Бегущие по проводам: история кемеровского троллейбуса

Жителям больших городов помимо прочего открыта романтика электротранспорта. В миллионерах это в том числе метрополитен, у нас – трамваи и троллейбусы. "Рогатый" транспорт доставляет навстречу коллегам, друзьям и любимым, спасает от мороза, дождя и опозданий, заставляет выглядывать из павильонов остановок и бежать на закрывающиеся двери уже не одно поколение кемеровчан. VSE42.Ru разобрался в истории кемеровского троллейбуса.

Первые линии

Первые линии рисунка троллейбусного движения в областном центре набросили в 1970 году. При этом задумка "художника" виднелась ещё в 60-е, когда Кемерово полвека отроду разрастался вместе с собственным населением. Уже существовавшая трамвайная сеть едва справлялась с потоком пассажиров, а автобусы во всех смыслах слова уже не вывозили.

Новый для кемеровчан вид транспорта торжественно появился 25 сентября 1970. Вместительный ЗиУ-5Д, только что прибывший с завода из Саратовской области, с детворой на борту пробежался от главной площади города по Советскому до железнодорожного вокзала и обратно.

Со временем линию демонтировали, однако теперь в Кемерове закрепилось три троллейбусных маршрута. Первый троллейбус следовал от коксохимзавода до проспекта Ленина, по которому наматывал километры до бульвара Строителей. Второй маршрут также следовал по одной из главных магистралей города до бульвара, однако до этого успевал проделать путь от улицы Терешковой до Кузнецкого проспекта и вокзала. Третий же номер курсировал как встречный троллейбусу №2.

Открытия следующей линии горожанам пришлось ждать ровно десять лет. В 1980 году власти открывают троллейбусную линию Бульвар Строителей – Красноармейская – "Азот" – ДСК и запускают по ней четвёртый маршрут, который сегодня проложен лишь до "Азота". Вместе с этим в ходе реконструкции Кузнецкого проспекта, запущенной также в 80-е, с самой загруженной дороги города троллейбусную линию убирают, а вместе с тем по понятным причинам корректируют маршруты №1 и №2.

Вторая параллельная

Не самая радужная экономическая ситуация в начале девяностых сказалась и на электротранспорте. Уже упомянутые города-миллионники так и не открывали новых станций метро. Какое развитие метро, когда не особо хорошо с вещами поважнее? Благо, проложить троллейбусную линию куда дешевле.

Так, в 1993 для движения "рогатых" задействовали вторую магистраль между центром и Ленинским районом – Октябрьский проспект. Само собой, вместе с этим появилось сразу три новых маршрута: №6, №7 и №8.

Последний, соединявший Шалготарьян и Кирова, был упразднён совсем недавно – в октябре 2013 года. Два других продолжают доставлять жителей микрорайона, названного в честь венгерского городка, в центр Кемерова. "Шестёрка" традиционно бегает до вокзала, седьмой маршрут, изначально ходивший до "Токема", сегодня в качестве конечной остановки имеет Губернский рынок.

В эти же годы в областном центре появились любимые многими "гармошки". Сочленённые красно-белые троллейбусы обслуживали преимущественно седьмой маршрут. Кроме того, именно в девяностые по городу курсировали и так называемые троллейбусные поезда системы Владимира Веклича – соединённые специальным образом одиночные троллейбусы ЗиУ-682. В 1998 по требованию ГАИ движение таких систем многих единиц приостановлено в связи с высокой аварийностью дорожных ситуаций, которые они создавали.

Третье тысячелетие

Настоящий прорыв – в хорошем смысле этого слова – троллейбусной сети Кемерова пришёлся на нулевые. В 2002-м из Шалготарьяна выходит дополнительный маршрут до вокзала – №11. Троллейбус сворачивает с Октябрьского по бульвару Строителей на проспект Ленина и движется в направлении железнодорожных ворот города.

Однако, как оказалось, это событие лишь подготавливало к главному достижению транспортников – в 2005-м году троллейбусное движение впервые приходит на Правый берег. 18 августа, в честь Дня шахтёра, состоялось торжественное открытие маршрута №12, соединившего проспект Шахтёров и КХЗ. С недавних пор конечной "двенадцатого" является всё тот же вокзал. Вместе с этим был запущен и троллейбус номер 14, следовавший с Правого берега до бульвара Строителей, а последние дни своего существования и вовсе до получившего троллейбусные линии Комсомольского.

На 90-летний юбилей в 2008-м город обзавёлся ещё одним "троллейбусным" районом – по Молодёжному проспекту в ФПК побежал маршрут номер 15, другой конечной остановкой которого является КХЗ. Чуть позже была запущена и укороченная версия маршрута, следующая до Кирова.

В двухтысячные же вместе с мощным развитием линий происходит и массовое обновление подвижного состава. Практически все из сотни обслуживающих сегодня кемеровчан машин именно в нулевые сменили собой старые троллейбусы. Помимо "традиционных" ЗиУ – которые, впрочем, также выпускают самые современные модели – в город впервые поступили новые троллейбусы башкирского производства. Сегодня доли троллейбусов из Саратовской области и Башкортостана в Кемерове практически равны.

Четвёртое измерение

Говорят, что у троллейбусов нет заднего хода. В случае с современными моделями видно, что это не совсем так, однако заднего хода точно нет у истории. Перед лобовым стеклом кемеровского троллейбуса как неизбежный атрибут времени маячат перспективы.

Одна из таких – создание линии аж до Лесной Поляны. Проект пригородной троллейбусной линии, коих великое множество, например, в Крыму, активно обсуждался во время строительства скоростной трассы до города-спутника. Троллейбусный маршрут мог бы следовать до Лесной Поляны от вокзала через Лапландию. Официальность таких планов, как и их целесообразность, стоит под большим вопросом, но даже если допустить это, принятие и возведение линий вряд ли пройдёт легко и быстро.

Куда более реальными кажутся намерения запустить троллейбус на Южный. Заинтересованные горожане предлагают сделать это сразу с двух сторон: через ФПК и улицу Соборную. Пассажиропоток в данном направлении действительно велик, однако едва ли можно увидеть линии троллейбуса на линиях Южного уже в следующем году.

Не стоит сбрасывать со счетов троллейбусы и с возможным продлением проспекта Комсомольский, а также варианты движения электротранспорта по расширяющемуся Ленинградскому или до Красного озера. Тем не менее, прождать троллейбус на одиноко стоящем неподалёку от пляжа остановочном павильоне придётся ещё очень долго.

За прошедшие почти полвека троллейбусного движения в Кемерове толстые ящики телевизоров трансформировались в сверхтонкие гнущиеся экраны смартфонов. Троллейбус тоже не стоит на месте – разве что во время остановок – однако всё так же беспрекословно служит нашим землякам. Остаётся надеяться, что вслед за скорым столетним юбилеем города кемеровчане встретят и столетие своего троллейбуса, а тот в свою очередь сохранит привычные черты, не теряя в актуальности и современности.

Текст: Роман Кириченко
Фото: архив КЭТК, Google.Images, VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle