Из Новокузнецка с любовью: чем хорош "Сибирский хлеб"

  1057 
13 Марта 2019, 17:41

В последние годы мода на здоровый образ жизни набирает обороты. И речь идет не только об усиленных занятиях спортом, но и о правильном питании. Торговые сети поддерживают тренд – в магазинах стало появляться все больше здоровых продуктов, некоторые из которых можно назвать альтернативой всему привычному. Дошла очередь и до главного продукта любого стола – хлеба.

Одним из поставщиков такого полезного продукта, способного заменить привычный белый хлеб, на полках кузбасских магазинов, стал "Сибирский хлеб". Чем отличается это оздоровительное мучное изделие от обычной буханки и почему его выбирают покупатели, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Первый шаг

Несмотря на то, что "Сибирский хлеб" в этом году отмечает солидный юбилей – 25 лет со дня основания предприятия – на слуху его бренд оказался относительно недавно. Предприятие практически с первых лет работы фокусировалось на изготовлении эксклюзивного хлеба оздоровительного назначения. Сейчас в ассортименте компании около 200 наименований. В родном Новокузнецке предприятие стало основным поставщиком альтернативных видов полезного хлеба.

Расширить круг потребителей и увеличить географию продаж необычного продукта помогло сотрудничество производителя с федеральными торговыми сетями. В 2018 году "Сибирский хлеб" вошел в пул поставщиков сети "Пятерочка". Малое предприятие стало одним из более 120 новых партнеров X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") в Сибирском федеральном округе, которые начали сотрудничать с компанией в прошлом году. Самыми активными в 2018 году стали производители Новосибирской области, где с X5 начали сотрудничество 44 партнера. Также в прошлом году у торговой сети "Пятёрочка" появилось 27 новых поставщиков из Алтайского края, 17 – из Красноярского края, 11 – из Омской области, 8 – из Кемеровской области, по 6 – из Хакасии и Томской области, а также 2 – из Бурятии.

Стоит отметить, что опора на местных производителей – понятный и оправданный тренд, которому следуют российские ритейлеры после введения в 2014 году продовольственного эмбарго. По данным Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров, если до начала "санкционной войны" доля российских продуктов в магазинах составляла около 60%, то к середине 2018 года она оценивалась в 80%. Причем по отдельным видам товаров, в основном "свежей" категории (овощи и фрукты, сыры и молочная продукция, мясо и рыба) она стремится к 95-100%. К одной из таких категорий относится и хлеб.

На прилавках должен быть разный хлеб: и от небольших производителей и от крупных. Главное чтобы ассортимент был широкий, а у потребителя была возможность выбора. Потребитель не всегда смотрит на изготовителя, он обращает внимание на свежесть и цену, если продукт упакован – на упаковку, если нет – определяет свежесть по запаху. При этом нужно помнить, что хлеб нездоровым не бывает. Небольшим производителям в любом случае не стоит конкурировать с крупными хлебными заводами, это не их цель. В Думе уже есть, например, закон о мобильной торговле – палатках, павильонах, автолавках, и это все сейчас получит развитие. А идти в крупные сети нужно, если вы готовы предоставлять объемы, но тут и другой заработок", – объясняет президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон:

Трудности входа

Несмотря на то, что представленность в магазинах крупных федеральных сетей сулит местным поставщикам выгоду, начало сотрудничества дается легко далеко не всем из них. Эксперты Общественной палаты Кемеровской области обращают внимание на то, что региональные производители не всегда могут "войти" в сеть из-за строгих требований к качеству продуктов, а также их упаковке и стоимости.

Но "Сибирскому хлебу" это удалось, пусть и не сразу: когда в августе 2016 года "Пятерочка" пришла в Кузбасс, хлебобулочная компания на полки сети не попала.

– Тогда мы не попали в первый открывшийся универсам этой сети, но поняли, что хотим быть там представлены, обязательно, – вспоминает заместитель директора по производству Светлана Рацкевич. – Однако одного желания было мало – требования сети к качеству, безопасности и внешнему виду продукции были очень высокими. Мы пересмотрели подходы к работе, достигли необходимого уровня качества и добились результата. Год назад нам позвонил менеджер "Пятерочки": нужен был дополнительный поставщик хлебобулочных изделий в магазин, который находится за городом. Так началось наше долгожданное сотрудничество с торговой сетью. Наладив диалог, мы сделали презентацию всей нашей продукции. В итоге нас ввели во все магазины, которые мы могли охватить территориально.

Это было начало истории, которая в итоге вылилась в долгосрочное сотрудничество. Сейчас "Сибирский хлеб" представлен на юге Кемеровской области, хотя компании хотелось бы в перспективе охватить весь регион.

– Препятствием для дальнейшей географической экспансии является то, что мы не производим хлеб длительного хранения. Его максимальный срок хранения – четверо суток. И если на доставку требуется больше шести часов, то для нас это не вариант, – объяснила Светлана Рацкевич.

– Сетям нужно стандартное качество, определенные процедуры, скорость доставки – это можно отнести к объективным критериям, – подтверждает Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз". – Объем продукции фермер может продавать такой, который у него есть, а не тот, который требуется для магазинов. Некоторые сети практикуют такое сотрудничество.

Набирая вес

Сотрудничество с "Пятерочкой" принесло свои плоды. Так, только за три квартала прошлого года число магазинов, в которых продавалась продукция "Сибирского хлеба", выросло на 60%. Познакомившись с полезным хлебом, покупатели стали все чаще выбирать его. Это привело к тому, что продажи продукции "Сибирского хлеба" в каждом магазине торговой сети выросли на 16% только за IV квартал 2018 года.

– Мы видим, что за последние полгода спрос на наш хлеб увеличился. И связываем это с тем, что потребители все больше переключаются на полезные продукты. Мы тщательно работаем с продвижением идеи здорового питания, поэтому все больше и больше людей выбирают не простой дешевый хлеб, а правильный, который может принести максимальную пользу, – отметила Светлана Рацкевич.

Партнерские отношения "Сибирского хлеба" и X5 Retail Group строятся по беспроигрышному принципу: местный производитель получает устойчивый канал сбыта с широкой и лояльной аудиторией, а федеральный ритейлер – надежного поставщика качественной продукции. Но эксклюзивности это сотрудничество не подразумевает: в "Пятерочке" представлена продукция других поставщиков, поэтому за внимание покупателя нужно побороться. Эта конкуренция становится еще острее, если принять во внимание результаты статистических исследований. Так, по данным Минпромторга, за последние 10 лет потребление хлеба сократилось на 25%. А значит, к выбору хлеба россияне стали подходить более тщательно.

В то же время, на руку "Сибирскому хлебу" играет явление, которое можно назвать "продуктовым патриотизмом". Заключается оно в том, что покупатели предпочитают приобретать продукцию, произведенную на их малой родине. Согласно результатам совместного исследования ВЦИОМ и Центра социального проектирования "Платформа", такого принципа придерживается почти половина респондентов (47%).

Помимо высокого качества своей продукции, "Сибирский хлеб" берет еще и ценой. Производитель участвует в промоакциях, которые проводятся в торговых точках. У "Сибирского хлеба" есть промоплан – календарный план по продвижению разного вида хлеба, в зависимости от сезонности, от актуальности определенного сорта, когда предлагаются сниженные цены на продукты для акции "три по цене двух" или продаж с глубокой скидкой.

В системе распространения "Сибирского хлеба" торговые сети, в том числе, федеральные занимают с каждым годом все большую долю. Еще 10 лет назад через сети продавалось около 65% продукции, сейчас цифра приближается к 85%.

По признанию Светланы Рацкевич, работа с сетями хороша тем, что бизнес становится более прогнозируемым.

– Мы можем планировать по крайней мере на год, а то и на два. В таких условиях нам легче продумывать варианты развития и инвестиции. Да и выстраивать отношения с крупными сетями, такими как "Пятерочка", проще по сравнению со множеством мелких магазинов, – рассказала Светлана Рацкевич.

Хлеб без муки и конкуренция

Безусловно, с коммерческой точки зрения рост продаж, а вместе с ней и прибыли – задача номер один для любого поставщика. Но в "Сибирском хлебе" этим не ограничиваются и успешно разрабатывают новые технологии, которые позволяют расширить ассортимент и сделать его уникальным. В качестве примера можно привести хлеб из серии "Живое зерно", в котором нет муки. Вместо нее используется перемолотое в тестовую массу пророщенное зерно пшеницы. Благодаря этому удается сохранить оболочку зерна и содержащиеся в ней микроэлементы. По словам представителя "Сибирского хлеба", такого хлеба в Кузбассе больше никто не делает.

Еще одно новшество, которое компания ввела в 2019-м году – замена дрожжей для подъема теста заквасками с полезными веществами. Но не классическими, которыми на производстве пользовались и раньше, а новыми. В их состав входит несколько видов молочнокислых бактерий, поэтому во время ферментации вырабатываются питательные микроэлементы и витамины. А еще эти закваски расщепляют вредный для пищеварения крахмал, поэтому такой хлеб лучше усваивается.

Условными конкурентами "Сибирскому хлебу" можно считать мини-пекарни, которые сейчас активно развиваются по всей России. Они моментально реагируют на тренды, изменения покупательского вкуса.

– В этой отрасли я работаю три года и могу сказать, что конкуренция растет. Рынок насыщается, пекарен становится больше, поэтому за покупателя приходится бороться. Делаем это, поддерживая хороший уровень соотношения качества и цены. Ведь людей не обманешь, они покупают хлеб, а также сладкую и сытную выпечку там, где вкуснее, – рассказал о положении дел на рынке новокузнечанин Евгений Демидов, открывший по франшизе в своем городе "Любимую пекарню".

Но, несмотря на все плюсы формата мини-пекарен (прежде всего – удобное расположение в шаговой доступности от покупателей), ряд экспертов считает, что мини-пекарни не могут полностью закрыть потребности рынка.

– У нас достаточно крупный объем – порядка 10 тонн в сутки, но при этом мы сохранили мобильность, по-прежнему используем много ручного труда, фактически оставаясь производителем ремесленного хлеба. То есть мы довольно оперативно реагируем на рыночную ситуацию, у нас есть ресурсы для того, чтобы делать гарантированные объемы хлеба стандартно высокого качества, – подчеркнула Светлана Рацкевич.

Эти характеристики поставщика очень ценят торговые сети. В случае с "Пятерочкой" совпал еще и интерес к здоровым продуктам: некоторое время назад сеть начала активно включать в ассортимент полезные продукты с короткими сроками хранения. Их поставки могут обеспечить только локальные производители. Именно поэтому их число среди поставщиков федеральных торговых сетей постоянно растет.

В самой компании X5 Retail Group отмечают, что ключевая цель – выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений с производителями. Компания уделяет особое внимание локальным поставщикам в каждом регионе и стремится обеспечить максимальное присутствие их продукции в магазинах. Такое тесное взаимодействие предоставляет местным производителям широкий канал сбыта их товаров, а покупателям – разнообразный выбор качественной свежей продукции по разумным ценам, – сообщил представитель X5 Retail Group. В течение 2018 года X5 Retail Group начала сотрудничать с 1 312 российскими поставщиками из 67 регионов семи федеральных округов, тем самым увеличив количество новых поставщиков в полтора раза по сравнению с 2017 годом.

Соц.сети