют. На перекличке из 25 ребят на уроке присутствует человек 15. Может быть, кто-то проспал, кто-то несерьезно относится к этому, – рассказывает семиклассник Рома из школы Кемерова.

Некоторые ученики пытаются саботировать занятия, пользуются тем, что учитель не знает возможностей приложений и могут рисовать на экране трансляции во время урока, списывать отсутствие на занятии на проблемы с интернетом, а некоторые из ребят, пока идет урок, играют в телефоне, просто делают так, чтобы телефон не попадал в кадр.

– Не все учителя до сих пор освоили платформы видеоконференций, все-таки очень много педагогов старшего поколения. В целом школы пока не готовы к удаленному обучению. Не готовы программы для дистанционного обучения, учителей практически не учили этим методам. Готовиться к онлайну сложнее, нет возможности тут же перестроиться, отвечая на вопросы, нужно думать об удержании внимания. Уроки должны быть по 20 – 30 минут – за такое сжатое время сложно что-то нормально объяснить. Важно учитывать, что онлайн-обучение подходит не всем, так что надо следить, все ли на связи и все ли тебя слушают. И, конечно, как-то поощрять онлайн-активность, вопросы в чате – это очень поддерживает учителя. Ну и родители должны понимать, что такой процесс обучения всегда трехсторонний, и каждая из сторон должна предпринимать максимум усилий для того, чтобы процесс состоялся. И если хоть одна из сторон начинает выпадать, результата не будет. Без родителей ничего не получится, – поделилась своими переживаниями одна из учителей Кемерова.

Родители тоже недовольны. "Учителя поделились на два типа. Одни просто высылают детям видеофайлы или презентации учебного материала и ждут, что родители все объяснят и в ответ вовремя отправят выполненное домашнее задание. У нас огромные проблемы с английским, мы с мужем оба учили немецкий. И вот как я должна по этой презентации научить ребенка, если я сама ничего не понимаю? Оценки у нас сильно поехали, конечно. Другие учителя проводят уроки в видеочатах, в Zoom в основном. Если учитель не может справиться с техническими настройками, ему в этом могут помочь дети" – объясняет Елена, мама семиклассника.

Родители также обращают внимание на большое количество самых разных платформ, используемых при обучении – "Российская электронная школа" (РЭШ), "ЯКласс", "Учи.ру" и пр. 
"Главный ужас – это то, что задания одновременно даются на нескольких разных платформах:, "Дневник.ру", "Учи.ру", "Академкнига", "Электронном журнале". Все это запомнить невозможно, дети, естественно, дезориентированы. Ребенок получил не пакет заданий на день на одном сайте, а ссылку на видеоурок во "ВКонтакте", ссылку на урок в "Учи.ру", ссылку на два урока в РЭШ и презентацию, составленную учителем в Power Point, плюс задания в бумажном учебнике и стишок, который надо выучить", – недоумевает родитель второклассника.

Все виснет, все ломается

И школьники, и учителя жалуются на плохое качество изображения и звука во время видеосвязи, на постоянно неработающие сайты с образовательными программами.
"Видеоконференции с классом с помощью скайпа, зума – достаточно проблематичны. Да даже просто подключить к скайпу весь класс – 25 – 30 учеников – это невозможно, он не потянет. И зум тоже", – говорит один из учителей Новокузнецка.

Технический директор компании "Good Line" Дмитрий Попов объяснил основные проблемы, связанные с качеством видеоконференций:

– В мире в целом сейчас выросло потребление интернет-трафика на 10 – 25%. Из-за этого внешние контент – и сервис-провайдеры (такие как Zoom, YouTube и пр.) сами снижают качество контента, чтобы сохранить доступность сервисов. При этом перегрузка мощностей Zoom происходит в большей степени из-за активных рекламных и PR кампаний. Специалисты компании просто не спрогнозировали, как многократное увеличение пользователей со всего мира повлияет на работу их платформы. Что сейчас происходит с Zoom и как он работает, мы с вами видим. Интернет-провайдеры напрямую не влияют на объемы потребленного трафика и на работу сторонних сервисов. Но, в любом случае, у нас сформированы планы по увеличению пропускной способности сети, которые при необходимости будут откорректированы. На данный момент повышение уровня трафика для нашей компании не критично, и мы легко с ним справляемся.

Технические специалисты рекомендуют повышение скорости интернета на время дистанционного обучения в связи с тем, что на домашнюю Wi-Fi сеть сейчас приходится большая нагрузка. Роутеры соседей также влияют на качество сигнала, чем больше роутеров вокруг, тем сигнал становится нестабильнее. Старое оборудование тоже может не справляться с таким объемом данных.

Педагоги опасаются, что у детей могут возникнуть дополнительные трудности с экзаменами из-за проблем с сервисами.

– "Дневник.ру" посыпался, это основная система, через которую "ЯКласс" был прикреплен, – говорит Светлана, мама восьмиклассника. – "ЯКласс" все-таки еще работает, но с перебоями. Например, дети заходят в тест, задание читают – и все, вылетает. Время идет, им двойки ставят, то есть это несерьезно. Видеоурок идет, тест не идет. Все сидят "ВКонтакте", в вотсапе – но какой там урок?

– Что касается образовательных платформ дистанционного обучения, то нами сформирован список всех этих сервисов, к которым сейчас нужен доступ, – поясняет технический директор "Good Line" Дмитрий Попов, – мы непрерывно контролируем качество связи до них и выбираем наиболее оптимальный доступ до каждого из них. Проблем со связью до этих площадок не было. Наши дети тоже учатся сейчас дистанционно, и мы все так же испытываем проблемы такого обучения на себе. Нами разработан план реагирования в случае неполадок со связью. У Good Line есть резервные магистральные каналы связи, которые мы всегда сможем задействовать, чтобы наши абоненты даже не заметили проблем со связью и это никак не повлияло на образовательный процесс.

Каким будет следующий учебный год, загадывать не приходится. В российских школах он начнется в очном формате с 1 сентября, но только если эпидемиологическая обстановка в стране будет подходящей. Об этом во вторник, 5 мая, сказал министр просвещения России Сергей Кравцов. При этом глава ведомства подчеркнул, что власти страны никогда не откажутся от традиционной системы обучения в пользу дистанционной, а также не допустят, чтобы школьники не смогли общаться друг с другом.

Фото: shutterstock.com
 Кемерово Облако тегов
Комментарии для сайта Cackle