На недавнем круглом столе, который состоялся в Кемерове, были озвучены данные социологического опроса, согласно которому 52% абитуриентов планируют учиться в вузах Кузбасса только в том случае, если им не удастся поступить в других регионах. Изначально же готовность получать высшее образование за пределами Кемеровской области высказала почти половина будущих первокурсников.
Корреспонденты VSE42.Ru выясняли, почему потенциальные кузбасские студенты собираются поступать в вузы в субъектах РФ, и узнавали, как удержать "переселенцев".
Стоит отметить, что готовность стать специалистом с высшим образованием высказали 93% школьников и выпускников школ. А, например, поступать в техникумы и другие учреждения, дающие среднее специальное образование, – всего 4% школьников. Так что можно сказать смело: высшее образование по-прежнему остаётся приоритетным, несмотря на то, что в настоящее время на рынке труда востребованы как раз таки специалисты среднего звена – выпускники техникумов, колледжей и училищ. Возможно, причина – в определённой инерции сознания людей, но, как говорится, факт остаётся фактом.
Как сообщил начальник Департамента труда и занятости населения Кемеровской области Евгений Стёпин, согласно прогнозам, через несколько лет (когда нынешние абитуриенты окончат вузы и получат дипломы о высшем образовании) потребность на рынке труда в таких специалистах едва превысит четверть (27%) от общего количества рабочих мест. Если говорить в абсолютных цифрах, то в 2023 году, по словам Евгения Стёпина, работодателям будут нужны порядка 83.200 человек. Из них чуть более чем 24 тысяч – выпускники вузов.
Правда, руководитель ведомства оговорился, что эти прогнозы сделаны на основе заявок нынешних работодателей, которые в настоящее экономически непростое время склонны недооценивать возможные перспективные потребности.
Но вернёмся к нынешним чаяниям выпускников школ. Как ни странно, их предпочтения в плане получения высшего образования остаются одинаковыми на протяжении многих лет. По-прежнему лидируют две профессиональные группы, с которыми абитуриенты связывают своё будущее, – это экономисты и управленцы, а также юристы. Первые получили 15% голосов, вторые – чуть меньше: около тринадцати.
Возможно, это покажется странным, но сразу после экономистов, управленцев и юристов по абитуриентскому спросу идут врачи. Несмотря на то, что в последние годы всё больше разговоров о маленьких зарплатах, "нищих поликлиниках" и тотальной нехватке узких специалистов (из-за той же небольшой зарплаты), молодые люди всё же хотят лечить.
Профессии-аутсайдеры тоже не удивили. Так, всего по одному проценту выпускников хотят связать свою профессиональную деятельность, например, с сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Учитывая, что в Кемеровской области есть вуз, который целенаправленно готовит специалистов пищевой промышленности, его судьба не может не вызывать тревогу. С другой стороны, для этого кемеровского учебного заведения, как, впрочем, и для других – в той или иной степени – палочкой-выручалочкой становятся студенты-иностранцы, которых старается привлекать кузбасская высшая школа.
Данные социологического опроса на круглом столе озвучила Елена Морозова, декан экономического факультета, который является руководителем социологической лаборатории КемГУ. По её словам, в рамках проведённого исследования были опрошены, помимо школьников десятых и одиннадцатых классов из 17 общеобразовательных школ Кузбасса, представители предприятий, работающих на территории Кемеровской области, а также преподаватели и руководители кузбасских вузов.
Пятая часть нынешних выпускников и учеников старших классов выразила готовность начать работать, а точнее, подрабатывать, ещё во время обучения, что говорит либо о нехватке денег в семьях, либо о том, что вчерашние дети не хотят сидеть на шее родителей и зависеть от них. И это, скорее, положительный момент, характеризующий кузбасских абитуриентов.
А вот отрицательный, о котором уже говорилось, – их планы по переезду из Кемеровской области. Всего 18% опрошенных планируют жить и работать в будущем там же, где родились и выросли. 12% школьников планируют сменить место жительства, но внутри региона. И, разумеется, они предпочитают крупные города.
Однако общая статистика переселенческих настроений не может не удручать. Почти половина сегодняшних школьников-выпускников не просто планирует получать высшее образование за пределами региона, но и желает остаться жить там, куда поедет учиться.
Лидерами "Земли обетованной" высшего образования для молодёжи в Кемеровской области являются соседние Томск и Новосибирск. Они поделили между собой 36 и 43% соответственно. Есть в списке желаний абитуриентов в том числе Москва и Санкт-Петербург, но здесь цифры незначительные.
Правда, и с "переселенческими настроениями" не всё так однозначно. Оказывается, даже те, кто готов покинуть родной регион в поисках лучшей жизни, вполне могут остаться. Но! Для этого необходимо (властям региона и руководству вузов) выполнить ряд условий, которые могут облегчить материальное бремя существования будущих студентов. Среди них – дополнительные стипендии, выплаты за различные достижения, дисконт при обучении на контрактной основе, а также бесплатный проезд в общественном транспорте.
Что касается скидок при платном обучении, то это, как говорится, отдельная история. Начиная с этого учебного года, Министерство образования в принудительном порядке обязало российские, в том числе и региональные, вузы брать с контрактников не абы сколько, а сумму, равную расходам на содержание студента-бюджетника по аналогичной специальности.
Сразу после этого, в частности, в кемеровских вузах, появились тревожные настроения. Оно и понятно: если прежде стоимость обучения в Кемерове могла быть определённым конкурентным преимуществом перед, возможно, более авторитетными вузами из соседних регионов, то с унификацией оплаты это преимущество исчезало.
Казалось бы, ситуация – безвыходная. Но, как рассказал в неофициальной беседе нашему корреспонденту ректор одного из крупнейших вузов Кемеровской области, лазейка с оплатой обучения, как это водится, всё-таки осталась. И речь как раз о тех самых скидках. Причём доходить они могут, по разным данным, до 40%. То есть, с одной стороны, цены выросли, а с другой – нет. И, разумеется, не из-за любви к искусству, а из-за страха потерять студентов.
Кстати, скидки могут давать как за красный диплом, так и за победы в олимпиадах, хорошее сочинение и так далее. Каждый вуз самостоятельно утверждает список льготников.
Говоря о возможном сокращении количества студентов, мы должны отметить, что 2015-й в определённом смысле уникален. Дело в том, что именно с этого года заканчивается выпуск студентов с дипломами специалиста, а также выпускаются первые бакалавры, набранные четыре года назад.
Отказ от обязательного специалитета – с его пятилетней программой обучения и определёнными учебными планами – практически неизбежно приводит к сокращению нагрузки на профессорско-преподавательский состав вузов. Это связано не только с количеством студентов (минус один год), но и, в частности, с тем, что у бакалавров больше часов, по сравнению с традиционными прежде специалистами, отводится на самостоятельную подготовку, но меньше на аудиторную. И это – в условиях демографической ямы, с которой сталкиваются даже крупнейшие вузы страны.
Для руководства вузов Кемеровской области "обакалавривание" образования – ещё один весомый стимул привлекать потенциальных студентов всеми имеющимися у них возможностями. Ведь никто из ректоров в здравом уме не захочет бездумно сокращать преподавателей, тем самым снижать уровень своего вуза во всевозможных рейтингах и, как следствие, сокращать бюджетные места, а значит, и бюджетное финансирование.