Мэров и губернаторов «посчитали»

Начало года – традиционное время подведения итогов года предыдущего. Среди многочисленных рейтингов внимание редакции привлекли несколько, касающиеся чиновников высшего регионального и муниципального уровня, а также рейтинг российских регионов, оценивающий их положение относительно "коллег" по такому важному параметру как уровень жизни населения.

Мэрский разрыв в 50 пунктов

Сначала, как водится, о приятном. Причем, приятном для кемеровчан. Мэр областного центра Кузбасса Илья Середюк, дебютировавший в этом качестве только весной прошлого года, буквально влетел в группу лучших рейтинга, составленного Центром информационных коммуникаций "Рейтинг" совместно с Финансовым университетом при правительстве РФ.

Илья Середюк занял почетное 25 место, замкнув первую группу мэров-"молодцов". Что, конечно, радует. Ну, и должно, видимо, прибавить ему сил более эффективно очищать город Кемерово от сугробов и заносов в первую мэрскую зиму, которая выдалась чрезвычайно снежной.

Что касается мэра второго кузбасского города, который также попал в рейтинг – Сергея Кузнецова, – то здесь дела существенно хуже. По крайней мере, если верить данным исследования.

Мэр Новокузнецка не попал даже в группу "середнячков", оказавшись в последней третьей группе на 75 месте. При том, что всего в рейтинге оценивались главы 88 городов. Кстати, в список "оценочных" чиновников попали не только мэры региональных столиц, но и нескольких крупных городов. В том числе и Новокузнецка.

Если говорить в целом о распределении мест, то лучшим признан мэр сибирского города Тюмень Александр Моор. Кроме него и Ильи Середюка в первую группу "лучших" вошли мэр Иркутска Дмитрий Бердников (12 место), мэр Красноярска Эдхам Акбулатов (21 место), а также глава Новосибирска Анатолий Локоть (24 место).

Крепкими "середняками", вошедшими во вторую и самую многочисленную группу рейтинга, стали сибирские мэры Иван Кляйн (Томск, 28 место), Николай Булакин (Абакан), Сергей Дугин (Барнаул) и Виктор Облогин (Горно-Алтайск).

Ну и, наконец, аутсайдерами рейтинга мэров крупных российских городов за 2016 года из сибиряков наряду с новокузнецким Сергеем Кузнецовым стал и омский мэр Вячеслав Двораковский (87 место).

«Жизнь» упала, долги выросли

Что касается губернаторов, то их рейтинг, также подготовленный Центром информационных коммуникаций "Рейтинг", основывался на анкетировании специалистов в разных сферах. Составители рейтинга отмечают, что на протяжении года исследования фонда носили закрытый характер. И здесь в числе лидеров отмечен мэр Москвы (столица России – это отдельный субъект наравне с областями, краями и другими регионами) Сергей Собянин, возглавивший "список лучших". За ним идут губернатор Тюменской области Владимир Якушев и глава Татарстана Рустам Минниханов, занимающие соответственно второе и третье места.

Таким образом, несложно сделать напрашивающийся сам собой вывод: в сочетании "мэр регионального центра плюс глава региона" убедительную победу одержала Тюменская область с первым (мэрским) и вторым (губернаторским) местами в рейтингах.

Что касается главы Кемеровской области, то Аман Тулеев занял в рейтинге 61 место, уступив среди соседних сибирских регионов омскому губернатору Виктору Назарову (43 место), Виктору Толоконскому (Красноярский край, 48 место) и Сергею Жвачкину (Томская область, 51 место). Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий оказался в рейтинге на 63 месте, а первые лица республики Алтай Александр Бердников и Алтайского края Александр Карлин – на 79 и 83 месте из 85 соответственно.

Относительно ситуации с оценкой уровня жизни населения в регионах России, то здесь, как говорится, в помощь рейтинг, подготовленный журналом "Профиль". Правда, порадовать жителей Кузбасса здесь, увы, не получится. А все потому, что всего за год наш регион опустился сразу на 18 позиций, оказавшись на 75 месте – в последней десятке рейтинга.

Это тем более печально, если учесть, что некоторым сибирским регионам – соседям Кузбасса удалось не просто удержать свои позиции (что в условиях непростой экономической ситуации уже достижение), но и подняться вверх. Так, например, Республика Алтай за минувший год смогла сохранить своё место в рейтинге, а Алтайский край и Новосибирская область и вовсе выросли, добавив соответственно четыре и один рейтинговый пункт.

При этом в Кузбассе одновременно со стремительным падением уровня жизни населения в течение года сократился и такой параметр рейтинга, как "экономическая динамика" – на два пункта. Стоит отметить, что при формировании этой характеристики учитываются существенные для экономики региона показатели. В том числе динамика реальных денежных доходов, индекс промышленного производства, объём платных услуг населению и индекс производства продукции сельского хозяйства.

Одновременно с нарастающими экономическими проблемами Кемеровской области увеличивается и ее закредитованность. Так, согласно данным Главного финансового управления Кемеровской области, за год (с 1 декабря 2015 года по 1 декабря 2016 года) размер государственного долга в регионе вырос более чем на 10 процентов: с 55,938 миллиарда рублей до 62,259 миллиарда рублей.

Таким образом, одновременно с быстрым и значительным падением уровня жизни населения закредитованность региона стала нарастать пугающими темпами, что при наихудшем сценарии развития событий может в средне – или долгосрочной перспективе привести к крайней ситуации – банкротству региона.

Само собой, этой наиболее пессимистичный вариант развития событий и хочется верить, что экономика Кузбасса выдержит очередное испытание, очередные экономические трудности и сможет избежать коллапса.

Фото: google.com
Комментарии для сайта Cackle