Не выходи из комнаты: плюсы и минусы домашнего образования

"Наш ребёнок не ходит в школу!" – на первый взгляд прозвучит странно, но есть родители, которые говорят эти слова с радостью и гордостью. Более того, они сами предложили ребёнку отказаться от посещения образовательного учреждения. Домашнее образование, или homeschooling, набирает популярность, причём не только за рубежом, но и в России. Всё больше родителей первого сентября оставляют детей дома и начинают продумывать собственный план обучения своего ребёнка, желая, чтобы их чадо получало знания, не выходя из дома.

Аргументируют преимущество такого варианта образования тем, что ребёнок не стеснён никакими рамками – он может сам выбирать то, что ему нравится, и уделять этим предметам больше внимания, семья не зависит от школьного расписания, неактуальной становится проблема взаимоотношений между детьми, ведь не для кого не секрет, что школьники – народ очень жестокий, и риск стать "изгоем" и получить психологическую травму на всю оставшуюся жизнь довольно велик. В то же самое время противники "хоумскулинга" вполне справедливо отмечают: малышу как минимум необходимо развиваться в социуме и общаться со сверстниками, а "домашние" дети такой возможности практически лишены. Корреспонденты VSE42.Ru разбирались, чем хорош, а чем опасен homeschooling, и что думают о новом веянии специалисты и опытные родители.

ДОМА ЛУЧШЕ?

Обучение на дому как альтернатива школьному образованию ещё пару десятков лет назад казалась явлением как минимум странным и малопонятным. Сегодня же такой способ обучения ребёнка становится всё более популярным: родители недовольны школьной программой и учителями, считают, что сверстники могут плохо повлиять на их чадо, и вообще – мама и папа лучше знают, что интересно и полезно их малышу, а потому в состоянии сами определить наиболее подходящие дисциплины для него.

Итак, в чём же плюсы домашнего образования?

  • Свобода выбора режима дня. Если вы привыкли вставать не раньше 10:00, обучение на дому позволит не отходить от привычного распорядка и каждый день чувствовать себя комфортно (в то время как многие ребята, посещающие школу, вынуждены ежедневно преодолевать себя и ранним утром отправляться в школу). Кроме того, жизнь вашей семьи не будет зависеть от школьного расписания, вы сможете планировать свой досуг так, как посчитаете нужным, не ориентируясь на занятость ребёнка в школе;
  • Возможность изучать специфические предметы, которые не всегда преподаются в школе – редкие языки, искусство, архитектуру и живопись, а также уделять особое внимание наиболее интересным для ребёнка дисциплинам. Это поможет развить в малыше таланты, понять, в чём он действительно силён и в чём может добиться успеха. Ну, и индивидуальная программа, конечно, с большей вероятностью, чем необходимость учиться по шаблону и в большой группе сверстников, разовьёт в ребёнке личность;
  • Отсутствие постороннего влияния на малыша – со стороны детей, учителей, других родителей. Ваше чадо не пойдёт пробовать курить только потому, что в их классе это стало модным и "все так делают". Вы сможете полностью контролировать своего отпрыска и не переживать, что он попадёт под плохое влияние;
  • Минимизирован риск детских и подростковых психологических травм, которые дети получают в большей степени как раз в школе. Как известно, школьники – очень жестокий народ, и риск стать изгоем и заработать кучу комплексов на всю оставшуюся жизнь очень велик. Конфликты со сверстниками могут напрочь отбить у малыша желание учиться и ходить в школу. При обучении на дому эти проблемы становятся неактуальными;
  • Укрепление хороших отношений между родителями и детьми – мамы и папы, перешедшие на домашнее обучение своих чад, отмечают, что их общение с отпрысками значительно улучшилось, конфликтов стало меньше, а взаимопонимания – в разы больше. 

Есть и обратная сторона медали – минусы обучения на дому.

  • Финансовый вопрос. Как правило, позволить себе не водить ребёнка в школу, а вместо этого платить за каждый час занятий репетиторам и оплачивать всевозможные курсы и секции могут обеспеченные люди. Ну и такой способ обучения предполагает, что один из родителей не должен работать, так как он вынужден постоянно находиться с ребёнком, чтобы заниматься с ним;
  • Отсутствие социализации. Ребёнок растёт и развивается вне социума, что неизбежно отразится на его характере. Малыш постоянно находится в замкнутом пространстве и общается с ограниченным кругом лиц (даже если посещает дополнительные секции). В будущем ему будет тяжело осваиваться в новых коллективах и вообще общаться с посторонними людьми;
  • Временные затраты. Найти материал, подготовить занятие, провести его для ребёнка, объяснить непонятные моменты, дать задание, проверить… Почти уверены: родители, выбравшие для своего чада домашний способ обучения, начинают больше ценить и уважать труд учителей;
  • Постоянный контакт с ребёнком – это может казаться плюсом первое время, но подумайте сами: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю ваше чадо рядом, пресловутого личного пространства не остаётся ни у вас, ни у малыша;
  • Отсутствие здоровой конкуренции. В школе она присутствует, что позволяет малышу развиваться и становиться лучше. Дома же иногда сложно оценить ребёнка и его достижения. 
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА

Мы пообщались с практикующим психологом, которая, руководствуясь своими профессиональными знаниями и многолетним опытом общения с самыми разными семьями (в том числе и с теми, кто выбрал для ребёнка домашнее обучение), высказала своё мнение о "хоумскулинге".

Анна Аксенова, бизнес-консультант, семейный, детский психолог 

По моим наблюдениям, ребёнок всё-таки должен ходить в общеобразовательное учреждение. Если раньше было меньше информации и технологий, и это было не так значимо, то сегодня умение взаимодействовать с окружающим миром выходит на первый план. Хочешь быть успешным – учись общаться. Хочешь хорошую семью – умей разговаривать с людьми и договариваться. Хочешь добиться успеха в работе – и тут без коммуникаций никак не обойтись. В общем, без умения общаться даже самый гениальный человек сегодня не сможет существовать, а умение это закладывается как раз в детстве. Это можно увидеть на примере детского сада – возьмём ребёнка, который ходит в детсад, и "домашнего" малыша. Безусловно, ребёнок, посещающий детсад, будет приносить оттуда разный "социальный мусор", в том числе и совсем неприятные привычки и манеры поведения. Но, в то же время, ребёнок с малых лет начинает понимать, что бывают разные родители и дети, все люди по-разному общаются, к каждому человеку нужен свой подход и так далее. Именно таким образом у ребёнка и накапливается багаж необходимых коммуникаций.

Представьте себе теперь малыша, который постоянно находится дома, рядом с мамой, какой бы хорошей и образованной она ни была. Практика доказывает, что "домашние" детки очень тяжело адаптируются в обществе, когда им приходится выходить из "зоны комфорта" собственного дома. Они не понимают, что есть двуличие и отчего так бывает, почему дети иногда ведут себя так, а не иначе, не знают элементарных вещей, которые приняты в социуме. Кроме того, приходя в первый класс из садика, дети, как правило, уже сплочены в определённые группы, дружат и общаются между собой, а "домашнему" ребёнку очень тяжело вписаться в коллектив. Также следует понимать, что такой малыш всё время видел только своих родителей, для которых он зачастую – лучший на свете. И, попав в коллектив, такой ребёнок не всегда понимает, как нужно себя вести.

Какая бы ни была школа, хорошая или, по нашему мнению, не очень, ребёнку необходимо там присутствовать. Это нужно ему для того, чтобы выработать определённый иммунитет к стрессовым ситуациям, учиться справляться с ними, без этого в современном мире никак не справиться. Также нужно, чтобы ребёнок нарабатывал коммуникативные навыки и через постоянное взаимодействие с людьми изучал, какие бывают люди; примерно с двенадцати-пятнадцати лет идёт процесс идентификации – на кого я буду похож, кем хочу быть. А если чадо видит только маму, то неосознанно копирует лишь её поведение, и это не всегда хорошо. Родители вряд ли смогут дать ребёнку необходимую широту знаний, которую даёт школа, и даже репетиторы тут вряд ли спасут ситуацию. В образовательном учреждении ребёнок изучает много самых разных предметов, с пятого класса эти предметы ведут разные учителя, что тоже немаловажно.

Я знаю одну состоятельную семью, где у ребёнка с детства куча репетиторов, няня, мальчик находится на домашнем обучении. При этом он ведёт себя очень истерично и начинает рыдать по любому поводу, собственно, это и является для родителей поводом переживать за чадо. Последней каплей для родителей перед обращением к психологу стала такая ситуация: они отправили сына в очень дорогой лагерь, откуда его забрали с температурой под сорок уже через два дня. Когда начали разбираться в проблеме, поняли, что ребёнок просто не умеет нормально общаться с окружающими: он привык, что ему во всём потакают, нанятые преподаватели, которым платят деньги, не вступают с ним в конфликт, со всем соглашаются и идут на уступки, поэтому он даже и не знает, что может быть по-другому. И у него возникла защитная реакция, даже на физическом уровне: в незнакомой обстановке, среди других детей, с разными характерами и не желающими потакать его прихотям, как родители и многочисленные няни-репетиторы, он почувствовал себя беззащитным и уязвимым, и произошёл нервный срыв в виде повышения температуры.

Если вас что-то не устраивает в системе школьного образования, это не повод совсем отказываться от школы, можно просто в дополнение нанять репетиторов, которые облегчат жизнь вам и вашему ребёнку. Нужно понимать, что рано или поздно чадо окажется в социуме – поступит в университет, пойдёт на работу, создаст семью. Везде необходимы навыки общения, и без заложенного в детстве фундамента человеку будет очень сложно. Кроме того, необходимо понимать, что ребёнок не должен быть настолько сильно привязан к родителям, в психологии такое родительское поведение мы называем "гиперопекой" и стараемся от этого избавляться.

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Никита Лукьянов, отец шестилетней Алисы 

Поскольку нашей дочери совсем скоро исполнится семь лет, мы с женой уже всерьёз задумываемся над её образованием. Правда, для нас это лишь вопрос выбора подходящей школы, а не дилемма между домашним и школьным обучением. Мы считаем, что в данном случае глупо "идти против системы", потому что это может попросту испортить ребёнку жизнь. Школа для ребёнка – это не только знания, но ещё и определённая "школа жизни": там он учится общаться и взаимодействовать с людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, обретает первых друзей, безусловно, сталкивается и с какими-то неприятными моментами – несправедливостью, обидами, но это тоже помогает ему взрослеть и объективнее смотреть на мир.

Невозможно оберегать своего ребёнка от всего на свете до совершеннолетия, да это и неправильно. В этом и проявляется родительская роль воспитания – чтобы, несмотря на влияние общества, которое не всегда бывает хорошим, он оставался достойным человеком, вопреки огрехам в современной системе образования – сам тянулся к знаниям. Это родительский труд, а учителя пусть выполняют свой. Что касается этой самой системы, то часто можно услышать, что сейчас образование у нас уже не то, каким было раньше. Сравнивать, конечно, сложно, но в любом случае, важно грамотно подойти к выбору школы, чем мы сейчас активно занимаемся: посмотреть, кто там работает, послушать отзывы, изучить, чем учреждение оснащено, какие программы обучения предлагает.

Несмотря на все нападки на наши школы и вузы, в нашей стране ведь по-прежнему вырастает очень много сильных специалистов в самых разных сферах, и при этом чаще всего они учатся в обычных общеобразовательных школах. Поэтому здесь важно и то, чтобы ребёнок сам хотел учиться, потому что какую бы школу мы ни выбрали, желание грызть пресловутый гранит должно быть именно у нашей дочери. А если ребёнка закрыть в четырёх стенах и заставлять учиться, ничего хорошего, по нашему мнению, из этого не выйдет – в конце концов, это может привести к тому, что, повзрослев, чадо не скажет вам "спасибо" за чудесные годы детства. Нам важно, чтобы наш ребёнок был счастлив, чтобы у него было настоящее детство, а с любыми трудностями, которые возникнут у Алисы на пути, мы, родители, ей обязательно поможем.

Виктория Осипова, мама пятилетнего Влада 

Не так давно я закончила педагогический вуз и успела немного поработать в школе, поэтому что такое российская система образования, знаю не понаслышке. Много хорошего о ней сказать, увы, не могу. Именно поэтому задумываюсь над тем, отдавать ли сына в школу или заняться его обучением на дому. На данный момент я склоняюсь ко второму варианту, и что-то мне подсказывает, что в ближайшие пару лет мало что изменится. Дело здесь не только в выборе школы, потому что все они работают в одной системе и во всех есть проблемы в той или иной степени. Я же хочу, чтобы мой сын получил действительно сильное школьное образование, потому что это позволит ему поступить в престижный, возможно, зарубежный вуз и добиться больших высот в жизни. Именно поэтому уже с самого раннего возраста нужно серьёзно относиться к обучению, и пока ребёнок сам ещё этого не понимает, о нём должны позаботиться родители. На первых порах учить я его смогу сама, благо образование позволяет, а в дальнейшем, вероятно, перейдём к услугам хороших репетиторов, у которых он сможет получить тот объём действительно важных и необходимых знаний, который ему пригодится в будущем.

Что касается мнения о том, что в данном случае у ребёнка не будет детства, то я с ним не соглашусь. Я ведь не закрою его в золотую клетку на все юные годы, он точно так же сможет играть во дворе с ребятами и общаться со сверстниками, а чтобы у него появились друзья, необязательно проводить каждый день по несколько часов в школе. К тому же часто можно увидеть, как родители буквально выкачивают все силы из собственного ребёнка этими самыми школами: утром в "музыкалку", потом в обычную школу, вечером на тренировку, потом сделать уроки и спать, а завтра всё сначала. Вот это действительно лишает ребёнка детства. Если же сосредоточиться на домашнем обучении, то я всегда смогу контролировать уровень его загруженности и знать, что моему ребёнку не забивают голову ерундой, всегда смогу отпустить его погулять, или спланировать день так, чтобы он успел и поиграть, и поучиться, и на тренировку сходить, но при этом не был, как выжатый лимон. Словом, в домашнем обучении плюсов я вижу существенно больше.

Взвесив все "за" и "против" и услышав мнения родителей и компетентного специалиста, вы сможете сделать правильный выбор. В любом случае, ориентироваться нужно на своего ребёнка – кому, как не вам знать, что для него будет лучше – посещать общеобразовательную школу или получать знания, не покидая стен собственной комнаты.

Автор:
Комментарии для сайта Cackle