Полиция не в обиде: один день в дежурной части

"Все полицейские – взяточники", "Полицейские бьют граждан, забирают невиновных", "Полицейские злые и грубые", – такие мнения среди россиян сегодня можно встретить довольно часто. Оно и понятно: в СМИ то и дело всплывают истории о преступлениях среди сотрудников МВД и прочих не красящих представителей этой профессии (да и любого человека) вещах.

Как бы забавно это ни звучало, но мы уже просто привыкли не любить правоохранителей, считая абсолютное большинство из них плохими людьми. При этом многие из нас продолжают поливать грязью всех поголовно, даже отдавая себе отчёт в том, что среди стражей порядка достаточно добросовестных граждан, которые просто стараются день за днём выполнять свою непростую работу. Может быть, не геройствуя, но и не предавая тот самый образ хорошего сотрудника полиции.

Корреспондент VSE42.Ru решил рассказать вам как раз о таких людях – обычных полицейских, чья работа, как пелось в известной песне, "как будто не видна", – поэтому отправился в отдел полиции города Мыски и немного понаблюдал за работой местной дежурной части.

С дежурной части начинается работа почти всех сотрудников полиции. Все заявления от граждан принимают здесь, и, когда вы звоните 02, попадаете именно сюда. Так что можно смело сказать: "дежурка" – это сердце отдела полиции. Рядовых граждан в это "сердце", само собой, не пускают: контролирует весь процесс дежурный, который при помощи специальной кнопки управляет дверью.

Попав внутрь, я огляделся: справа были какие-то тёмные помещения (позже узнал, что это – камеры для задержанных), а слева – дверь, за которой несут службу сотрудники дежурной части, куда и лежал мой путь.

Первое, что бросилось в глаза после уличной парилки, – кондиционер, увидеть который здесь было неожиданно и приятно. Также в кабинете были экран видеонаблюдения, несколько телефонов и карта города во всю стену. На первый взгляд обстановка показалась спокойной: один из сотрудников дежурной смены сидел за телефонами и принимал вызовы, другой – что-то писал и проверял. Словом, рабочие будни были в самом разгаре, и полицейским было совсем не до гостей. Я и не ждал того, что вокруг меня тут начнут кружиться. Было понятно: придётся ждать-выжидать свободные минуты, чтобы лучше вникнуть в суть их работы.

Пока я наблюдал за происходящим, у одного из сотрудников зазвонил телефон, он ринулся в другую комнату и закрыл за собой дверь, после чего долго там разговаривал.

– Похоже, что-то докладывает начальству, – подумал я.

В это время поступил один интересный вызов.

– На берегу несколько человек распивали спиртные напитки, один переплыл через реку на остров. Товарищи ему кричали-кричали, а он в лес ушёл. Теперь нам звонят. Придётся ехать, искать. А сейчас уже ночь, – говорит помощник оперативного дежурного.

Тем временем из соседней комнаты, вытирая лоб, вышел сотрудник с телефоном в руке. Это был начальник дежурной смены Владимир Барабанщиков.

– Важный звонок? – спросил я.

– Доклад начальнику всегда важный, – ответил он.

Помощник дежурного сразу сообщил Барабанщикову о поступившем сигнале. Учитывая, что звонок о пропаже человека (сотрудники, общаясь между собой, называют их "потеряшками") является одним из первоочерёдных, следственно-оперативная группа, только что прибывшая с другого места происшествия, получив всю информацию по сигналу, выехала на берег реки. Для того чтобы найти пропавшего, потребовалась ночь. Обнаружили его только на рассвете – он беззаботно спал на островке посреди реки.

– Основа нашей работы – это борьба с преступностью и правонарушениями. Иной раз приходится из большого количества сигналов отбирать первоочерёдные, самые тяжкие, резонансные. Семейный скандал или скандал с соседом становятся в очередь.

К примеру, звонит женщина и говорит: "Выше этажом живёт семья с детьми. Они бегают и топают по полу. Пожалуйста, примите меры". И будет так по нескольку раз звонить и "надалбливать", что ей на работу через десять минут и она устала ждать. А группа сейчас на преступлении, ну не сорву же я их оттуда! – отмечает начальник дежурной смены Владимир Барабанщиков. – Да, у людей складывается недовольство, что ждут долго. Но мы же тоже должны расставлять приоритеты. Мы всё равно к ним приедем: это наша обязанность. Мы обязаны приехать, переговорить с пьяным соседом, в сто десятый раз подняться к этим людям, которым уже надоели. Мы их как облупленных знаем: какая у них мебель и где стоит, что они нам скажут. Там нормальная, благополучная семья. Ну, если возникли неприязненные отношения, позвонили в полицию, хорошо, ожидайте. К каждому столбу в городе по сотруднику полиции не поставишь. То есть из пяти поступивших сигналов первым делом я должен среагировать на преступление, а подобные "лёгкие" правонарушения – уже позже. Бывают сигналы, когда граждане просто не могут ничего объяснить. Вот на прошлой смене около шести утра – звонок, я поднимаю трубку, а из неё дикий крик девушки: "Подъезжайте!". Я спрашиваю у неё фамилию, она опять кричит. Потом я спросил её местонахождение, она говорит: "Магазин "657", что-то такое. Всё это сопровождалось постоянным криком. В итоге она не назвала ни фамилию, ни что случилось, да и её местонахождение не было понятно. Я быстро сориентировался и понял, что это к нам не относится. Звоню в Междуреченск начальнику смены.

– Кость, у тебя есть магазин "657"?

– Есть, а что? – отвечает мне начальник смены.

– У тебя было сообщение?

– Да, вот, сидит дама в коридоре у меня, названивает всем, белугой орёт.

А вообще, особенно большое количество звонков поступает в праздники и дни, когда выдают пенсии и зарплаты. Только с опытом начинаешь понимать, какой день будет сильно загруженным, а какой – поменьше, – отмечает Барабанщиков.

Во время моего пребывания в дежурной части я заметил, что сотрудники отдела постоянно приходили в "дежурку": одни получали ориентировки, другие уточняли данные по сигналам, третьи "пробивали" автотранспорт и задержанных лиц. Время от времени напряжённая обстановка разряжалась профессиональными юмором и жаргоном, которые я не сразу понимал.

Но, конечно, в основном в дежурную часть обращались горожане. Некоторые – лично, но чаще поступали разные вызовы: драки, пропажи, кражи. Рассказывать о них можно долго, но, как уже объяснил начальник дежурной смены, часто поступают сигналы, которые отвлекают от более тяжких.

Расскажу вам на примере одного, свидетелем которого стал. Поступил сигнал от женщины, которая сказала, что на улице стоит мужчина и воняет. Смешно, конечно, на первый взгляд, но полиция обязана реагировать даже на этот вызов. То есть группа выезжает на место "происшествия", там опрашивает того, кто позвонил, ищет "правонарушителя", который вонял, и опрашивает свидетелей. По всей этой работе собирается дело (и так – каждый вызов). Утром все материалы, которые были собраны за сутки, проверяет начальник отдела, а затем – прокуратура.

Само собой, нередко поступают и сигналы серьёзнее, при отработке которых сотрудники полиции могут применять силу. Например, выпил человек в неположенном месте, но ни в какую не хочет выполнять законные требования полицейских и отправляться с ними в отдел. Он начинает сопротивляться, после чего стражам порядка просто приходится брать ситуацию под контроль и переходить от уговоров к более жёстким методам.

Наверняка потом нарушитель будет рассказывать, как его избивали сотрудники и забрали просто так, что он не знал, что здесь нельзя пить. И, несмотря на то, что в данной ситуации он очевидно не прав, всё это повлияет на формирование плохого мнения о полицейских как минимум у его родных и знакомых.

Как я уже говорил ранее, более серьёзные преступления, связанные с полицией, – и вовсе любимая тема для СМИ. Освещают они и хорошие новости о сотрудниках, но все мы устроены так, что одна новость про избиение в отделе затмевает в нашем сознании двадцать новостей про героические поступки полицейских.

За вызовами, обращениями и прочими нюансами работы дежурной части прошёл целый день. К вечеру у меня разболелась голова от большого потока информации, суеты и нескончаемых сигналов. А ведь был я здесь всего один день. Представляю, насколько трудно приходится полицейским, ведь они в таком режиме работают постоянно.

– Вот работа уголовного розыска, как и дежурной части, для обычных граждан вообще не видна. А люди-то работают круглые сутки. Так же – с работой следователя: это, как правило, человек невыездной, сидит в кабинете с бумагами. По телевизору смотришь и думаешь: работа как работа. Но люди даже не представляют, как это тяжело, – говорит Владимир Барабанщиков.

Пожалуй, к полиции можно относиться по-разному – всё это зависит от нашего личного жизненного опыта. Но попробуйте представить, какова была бы наша жизнь, если бы полиции не стало. Мир и так полон зла и насилия, а люди, как мы все знаем, на многое способны. И если они будут знать, что за их действия не будет никаких последствий, то начнётся полная анархия. Я думаю, хватит даже одного дня без полиции, чтобы понять, что будет, но, благодаря именно правоохранительным органам, мы этого никогда не узнаем. Они продолжают выполнять свою работу, несмотря на навешанные обществом ярлыки. Впрочем, полиция на них не обижается: долг – превыше всего.

Фото: Артур Рэйн
Автор: Артур Рэйн
Комментарии для сайта Cackle