По пути с Победой: необычный автостоп необычного человека

Каждый автостопщик пускается кататься по городам и весям по своим причинам, но чаще всего можно услышать версию "Да просто всё надоело – решил почувствовать себя свободным". Наш сегодняшний герой совсем не из таких: помимо главной цели и конечной точки, у него есть миссия и идея, с которой он готов преодолеть не одну тысячу километров. Он называет своё путешествие одиночной трансроссийской экспедицией и перемещается на попутках, вся его экипировка – это инвалидная коляска и Знамя Победы.

Игорь Скикевич – 50-летний паратурист, который решил преодолеть 20.000 километров за 150 дней. Зачем? Об этом он рассказал корреспондентам VSE42.Ru во время своего пребывания в Кемерове.

«МНЕ СТАЛО ОБИДНО ЗА НАШИХ РЕБЯТ»

Помню, в пятом классе у нас был один учитель, который занимался патриотической деятельностью, и ему удалось привить это ребятам: брал нас в турпоходы, зарождал дух патриотизма, учил любить Родину и знать наши победы. С тех пор всё и пошло: я стал интересоваться военной историей, всерьёз увлёкся туризмом. Так что восемь лет назад, после моей травмы, которая лишила меня возможности ходить, я не забросил всё это, а наоборот, сейчас у меня появилась возможность объединить два моих увлечения.

В общем, сижу я один дома, в четырёх стенах. Есть определённая закалка с самого детства: жили практически в тайге, что накладывало определённые трудности. Но самое главное – что было желание. Я сам сахалинец, потом переехал на Дальний Восток, но так случилось, что последние четыре года живу в Таганроге. Очень хотелось вернуться на малую родину. Хотел поехать туда в августе, вспомнить былые времена, сходить в тайгу, порыбачить на речке.

Но как-то раз я сидел и смотрел новости, а там показывали сюжет о том, как наших ребят-мотоциклистов не пропустили в Берлин из-за каких-то препятствий и санкций. И следом шла передача о том, как американский народ чтит свой национальный флаг. Он ведь там на каждом доме висит – повсюду, а у нас такого нет. Мне так обидно из-за этого всего стало, и я тут же решил отправиться в своё путешествие со Знаменем Победы. Поскольку я сам по натуре романтик, мне хотелось организовать что-то похожее на эстафету Олимпийского огня, когда он прибывает в разные города по всей стране, его встречают толпы людей, все ликуют.

Так что всё совпало воедино: помимо юбилея Великой Победы, в этом году и у меня самого юбилей, к тому же я всегда мечтал быть путешественником, туристом, да и сама жизнь подтолкнула на этот необычный шаг – отправиться автостопом через всю страну.

Начал просчитывать километраж, разрабатывать маршрут, который изначально был намного короче и проще. Я ведь хотел даже не на попутках добираться, а на поездах и автобусах. Добраться до Москвы, поднять на Красной площади Знамя Победы, затем отправиться в Самару к знакомым краеведам, оттуда – на Байкал, а затем – уже на Дальний Восток. Всего городов пятнадцать было, наверное. Потом понял, что не прощу себе, если не доеду до Сахалина. Затем добавил ещё одну точку, затем ещё – и километраж стал стремительно накручиваться.

Когда мой план с поездками на поездах и автобусах превратился в автостоп? Да за одну ночь. Просто понял, что это будет слишком просто, да и не то совсем.

«КТО, ЕСЛИ НЕ Я?»

Как сказал кто-то из великих: "Если не я, тогда кто?". Знаете, как бывало во время войны, когда командиру нужно принять какое-то сложное решение, а в это время солдат поднимается и с этой мыслью бежит в бой: "Кто ещё это сделает, если не я?". И я отлично понимаю других людей, которые к такому не готовы, взять хотя бы тех, кто организует тематические автопробеги: это же требуется огромное количество средств и сил, чтобы преодолеть такой же путь, какой собираюсь проделать я. А ведь у всех – семьи, работа и другие хлопоты. Экстремалов-одиночек тоже мало. Ведь нужно быть заряженным на этот путь, нужно быть готовым.

Так получилось, что у меня всё сошлось: я решился в нужное время, в нужном месте, с нужной подготовкой. В следующем году у меня бы уже ничего не получилось – другие планы, к которым, кстати, меня и подготовит эта экспедиция.

Ещё четыре года назад врачи говорили, что ходить я не смогу никогда, мол, после травм шеи это невозможно. Но уже сегодня я могу поднимать ноги – благодаря тому, что занимался в домашних условиях, без всяких санаториев и лечений в больнице, по своей методике. Так что в следующем году планирую подняться в горы. Не сам, конечно, на коляске. Но это только пока.

«ДЕНЬГИ КОНЧИЛИСЬ ЕЩЁ В ВОРОНЕЖЕ»

Провожала меня в дорогу одна местная фирма, творческо-производственное объединение. Они просто узнали, что я собираюсь совершить такую экспедицию, и решили поддержать. Директор, который и сам увлекается путешествиями, подарил мне iPhone, когда увидел, что у меня есть только маленький старенький телефон. Я ему благодарен за такой щедрый подарок, который не раз меня выручал в дороге.

Перед началом пути у меня было 50.000 рублей, которые я скопил на лечение. Но доллар поднялся, и этих денег уже не хватило на реабилитацию. Так что я решил их использовать как такой стартовый капитал в своём путешествии. Но кончились эти деньги у меня ещё в Воронеже, поскольку в пути я понял, что экспедицию необходимо фиксировать на камеру, которую и приобрёл, чтобы снять документальный фильм.

И тут уже пришлось опираться не на деньги, а на людей, искать, находить. Где-то были знакомые, где-то были знакомые знакомых, как-то удавалось находить ночлег. Бывали разные случаи. Например, в Феодосии ночевал в протестантской церкви, помогли прихожане и пастор. Помогали разные люди, разных национальностей и вероисповеданий. Сама судьба даёт встречи, когда у человека благие намерения, когда он идёт к своей цели с правильной человеческой идеей. Жил там, где приходилось: и в церкви, и на станции техобслуживания, и бабушки незнакомые мне комнатку выделяли.

«ПУСТЬ ТЕБЕ БУДЕТ ЕЩЁ ТРУДНЕЕ»

Если кто-то думает, что обычному автостопщику проще перемещаться между городами, то он ошибается. Непросто сейчас всем: машины останавливать практически бесполезно. Все боятся, участились случаи так называемых подстав, поэтому люди окончательно перестали доверять друг другу, ведь, попытавшись помочь кому-то, можно остаться без денег, да ещё и здоровья. Так что трудностей хватает.

Про себя могу сказать, что у меня эти трудности всегда – ни разу не было такого, чтобы я просто сел и уехал в другой город. Ещё многим кажется, что мне проще добираться на фурах и грузовиках, но ничего подобного. У меня же коляска, большие баулы, которые не возьмёшь в кабину, а если прицеп запечатан, то больше вариантов нет. Многие дальнобойщики едут с напарником. Кто-то принципиально брать не хочет. Удивительно, но за всё время было только три дальнобойщика. В основном легковые машины, иногда автобусы. Два раза сотрудники ГИБДД ловили мне машину, хотя в Смоленске и это не помогало: четыре часа даже инспекторы не могли ничего поделать.

Некоторые водители боятся, что со мной что-нибудь случится в дороге, а им придётся отвечать. А были моменты, когда машины останавливаются, я знакомлюсь, рассказываю свою историю, но люди не верят, что это какая-то экспедиция, просто не верят. В Омске был показательный случай: останавливается пустая фура, разговорились с водителем.

– А зачем тебе надо это всё, сел бы на автобус да проехал бы с флагом всю страну?

– Ну а какой в этом смысл? Это как раз и самый интересный момент в путешествии – посмотреть, кто как относится, кто как реагирует.

– Но это же сложно!

– Это сложно, но в этом и заключается смысл преодоления себя, трудностей. Начинаешь искать решение, мозг начинает думать нестандартно, когда оказываешься в трудной ситуации или обстановке.

– Ах, трудностей хочешь? Ну и пусть тебе ещё труднее будет!

А после этого взял и уехал. И ведь прямо акцентировал на этом внимание, чтобы мне ещё труднее было. Но знаете, мне ни разу не хотелось всё бросить и повернуть назад: нет у меня этого в характере. Как в том анекдоте: у меня нет слово "назад", могу только развернуться и снова "вперёд". Если я сдамся, я просто покажу свою слабость самому себе. Если уж пошёл, то дойди до конца.

Но не стоит путать это с безрассудством. Прежде чем пойти в путь, я анализировал свои силы и возможности и знал, на что способен.

«Я ПРОСТО ОБЯЗАН ЭТО СДЕЛАТЬ»

В некоторых городах меня встречают обычные люди и журналисты, я даю интервью, провожу встречи и совместные мероприятия. Но так происходит далеко не везде: во многих городах об этой экспедиции ничего не знают. Но это не так страшно: я сам звоню прессе. Хочется донести свою идею и сделать это правильно, а не так, чтобы обо мне узнали только в конце, когда экспедиция закончится.

Я всегда с удовольствием рассказываю о своём путешествии, стараюсь его осветить, но не более того, – пусть народ сам решает, делаю я хорошее дело или нет. Часто бывает, что в пути меня поддерживают. Иногда прошу помощи у администраций городов, чтобы поддержали на тех или иных участках, когда возлагаю цветы к мемориалам. Но часто обращаются сами обычные горожане. К примеру, приехал ко мне один рыбак и подарил свои новые спиннинги. Для чего? Чтобы я прикрепил к ним флаг. Это очень удобно, ведь спиннинг всегда можно сложить, и флаг не становится чем-то громоздким, а, напротив, очень компактным.

Что касается самой "культурной программы" в городах, то главное для меня – это возложить цветы к памятнику, а остальное – вторично. Если получается провести какие-то встречи, пообщаться с людьми – это очень здорово. Иногда посещаю музеи, но только если время позволяет. Всех музеев, к сожалению, не посетишь, а я это, надо сказать, очень люблю, и музейных работников, которые преданы своему делу, просто обожаю.

Бывает и так, что город тебя встречает очень неприветливо. Например, Екатеринбург. Я вообще не собирался туда ехать, но мне позвонили, пригласили, говорят, приезжай, встретим тебя, цветы возложим, мероприятия проведём. Я меняю маршрут, приезжаю в город, звоню, а там ничего, никто не отозвался. Впрочем, это право каждого, я понимаю.

Вот так и приехал я в Екатеринбург, прямо с баулами отправился к Вечному огню, чтобы возложить цветы. Я просто обязан был это сделать.

«ЭТО НАРОДНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ»

У меня нет спонсоров как таковых, иначе я весь был бы в наклейках. В какие-то моменты меня выручает то самое объединение, которое помогло мне сделать первые шаги в этой экспедиции. Коляску мне купили ребята с Дальнего Востока, сбросились, выслали деньги, чтобы я приобрёл себе именно ту коляску, которая мне нужна для путешествия. Кто-то иногда дарит номер в гостинице: в Смоленске это сделали репортёры, в Тамбове – моя землячка, а в Великих Луках директор гостиницы узнал о моей экспедиции и сам предложил помощь.

Конечно, много денег уходит. Бывает, что погода не позволяет перемещаться в городе между памятниками своими силами, порой приходится брать такси, а ещё цветы и так далее. Но люди помогают, за что я им признателен.

Хотя в пути мне дважды предлагали серьёзную финансовую помощь: это были мощные, богатые спонсоры, готовые хоть на воздушном шаре меня через всю Россию меня сопроводить, лишь бы я рекламировал их фирму. Но я сразу отказался, потому что изначально экспедиция затевалась не для этого. Да, мне было бы проще быть под крылом спонсора, у меня была бы экипировка, крутая коляска и прочее. Но идея у меня идёт другая: это народная экспедиция, в первую очередь мне интересно посмотреть, как ведёт себя народ, как относится к своей Родине и другим людям. А реклама – это совсем не то, чего я хочу, даже за огромные деньги.

«ГЛАВНОЕ – ЭТО СИЛА ДУХА»

Сейчас, благодаря своему путешествию, я уже включён в несколько туристических и военных организаций и сообществ, которые в том числе я представляю в экспедиции. К тому же меня заметил наш легендарный путешественник Евгений Ковалевский, который встретился со мной в Томске и включил в состав Русского географического общества.

Кроме напоминания людям о патриотизме и Великой Победе, мне бы хотелось зажечь хоть в ком-нибудь некую искру, вдохновить, зарядить. И уже есть такие люди. В Курске, Томске, Твери. Или вот, например, в Челябинске я познакомился с девушкой по имени Ксения. Я ехал возлагать цветы к памятнику, и тут звонок. Выяснилось, что она тоже колясочница, попросилась со мной на возложение, и я с удовольствием пригласил её. Подъезжает машина, открывается водительская дверь, оттуда выбирается молодая девушка, достаёт коляску, пересаживается. Потом выясняю: она ещё и кружки ведёт, и в танцевальной группе специальной занимается, и путешествовать стремится. Вот это сила духа! Человек юности не видел, с 15 лет в коляске.

Бывает, встретишь мужиков здоровых, тех же самых военных, которые после горячих точек, сидя в колясках, курят, пьют и жалуются на жизнь. С теми, кто действительно чего-то хочет в жизни, мне хочется работать. Хочу создать движение паратуризма и развивать его.

По итогам путешествия я подготовлю фильм, а со всеми моими приключениями уже сейчас можно ознакомиться на сайте, куда я пишу и выкладываю свежие фотографии, которых очень много.

Фото: Александр Патрин
Комментарии для сайта Cackle