Могилы предков и церковная духовность

Уважение к предкам – один из критериев, по которому судят о состоянии общества. Могилы, кладбища, надгробия – все это дань уважения к нашему прошлому и духовная основа каждого человека.

Что в настоящее время происходит на кемеровских кладбищах, выяснил корреспондент VSE42.Ru.

Уход за вознаграждение

Однако с уважением к предкам, как выясняется, у нас все далеко не в порядке. По крайней мере, если судить по состоянию значительной части могил на кладбищах Кемерова.

Кладбище №2 – одно из относительно новых. Но, увы, могил здесь уже очень много. Более того, состояние большинства их них вызывает оторопь у любого нормального человека – покосившиеся (самые дешевые) металлические памятники, отвалившиеся таблички, на которых когда-то были указаны имена умерших.

"Главное" по кладбищам – муниципальное предприятие "Спецбюро". Его работники, само собой, не обязаны следить за каждой могилой. Это обязанность, долг или добрая воля родственников умершего человека. А выполнять ли свой долг – каждый решает сам.

Если нет сил и времени лично приехать на могилу к близкому человеку, можно, например, обратиться в специализированные компании, которые якобы предоставляют такие услуги. Однако, как рассказал нам человек, работающий в погребальном бизнесе, "занятые" родственники предпочитают обращаться напрямую к работникам кладбищ, которые за небольшое вознаграждение могут, например, покосить траву на могиле, да и в целом навести порядок.

Тут поневоле вспоминается, что уход за могилами – это, в первую очередь, дело духовное. Чтобы человек чувствовал себя полноценным, он не может жить без памяти о своем прошлом, а значит, не должен забывать могилы родителей, своих предков. Ну а раз дело духовное, то и неплохо было бы, если бы им занялись те, кто провозглашает заботу о духовности одной из своих главных задач. Речь, разумеется, идет о церкви. В первую очередь о православной.

Тем более, что околоцерковная деятельность, различные православные волонтерские движения – все это, казалось бы, неплохое подспорье для исполнения доброго дела.

Свечки или добрые дела?

Однако, как удалось узнать, на кемеровских кладбищах подобная работа со стороны той же кемеровской епархии не ведется. По крайней мере, по нашим данным, в обозримом прошлом никаких подобных акций – например, когда православные волонтеры приехали бы на какое-то кладбище и устроили там что-то вроде субботника, – не проводилось.

Этот факт, конечно, удивляет. Ведь, хочется верить, церковь – это не только насос по сбору денег за свечки, иконки и святую воду. Это ведь еще и то, что называется окормлением. Говоря иначе, духовное развитие человека. А как можно развивать человеческий дух без того, чтобы не делать конкретные добрые дела? И начать, видимо, стоило бы с основы основ – с памяти.

Логично задаться вопросом: а куда глядят православные священники, руководство той же кемеровской епархии?

Антиклерикалы, конечно, с готовностью воскликнут: в карманы своих прихожан, куда ж еще! Но как-то не хочется верить, что это именно так. Что батюшки озабочены только сбором пожертвований – вольных или не совсем. Хотя, учитывая, например, недавние нововведения в местных церковных службах, такая мысль как-то невольно приходит на ум. Вспомнить хотя бы недавний запрет священникам отпевать усопших на дому.

Казалось бы, родственникам удобно, когда в без того суетные дни организации похорон не надо везти гроб в церковь, а можно просто вызвать служителя культа на дом. Но нет, запретили. При этом, на мой взгляд, разумных объяснений этой церковной инициативе услышать не довелось.

Тут уж поневоле начинаешь думать, что это сделано только для одного – для ужесточения внутренней дисциплины, чтобы ни один рубль не прошел мимо кассы, а значит мимо епархиального руководства. А то вдруг какой священник "забалует" и вздумает часть добровольных пожертвований – а именно так классифицируется плата за отпевание в некоммерческой организации под названием РПЦ – оставить себе.

По крайней мере, ничего иного лично я здесь не вижу.

Памятник будет?

Наверное. нереально каждую могилу на кемеровских кладбищах привести в надлежащий вид. Это действительно достаточно дорого. И если сами кемеровчане не готовы тратить деньги и силы на уход местом, где лежит их умерший родственник, то вряд ли кто-то еще готов взять на себя эту задачу. От РПЦ, как видится, этого ждать не приходится, несмотря на наличие дармовой, то есть волонтерской рабочей силы. От местных властей – тоже. Разумеется, за неимением соответствующей статьи расходов.

В этой связи радует, что вмешательство СМИ способно хотя бы локально решить эту задачу. Как это было, например, с могилой скульптора Георгия Баранова – автора известного далеко за пределами Кузбасса и ставшего визитной карточкой Кемерова памятника Михайло Волкова.

Напомню, что плачевное состояние могилы Баранова недавно стало известно широкой общественности благодаря публикации в "МК в Кузбассе".

Сестра покойного скульптора, конечно, как может, ухаживает за могилой брата, но она пенсионерка, так что ее доходы явно не позволяют обеспечить тот уровень, которого бесспорно заслуживает место захоронения Георгия Баранова.

К счастью, после публикации в газете дело сдвинулось с мертвой точки. Как рассказал директор "Спецбюро" Игорь Алхимов, в настоящее время уже разработан проект – точнее, даже два проекта, – предполагающие установку на могиле Георгия Баранова мраморного памятника высотой 1,3 метра. В настоящее время проведена "детализация по разработанным проектам" и ожидается "принятие решения".

"Скорее всего, этот вопрос будет рассмотрен уже на следующей неделе – числа 19-20 сентября. В зависимости от результатов можно будет говорить о возведении памятника. В целом на полный цикл работ необходимо порядка недели", – сказал Игорь Алхимов.

Остается надеяться, что городские власти доведут начатое до конца и достойное надгробие еще до начала заморозков все-таки будет установлено на могиле Георгия Баранова.

p>

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle