Кемеровское отделение Сбербанка подвело итоги минувшего года, который стал как для самой финансовой организации, так и, судя по озвученным цифрам, для экономики региона знаковым. По крайней мере, кредитный портфель крупнейшего участника банковского рынка существенно увеличился. А это может говорить о том, что и предприятия, и жители Кузбасса почувствовали уверенность. Подробности выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Готовность брать кредиты – это одна из ключевых составляющих активной экономической ситуации в регионе. По крайней мере, это в большой степени относится к сегменту корпоративных клиентов. Говоря иначе, к юридическим лицам, субъектам бизнеса разного уровня.
Поэтому увеличение кредитного портфеля Сбербанка по итогам прошлого года можно оценивать как однозначно положительный факт. И для банка, и для экономики региона.
Если обратиться к цифрам, то ситуация выглядит следующим образом. Доля Сбербанка в сегменте кредитов юридических лиц за год выросла сразу на 4,4 процентных пункта и составила 27 процентов от всех выданных юридическим лицам кредитов в Кемеровской области.
Здесь отдельно стоит отметить, что сам кредитный корпоративный сектор в целом по Кузбассу увеличился на 2,5 процента. Таким образом, кемеровское отделение Сбербанка оказалось флагманом в этом направлении. Так, остаток по кредитам на начало 2019 года составил 40 миллиардов рублей. Для того чтобы понять масштаб этого корпоративного кредитного портфеля, стоит напомнить, что он по своим размерам составляет порядка трети годового бюджета всей Кемеровской области.
При этом одним из основных драйверов роста кредитного портфеля стали предприятия крупного и среднего бизнеса. Разумеется, в первую очередь, речь идет о проектах, реализуемых в угледобывающей отрасли. Что опять-таки объясняется ростом спроса и, соответственно, мировых цен на уголь.
Как следствие, при росте корпоративного кредитного портфеля в целом на 4,4 процентных пункта, сектор крупного и среднего бизнеса (КСБ) за год вырос на 4,6 процентных пункта. В абсолютных значениях остатки по текущим кредитам предприятий КСБ на начало года составили 35 миллиардов рублей.
Аналогичная ситуация у Сбербанка наблюдается и в сегменте кредитования физических лиц. Он тоже вырос. При этом в общей структуре кредитного портфеля физлиц доля ипотечных кредитов за год увеличилась и составила 64 процента. Соответственно, оставшиеся 36 процентов пришлись на потребительские кредиты.
Управляющий Кемеровского отделения Сбербанка Николай Шилов объяснил рост готовности жителей Кемеровской области обращаться в банк за кредитами, так называемым отсроченным спросом, когда расходы кузбассовцев на протяжении нескольких лет находились в замороженном состоянии. Люди просто боялись тратить и откладывали на черный день. Начиная с 2018 года, видимо, началась некая "денежная оттепель" и люди вновь начали тратить. Причем делать это в долг.
Плюс к этой потребительской активности добавился еще и отсроченный спрос на покупку жилья. Тем более что в настоящее время стоимость квадратных метров в регионе находится на недооцененном уровне и, как прогнозируют специалисты, уже в скором времени может вырасти.
Наряду с ростом кредитного портфеля как в корпоративном сегменте, так и сегменте физлиц, Сбербанку в Кузбассе удалось сделать, казалось бы, невозможное. В условиях столь существенного кредитного роста уровень просроченной задолженности, например, среди "физиков" сократился за год на треть. В 2017 году он составлял 6,1 процент, годом позднее – 4 процента.
В корпоративном секторе этот показатель куда менее волатилен и держится на уровне в 0,9 процента.
Одновременно с ростом кредитного портфеля Сбербанку удалось нарастить и остатки на счетах предприятий и физлиц. Так, остатки на счетах КСБ на начало 2019 года составили 19 миллиардов рублей. При этом остатки в сегменте КСБ выросли на впечатляющие 53 процента.
Вклады жителей Кемеровской области на счетах Сбербанка также увеличились, составив 157 миллиардов рублей. Это порядка 56 процентов от всего рынка банковских вкладов физлиц.
Еще одним растущим трендом Сбербанка в 2018 году стал эквайринг – безналичные расчеты, которые набирают все большую популярность и среди тех, кто платит, и среди тех, кому платят. О растущей популярности безналичных расчетов говорит только один факт: за год безналичный оборот в торговле и сфере услуг увеличился на 26 процентов, через эквайринг прошло порядка 34,4 миллиардов рублей.
Что касается формирования финансовой экосистемы, делающую жизнь и жителей региона, и представителей бизнеса более комфортной, то здесь участие Сбербанка остается определяющим. Например, только за год рост зарплатного сегмента (когда люди получают зарплату на пластиковые счета) Сбербанка составил 7 процентов, достигнув 70 процентов от общего размера этой сферы рынка в регионе.
Перечисленные банковские услуги так или иначе относятся к деятельности бизнес-структур, взаимодействие с которыми является одним из определяющих элементов. Потому, собственно, вполне логичным выглядит постоянное развитие рынка услуг именно для этого сегмента клиентов банка.
В этом смысле участие Сбербанка в различных бизнес-проектах, которые являются флагманскими для экономики региона и не только, выглядит вполне логично. Среди таковых можно упомянуть строительство стадиона для проведения Универсиады в Красноярске, модернизация производства одного из крупных шахтоуправлений на юге Кемеровской области, строительство горно-обогатительного комплекса, открытие шахты "Увальная".
А для развития малого бизнеса важным фактором может стать открытие в Сбербанке Центра оказания услуг, в котором любой желающий по принципу "одного окна" сможет быстро и без каких-либо дополнительных походов в различные инстанции, зарегистрировать собственное предприятие.
Отдельно можно упомянуть совместный с администрацией региона проект по выпуску пластиковой карты "МИР Социальная – Забота", которая позволяет своим обладателям – пенсионерам и льготникам различных категорий получать дополнительные скидки на многие товары и услуги при безналичной оплате.
Из ближайших планов, о которых рассказал Николай Шилов, запуск еще одного нового социального проекта, который будет очень полезен не только всем клиентам Сбербанка, но и просто жителями Кемеровской области. Это программный комплекс с использованием искусственного интеллекта, который планируется ввести в эксплуатацию уже в апреле текущего года. Его главная задача – это максимальная оперативность в определении вида инсульта пациентов. Что, в свою очередь, необходимо для максимально эффективного лечения. То есть врач медучреждения ставит диагноз пациенту, а искусственный интеллект может его уточнять, используя имеющуюся огромную базу данных на основании симптомов, которые медик выявил у конкретного пациента.
Излишне говорить, что максимально оперативное и столь же точечное лечение – это залог того, что пациент с инсультом может выйти из сосудистой катастрофы с наименьшими потерями. А значит, быстро реабилитироваться и сохранить полную дееспособность.
По словам Николая Шилова, подобные проекты для Кемеровского отделения Сбербанка и для него лично – это очень важная задача.
– Мне искренне хочется сделать так, чтобы благодаря нашей работе и сотрудничеству с нашими клиентами, жизнь каждого человека в нашем регионе становилась лучше, – подчеркнул Николай Шилов.