На новокузнецком предприятии ОАО "Русал-Новокузнецк" экологи обнаружили нарушения, размах последствий от которых пока ещё даже не установлен.
Российский алюминиевый олигарх Олег Дерипаска, которому принадлежит РУСАЛ в целом и ОАО "Русал-Новокузнецк" в частности, недавно "засветился" в медийном пространстве, выступив за введение так называемой безуглеродной зоны в Сибири. Мол, Россия вместе с другими государствами разработала соответствующее соглашение в Париже, согласно которому необходимо снижать выбросы оксида углерода в атмосферу. При этом, на моей памяти, первая за много лет проверка соблюдения экологического законодательства по жалобам жителей города (об этом сообщила пресс-служба областной администрации) состоялась именно на дерипасовском предприятии в Новокузнецке.
Как сообщила пресс-служба администрации Кемеровской области со ссылкой на заместителя губернатора Илью Середюка, "причиной ревизии послужили жалобы новокузнечан на неблагоприятную экологическую обстановку, вызванную выбросами специфических загрязняющих веществ".
И что же показала проверка, которую провели специалисты управления Росприроднадзора? Первые факты нарушений уже установлены.
"Заводская лаборатория осуществляла производственной контроль выбросов в атмосферу реже необходимого и устанавливала датчики там, где было выгодно предприятию, а не по требованиям госстандартов. Это привело к представлению в контролирующие органы недостоверных данных", – вот один из выводов участников проверки.
Что это значит в переводе на русский язык. Судя по всему, русаловские специалисты считали выбросы не так, как положено по соответствующим методикам, задача которых установить реальную картину по количеству вредных веществ, которые предприятие по производству алюминия "поставляет" в лёгкие горожан, а так, как удобнее (видимо, чтобы обеспечить меньшие показания этих выбросов).
Кроме того, как выяснилось, на предприятии должна быть выполнена обязательная программа воздухоохранных мероприятий, утверждённая ещё в 2010 году. Но, увы, эта программа пересматривается каждые два года. Реализация отодвигается на более поздние сроки. Видимо, причиной тому – необходимость вкладывать деньги в её исполнение.
Вместо этого, предприятие РУСАЛ попросту ежегодно запрашивает разрешения на временные сверхнормативные выбросы. Более того, как сообщила пресс-служба администрации области, и в 2016 году улучшений в этом смысле не ожидается, так как собственник сокращает инвестиции в природоохранные мероприятия. Ну а тем временем кузбасские природоохранники пытаются посчитать, сколько именно выбросов прошли неучтёнными из-за нарушений с датчиками.
В этой связи получается такая картина. С одной стороны, алюминиевый олигарх Дерипаска ратует за введение безуглеродной зоны в Сибири, которая серьёзнейшим образом отразится на работе, например, угольщиков и теплоэнергетики. А с другой – как-то не спешит вкладываться в природоохранные мероприятия, если верить администрации региона. Этакое жонглирование интересами – собственными и большого региона с почти трёхмиллионным населением – получается. Как говорится, решайте, что важнее.
Мы уже писали об этой инициативе главного русаловца и к чему она может привести. Тем не менее, коротко напомню.
Создание безуглеродной зоны предусматривает переход с угольной энергетики на другие источники энергии. Также существует идея введения нового "углеродного" налога, когда за выброс в атмосферу тонны оксида углерода, например, тепловым электростанциям придётся платить по 15 долларов. Это, в свою очередь, приведёт либо к полной остановке тепловой (читай, угольной) генерации в Сибири и в Кузбассе в частности, либо к кратному росту тарифов на тепловую и электрическую энергию. Как ни крути, крайними окажемся все мы, рядовые потребители, которые и будем оплачивать эти экологические (или налоговые) "хотелки".
Ну а о последствиях от сворачивания добычи угля – экономической базы Кузбасса, – к которой неизменно приведёт сокращение его потребления, уж и вовсе думать не хочется. Навскидку: тотальное сокращение рабочих мест, налоговых поступлений, как следствие, экономический крах некогда успешного российского региона и обнищание его жителей.
Почему "хотелки"? Да потому, что прежде оксид углерода и вовсе не считался каким-то вредным выбросом. Более того, не считалось, что эти выбросы оказывают хоть какое-то значительное влияние на климат.
Небезынтересно, что в качестве альтернативы тепловой энергетике, доля которой в генерации Сибири составляет порядка 60 процентов, авторами идеи безуглеродной зоны предлагается строительство гидро – и атомных (!) электростанций.
Про АЭС даже говорить не буду, поскольку все рассуждения перед якобы возможным вредом от выбросов оксида углерода просто меркнут перед упоминанием Чернобыля и Фукусимы.
Да и "экологичные" ГЭС тоже вызывают весьма серьёзные сомнения. Неслучайно же когда-то отказались от строительства водохранилища в Крапивинском районе для планировавшейся гидроэлектростанции. Само по себе создание нового крупного водоёма в регионе – это уже сильнейший экологический, даже климатический фактор. А нужны ли жителям Кемеровской области, которая находится и без того в непростых климатических условиях, такие перемены – как говорится, вопрос риторический.
Кстати: в ходе подготовки данного материала к публикации стало известно, что на прошедшем 4 апреля в Новокузнецке совещании о перспективах развития угольной промышленности Дмитрий Медведев назвал идею Олега Дерипаски по введению углеродного налога деструктивной.