Как снять своё кино, если ты начинающий режиссёр

На этот вопрос нет однозначного ответа. Кто-то говорит, что следует долго и упорно готовиться, прежде чем взять в руки камеру; другие уверены, что необходимо просто оказаться в нужное время в нужном месте; третьи – что надо брать и делать. Героиня нашего сегодняшнего интервью, Екатерина Куприянова, относится как раз к последним. Она убеждена, что невозможно снять что-то своё, если не сделать первый шаг. И это, пожалуй, самый правильный подход.

Однако и первый шаг сделать бывает крайне непросто, но есть в нашем городе и Робин Гуды от мира кино, которые помогают молодым режиссёрам встать на ноги. Это организаторы "Фестиваля Фестивалей", ежегодно проводящие питчинг, а после – от и до курирующие съёмки фильма. Об этом, первой короткометражке, поездке в Москву на "Святую Анну" и многом другом мы и поговорили с Катей.

– Объясни для рядового читателя: что вообще такое питчинг и как тебя на него занесло?

– Питчинг – это возможность представить свою идею перед "народом", показать себя и презентовать замысел будущего фильма. В апреле 2015 года я попала на замечательное мероприятие "Фестиваль Фестивалей". Там было множество творческих площадок, в том числе и сам питчинг. Предварительно подала заявку (которая включает в себя сценарную идею либо логлайн будущего фильма), найдя инструкцию в группе "ВКонтакте".

В том году в отборочное жюри пригласили Матвея Епанчинцева, известного режиссёра монтажа из Москвы. Если не вдаваться в подробности, то скажу, что в итоге меня отобрали и в числе лидирующей тройки я выбилась в финал! Было волнительно! Главное, что я поняла: когда защищаешь свою идею и хочешь, чтобы она поселилась в умах других, обязательно люби её! И я получала удовольствие от того, что моя идея кого-то заинтересовала. Главное – любить. Любить то, что делаешь ты.

– Насколько сильной была поддержка от "Фестиваля Фестивалей", когда тебя выбрали? Получилось бы у тебя обойтись своими силами?

– Хороший вопрос. В точку, я бы сказала! Это трудно. Это правда очень нелёгкий путь. Путь борьбы и прыжков через разнообразные препятствия. Когда отобрали мою сценарную идею, то, конечно же, для меня это стало счастьем. А тут ещё и сам Матвей Епанчинцев, подумала я!

После началась активная проработка сценария – пожалуй, самый ответственный этап в съёмке. Ты по косточке строишь "скелет" своего будущего "ребёнка". И я очень благодарна за помощь своим наставникам – Юлии Волковой и Матвею Епанчинцеву. Они действительно дали мне шанс, дали уверенность в том, что я смогу. Это очень важно.

Мы тесно общались с ними во время работы над сценарием. И это ни на что не похожий опыт: ты учишься на своём собственном творении и получаешь от этого кайф! Получилось бы у меня, если не "Фестиваль Фестивалей"? Хм, возможно. Я не смогу уже этого сказать. Но точно знаю, что этот толчок, который я получила, много чему меня научил и много чего дал мне. И я встала на свой путь: твёрдо и уверенно.

– Когда поняла, что хочешь снять кино? Долго ли решалась явить свою идею миру?

– Об этом очень много можно рассказывать. Чувствую себя на приёме у психолога. "А сейчас медленно выдохнете и расслабьтесь...". Расслабилась.

Мне было 14, и один мой приятель подсадил меня на интересное кино. Таких режиссёров, как Линч, Бергман, Грег Аракки и так далее. И, честно, я обалдела! Я прямо-таки не знала, что кино может быть таким! Странным, что ли. С этого и началась моя киномания. Я могу смотреть до шести фильмов в сутки. И как-то раз вдруг подумала: "А почему бы мне не снять свой фильм?". Правда, подумала об этом где-то глубоко внутри, где-то в тайном месте.

Страх. Мне было страшно, и я даже не знала, с чего начать. Но потом выяснила, что в Кемерове, оказывается, снимают кино! Да ещё и неплохое. Уже упоминаемая мной Юлия Волкова как раз меня побудила к этому. И действительно: когда я первый раз увидела её, то ни за что не поверила бы, что она – режиссёр. Однако позже, когда я начала снимать про неё студенческий очерк, всё стало понятно. Юлия – замечательный человек и, снова повторюсь, мой наставник! Живой пример того, что никогда не нужно сдаваться. Хочешь? Делай! Долго ли я решалась? Нет, просто взяла и сделала. Ждать нечего. И не пожалела.

– О чём твой фильм?

– В первую очередь фильм о свободе – свободе творчества. О выборе, который есть у каждого. О том, что мы должны делать то, что хотим, о том, что молодость не вечна, а скоротечна. О моменте из времени и просто о ней, о художнице, которая является символом и прообразом нашей молодёжи. Фильм о молодом, но ограниченном творце. Она вынуждена ухаживать за матерью. Но однажды картина, которую она подарила своей матери, падает, и вся её жизнь меняется...

– Тебе не кажется, что многие молодые режиссёры пытаются снять авторское кино, которое, возможно, не всегда понятно зрителю, лишь с целью продемонстрировать свою особенность, непохожесть на других?

– Тут на самом деле как посмотреть. Есть люди, которые просто выбрали такой стиль подачи. Есть те, кто хочет выпендриться, возможно, а есть просто начинающие режиссёры, которые стараются воплотить свои мысли. Что делала я? Я пыталась перенести атмосферу "Картины" из моей головы на экран. Это очень сложно. То есть донести мысль до зрителя.

Молодые режиссёры, которые действительно преданы своему делу и любят его, я полагаю, вряд ли будут снимать специально непонятный фильм лишь для того, чтобы отличиться. Нет, это глупо, по-моему. Да и чтобы снять действительно стоящую (хоть и непонятную) вещь, сначала нужно набить руку на простом. Всё стекается, по моему мнению, к неопытности. К тому, что режиссёр ищет свои пути подачи информации зрителю. Этому учатся годами.

– Как шёл съёмочный процесс, какие сложности возникали? Довольна результатом?

– Съёмочный процесс шёл очень круто, но, повторюсь в очередной раз, сложно. Порой даже чересчур. Мы мало спали, снимали либо в режимное время, либо ночами. Нас даже хотели избить. Но подробнее об этом всём я расскажу на "Фестивале Фестивалей". Будет повод прийти! Как раз после питчинга у каждого будет возможно заценить эти труды.

– Расскажи, зачем летишь в Москву.

– Лечу в Москву, потому что люблю летать! На самом деле я еду со своей "Картиной" на фестиваль "Святая Анна". Билетик на фестиваль, кстати, получила по почте.

– Какие планы на будущее? Остаться в коротком метре или всё-таки уйти в полный?

– Конечно, стремиться к шедевру и уйти в полный метр. Начинать надо с малого, а заканчивать по полной! Тем более я получаю удовольствие от этого дела. Но пока набиваю руку на коротком, потому что чувствую неуверенность. Вот после моего возвращения из Москвы стартуют съёмки моего следующего короткометражного ироничного фильма про женскую месть. Причём как совпало: раз в год по короткому метру именно во время "Фестиваля Фестивалей".

 – И, самое главное, что необходимо в первую очередь, чтобы сделать что-то своё?

– Просто делать! И ещё раз делать! И снова делать! Больше ничего.

Фестиваль Фестивалей

Театр для детей и молодёжи

Улица Арочная, 37

Телефон для справок: +7 (905) 900-55-11

23 апреля, начало в 17.00

Автор:
Комментарии для сайта Cackle