Кузбасский тест-драйв в "супертяжелом весе"

В ближайшее время парк карьерных самосвалов на угледобывающих предприятиях в Кемеровской области может существенно обновиться. Причем за счет исключительно российской техники. Новые 60-тонные карьерные самосвалы машиностроительного завода Тонар уже начали обкатку на одном из крупнейших предприятий отрасли – разрезе "Шестаки" компании ЗАО "Стройсервис". Подробности узнавал корреспондент VSE42.Ru.

Тонар: эволюция

60-тонная махина не может не поразить того, кто увидел ее впервые. По крайней мере, такого российский автопром еще не производил. Карьерный автосамосвал, собранный руками российских инженеров, это во многом технологический прорыв. Как для предприятия Тонар, где их начали собирать, так и для российской горнодобывающей отрасли. Однако обо всем этом стоит рассказать подробнее.

Во-первых, стоит отметить, что подмосковный машзавод Тонар давно уже стал крупным и зарекомендовавшим себя за годы работы на рынке брендом. Многим памятны торговые ларьки на колесах, которые в народе так и называли – "тонары". Разумеется, по названию компании-производителя.

Однако производством исключительно таких ларьков на заводе дело не ограничилось. На сегодняшний день продуктовая линейка предприятия насчитывает десятки видов полноразмерных прицепов и полуприцепов: от самосвалов до контейнеровозов, тракторных прицепов, бункеров-перегрузчиков, птицевозов.

А вот на рынок карьерных самосвалов-тяжеловозов российское предприятие вышло относительно недавно. И первой продукцией в этом направлении стал автомобиль Тонар-45251. Этот карьерный самосвал способен перевозить до 45 тонн груза, являясь по этой характеристике классическим небольшим карьерным самосвалом-углевозом. Что уже стало серьезным достижением, поскольку такой углевоз – первый показ возможностей российского автопроизводителя по обеспечению угледобывающих предприятий страны современным транспортом, способным решать стоящие перед угольщиками задачи.

Причем, как уверены представители завода, самосвал вполне конкурентоспособен даже в сравнении с самыми раскрученными иностранными брендами. Тут, как говорится, секрет кроется в оптимальном соотношении цены и качества.

Более того, спустя совсем непродолжительное время компания Тонар решила закрепить свой успех на рынке карьерных самосвалов и выпустила новый автомобиль, который получил название Тонар-7501. Собственно говоря, именно эта модель и стала "героем дня". Испытания предсерийной версии начались в июле на разрезе "Шестаки" – предприятии компании ЗАО "Стройсервис", которая для машиностроителей Тонара является стратегическим партнером.

Тест-драйв на дорогах разреза

Исходя из этого, выбор площадки испытаний нового самосвала именно на "Шестаках", не случаен. Дело в том, что сотрудничество между российским автопроизводителем и кузбасскими угольщиками "Стройсервиса" идет не первый год, и 45-тонные самосвалы работают на многих разрезах "Стройсервиса". Накоплен большой опыт их эксплуатации. К примеру, работники "Шестаков" могут досконально оценить все плюсы и неизбежные минусы "первенца". Соответственно, производитель автомобилей сможет оперативно отреагировать на обратную связь и внести изменения, прежде чем Тонар-7501 выйдет в полноценное серийное производство и начнет работать на предприятиях угледобывающей отрасли.

Опыт у самих "тонаровцев" в создании подобной техники достаточно большой. Это и серийные 45-тонники Тонар-45251, и полуприцепы-самосвалы, и прочая техника, много лет выпускаемая на заводе. Так что 60-тонная машина это своего рода "венец коллекции" (пока не появится автомобиль с большей грузоподъемностью), при создании которой инженеры Тонара использовали большинство прежних наработок и опыт мирового автопрома.

Так, во время презентации нового самосвала технический директор Тонара Юрий Вайнштейн не просто представил автомобиль, но и рассказал о том, какие решения были использованы при его создании. Одной из сильных сторон Тонар-7501 является подвеска, разработанная инженерами российского предприятия. Она позволяет обеспечить высокую плавность хода. При этом надежность подвески настолько высока, что, например, запасные части, которые Тонар несколько лет назад поставил вместе с новыми автомобилями горнодобывающей компании в Якутии, до сих пор остались невостребованными.

– На мой взгляд, это лучшее подтверждение надежности наших автомобилей. Сами понимаете, что работа в Якутии – это достаточно жесткие условия и в плане нагрузок, и в плане температурных режимов. Однако, несмотря на экстремальные условия, наши самосвалы показали себя вполне достойно, – сказал Юрий Вайнштейн.

О значимости для угледобывающей отрасли Кемеровской области появления первого в этом классе российского самосвала говорит и тот факт, что в презентации автомобиля принял участие руководитель областного департамента угольной промышленности Олег Токарев. По его словам, запуск Тонар-7501 – это существенный вклад в импортозамещение и новые возможности развития отрасли.

Реальный автомобиль для реальной работы

По большому счету, Тонар-7501 – это продукт именно российских разработок. Однако произведен он на основе международной кооперации. Поэтому, с одной стороны, – проверенное качество крупнейших производителей автомобильных узлов и агрегатов, а с другой, – технологии и работа по объединению в одном автомобиле уже готовых решений и авторских разработок инженеров Тонар.

Например, давно уже заслуживший доверие двигатель компании Cummins выдает 540 лошадиных сил, семиступенчатая автоматическая коробка передач Allison обеспечивает плавность хода, а межколесные и межосевые блокировки делают самосвал по-настоящему проходимым даже в условиях тяжелого бездорожья. И это при том, что он способен перевозить до 60 тонн полезной нагрузки на скорости 40 километров в час.

При этом, как рассказал руководитель представительства Тонар в Кемеровской области Эдуард Сабиров, за время испытаний в реальных условиях работы на разрезе "Шестаки" новый самосвал показал действительно высокие эксплуатационные характеристики. Например, при "паспортном" расходе топлива в 210 литров на 100 километров реальный расход оказался значительно меньше – всего 130 литров на 100 километров.

Как рассказал директор по транспорту ЗАО "Стройсервис" Виталий Петров, самосвалы Тонар за время работы на предприятиях компании успели хорошо себя зарекомендовать.

– Сейчас эти автомобили в основном работают на межскладских перевозках. А новый Тонар, в принципе, можно использовать и для работы в забое. Техника современная, надежная, производительная. Какие-то моменты в процессе эксплуатации возникают, но все это обсуждается с производителем, а завод очень оперативно реагирует и учитывает наши пожелания. Очень важно, что машины производятся в России. Как следствие, все специалисты здесь, рядом. Опять же склад запчастей и весь необходимый сервис – тоже под рукой. А это важно. Плюс цена. Российские автомобили при аналогичных технических возможностях, как ни крути, более доступны, чем заграничные аналоги. Ну и главное – наши предприятия стали своеобразным испытательным полигоном для самосвалов Тонар. То есть изначально, даже если какие-то недостатки в полевых условиях в машинах выявляются – а это, сами понимаете, просто неизбежно перед запуском в серию, – они устраняются на старте. Соответственно, на выходе мы получаем качественный продукт, созданный с учетом реальных потребностей угольщиков, – рассказал Виталий Петров.

Разумеется, одна из самых главных оценок – это мнение водителя, который непосредственно взаимодействует с новой техникой.

– Очень достойный автомобиль. Во-первых, хорошая обзорность, а значит контроль за тем, что происходит вокруг и как ведет себя автомобиль. Во-вторых, в нем очень комфортно. Современная кабина водителя. Даже автомагнитола стоит, так что во время работы можно слушать музыку. Это из удобств. А что касается работы, то здесь хорошим подспорьем является бортовой компьютер, своевременно информирующий о состоянии ключевых узлов и агрегатов автомобиля. В-третьих, подвеска самосвала – а он сам весит больше 27 тонн да еще плюс 60 тонн груза, – работает просто идеально. Как будто в легковом автомобиле едешь, – подытожил водитель автосамосвала Александр Плотников.

Уже в кулуарах мероприятия, посвященного первой открытой презентации самосвала Тонар-7501 на разрезе "Шестаки", удалось услышать мнение угольщиков, имеющих опыт использования технологического автотранспорта в несколько десятилетий. Главный вывод, пожалуй, состоит в следующем. Во-первых, наконец-то появился достойный российский "тяжелый" самосвал. Во-вторых, лояльная ценовая политика производителя делает Тонар-7501 весьма привлекательным и конкурентоспособным на российском рынке.

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle