Вернувшиеся посмертно: презентация клипа от «СТС-Кузбасс»

Всё-таки Кузбасс – это не Голливуд и даже не Москва. Что греха таить: у нас тут и звёзд, мягко говоря, поменьше, сияют они не так ярко и заявляют о себе не так громко. Например, до недавнего момента количество профессиональных музыкальных видеоклипов, снятых в пределах области, не превышало унылой цифры ноль. И не потому, что люди в нашем шахтёрском крае бездарные: просто никому за последние годы так и не удалось загореться идеей создать что-то стоящее и довести дело до конца.

Так было до начала этого года, когда телеканал "СТС-Кузбасс" решил положить конец творческому затишью в нашем регионе. Зародить неподдельный интерес в умах и сердцах наших земляков получилось легко – достаточно было выбрать такую правильную, важную и близкую каждому тему. Проект губернского телеканала "Новые Победные песни" привлёк внимание тысяч жителей Кузбасса, десятки участников представили свои композиции, посвящённые Великой Отечественной войне, из которых членам жюри необходимо было выбрать самую достойную.

Со своей задачей они справились и передали эстафету дальше: съёмочной группе предстояло выполнить завершающий и самый сложный этап проекта – снять профессиональный видеоклип на песню-победителя. И вот, спустя почти месяц съёмок и несколько десятков изнурительных часов монтажа в проекте "Новые Победные песни" была поставлена жирная точка – "СТС-Кузбасс" провёл презентацию клипа, на которой побывали и корреспонденты VSЁ42.

Презентация клипа, безусловно, для его авторов – дело очень волнительное и тревожное: громогласно заявив в самом начале проекта о том, что они готовят по-настоящему профессиональную работу без каких бы то ни было скидок, теперь организаторы должны отвечать за сказанное и сделанное перед зрителями и журналистами. Но стоит отметить, что и оценивать такую работу – довольно тяжело: всё же тема, которой она посвящена, задевает за живое каждого, и если видно, что клип выполнен с душой, то так и хочется бессознательно закрыть глаза и простить любые огрехи и помарки.

К счастью, в этот раз ничего подобного делать не пришлось. Когда дело дошло до главного – презентации клипа, – стало ясно, что слово и дело в этот раз не разошлись. 29 дней, восемь съёмочных локаций, 50 часов подготовки, 30 часов съёмки, 65 часов монтажа, 358 дублей, более 30 актёров, две единицы техники, 15 единиц оружия, 484 гигабайт отснятого материала – всё это лишь сухие цифры, говорящие о масштабности проекта. А вот о том, насколько клип трогает людей за душу, красноречивее любой статистики сказали слёзы тех, кто присутствовал во время премьерного показа "Вернувшихся посмертно".

Видео рассказывает нам об истории молодого парня, который уходит на фронт и которому не суждено вернуться живым. Казалось бы, такая простая, рядовая история, каких война знала миллионы… Но, слова здесь, пожалуй, лишние.

Насколько достойной получилась эта работа, пусть каждый решает для себя, но в профессионализме любого члена съёмочной группы сомневаться не приходится. Нам же остаётся лишь передать слово тем, кто вложил всю душу и силы в создание клипа.

Клип – дерзкая и смелая идея для телеканала. Мы занимаемся новостями, развлекательным контентом, но не клипмейкерством. Для нас это был эксперимент. Мы сильно переживали за сценарий, за песню, потому что победившая в проекте композиция, на мой взгляд, – самая трогательная, и она имеет отношение к сегодняшнему дню, то есть будет актуальна не только 9 мая какого-либо года, но и в любой день. "Вернувшиеся посмертно" – это те герои, в честь которых названы кузбасские улицы. В финале клипа как раз можно увидеть историю, по мотивам которой был снят клип, – это подвиг Михаила Абызова. Но в целом там нет какой-то точной исторической достоверности, ведь подвиг Абызова мы художественно переосмыслили, отразили геройские поступки юных солдат, которые жертвуют собой. Это история любого фронтовика, который не вернулся с войны. Это видео мы презентуем на неделе, которая началась с Дня памяти и скорби. Дальше клип уходит на наш канал на YouTube и начинает жить своей жизнью.

Конечно, я увидел в клипе ту идею, которую вкладывал в слова. Когда писал текст, я не думал о том, что нужно посвятить его какому-то конкретному человеку. Вначале пришла сама фраза "вернувшиеся посмертно", от которой уже пошло всё остальное. Может, она звучит как-то необычно, но это и задело. Их нет. Но они вернулись в названиях наших улиц. Так что песня – обо всех этих ребятах. В подавляющем большинстве это же очень молодые люди, которые могли ещё жить и жить. Но так случилось, что пришла страшная беда. И всё-таки память о них осталась, они вернулись в память каждому, живущему сегодня. И когда сегодня идёшь по этим улицам, читаешь – у каждого нормального человека что-то защемляет в груди.

Главная сложность была в том, чтобы подобрать лица. Форма – это тоже очень важно, но тогда были немного другие лица. Реконструкторы, которые этим постоянно занимаются, знают, что форма со временем переходит в содержание: фашист становится похожим на фашиста, советский солдат – на советского солдата. А люди, которые никогда не надевали эту форму, – им сложнее. Здесь нужно подобрать правильную фактуру лица, гримёрам хорошо поработать. Что касается формы, то её предоставили ребята из Новосибирска. Основная сложность с экипировкой была в том, что это всё – подлинные вещи, поэтому их нельзя испортить или замарать, что вполне могло произойти на съёмочной площадке. В финале клипа главный герой сидит в этой самой форме, у него – руки в крови, а форма при этом осталась, естественно, чистой, и ребятам, которые монтировали клип, пришлось дорисовывать кровь на форме.

Это была такая маленькая новая жизнь. Всё началось внезапно для меня, закрутилось, завертелось. Ты приходишь домой со своей основной работы и начинаешь думать о том, что завтра у тебя – съёмки, а потом тебе вообще начинают видеться сны об этом. И с каждым днём всё сильнее хотелось вновь вернуться на съёмочную площадку, чтобы окунуться в эту тему, поработать с этими людьми, создавать что-то новое. Этот опыт для меня тоже был первым и позитивным. Это совершенно другой, не театральный мир, и в нём мне было очень здорово, комфортно и уютно. И я бы с удовольствием в него вернулся.

Для меня это очень интересный опыт. Причём он получился очень лёгким, благодаря ребятам, с которыми я работала на площадке: они замечательные. С одной стороны, это очень тяжёлая тема, но с другой – лёгкая работа. Это приближение, это попытка понять то, что происходило в те годы. Когда ты начинаешь всё это чувствовать, происходит удивление, и я была очень рада этому удивлению. Я довольна, что я познакомилась с новыми людьми, что я притронулась к этой теме, что мы сделали такую работу во благо памяти. Самым сложным на площадке для меня было сделать вот этот "концентрат чувств". Потому что в театре у тебя более широкое поле для самовыражения, а участие в клипе ограничено лишь несколькими сценами, которые нужно уместить в очень маленький отрезок времени. И сейчас я смотрела на себя и думала: "Эх, вот ещё бы дубль мне, вот я бы сделала как надо!". Тяжело воспринять себя адекватно, потому что видишь себя с совершенно другой стороны.

Самое трудное для меня было найти время: где-то меня ещё ждут, где-то меня не хватает, но я понимаю, что я ответственный за свои обещания, что я должен сделать. Но, мне кажется, нам-то на самом деле гораздо проще было. Вот ребятам из съёмочной группы приходилось нелегко: всех собрать, подготовить, снять и так далее. Мы всего лишь приехали, вникли в ситуацию, отыграли и уехали, а у них дальше работа пошла, они продолжают дальше двигаться. Всё равно под конец съёмок это уже не отпускает, и хочется дальше какого-то продолжения. У нас время от времени происходит это погружение, но если я не оставлю этот эмоциональный кусок в своём багаже, а буду оставаться в нём, то можно дойти до сумасшествия. Мы прожили это, это прошло, и пора с этим распрощаться, оставить, потому что это уже "ребёнок", у которого есть своя собственная жизнь. Если потребуется, то я в любой момент появлюсь рядом с ним, сделаю всё, что нужно, но в остальном у меня теперь пошла своя, отдельная жизнь.

На время съёмок проекта наша жизнь кардинально изменилась и начала идти в каком-то другом русле, по каким-то другим временным рамкам: ты частично живёшь в том времени, и часть твоего сознания находится в 1942 году. Сейчас проект завершился, и, пожалуй, пора возвращаться, однако какие-то ностальгические нотки по-прежнему присутствуют. Мне потребовалось очень много моральных сил, чтобы принять и понять перфекционизм ребят из съёмочной группы: у них была очень высокая планка того, как нужно это делать. Они говорили мне: "Одна съёмка – один съёмочный день, шесть-восемь часов". Естественно, сначала я начинала паниковать, ведь это актёры, люди, локации – всех нужно собрать, договориться и так далее. На что они отвечали мне: "Если делать, то делать". То же самое я услышала от актёров, и тогда стало понятно, что это – одна команда. Утром, в выходной день, в жару, под дождём – нам были не страшны подобные препятствия на пути к этой финишной черте.

Когда мы начинали делать клип, мы хотели, чтобы это не было "очередной кемеровской работой", нас не посещали мысли вроде: "Ну, для Кемерова это будет нормально – тут зайдёт". Была цель сделать что-то уровнем выше, и я думаю, что нам это удалось. Каждый проект ты вынашиваешь с этапа сценария, идеи, затем идёт раскадровка, поиск локаций. Это такой маленький мир, который ты выстраиваешь. Я парень ещё молодой, я никогда раньше не погружался в военную тематику, так что для меня это было очень интересно: форма, события, обстановка. И теперь, после завершения работы, могу сказать, что у меня родился маленький сыночек. С нашей стороны проект полностью закончен, и очень приятно, что мы смогли в этот юбилейный год внести некий вклад в общее дело.

Фото: Александр Патрин
Комментарии для сайта Cackle