Мастерская «АртКовъ»: наше дело – кузнечное

Владимир Чижов – человек, который работает практически по рудиментарной специальности: он кузнец. Ещё несколько лет назад Владимир искал себя в самых разных профессиях и делах, но теперь он, наконец, уверен, что нашёл своё призвание. Под его началом – целая кузница, вернее, студия художественной ковки "АртКовъ", одна из немногих в Кемерове, которая занимается кузнечным делом.

Корреспонденты VSЁ42 наведались туда в гости, чтобы поговорить с Владимиром Чижовым о том, когда он начал ковать и что нужно для того, чтобы стать настоящим кузнецом.

– Владимир, расскажи, как получилось, что ты стал кузнецом?

– Проработав во многих местах различных сфер деятельности – жизнь помотала везде, – я понял, что мне нравится производить, делать что-то своими руками, а не просто покупать-продавать. Это произошло, когда я устроился на завод по производству деревянных окон в Новосибирске. Там я вырос до начальника цеха, после чего из-за некоторых разногласий наши пути разошлись. Потом я устроился в другую компанию специалистом – как раз тогда я начал ковать, – но не прошло и месяца, как меня сделали мастером цеха. Поработав там около года, я вернулся в Кемерово (тянуло обратно в родной город), и здесь мы, благодаря Вадиму Юрьевичу Чударову, на базе группы компаний "Конкорд" организовали полноценный цех ковального производства – "АртКовъ". Это случилось в апреле 2013-го, так что через пару месяцев у нас будет день рождения – два года.

– Получается, ты этому специально нигде не учился, а начал ковать, так скажем, по наитию? Что нужно для того, чтобы научиться хорошо ковать?

– Именно так. Я – самоучка. Да и образование тут, по сути, неважно. Самое главное – должно быть желание. И немного навыков рисования. Сейчас у нас работают люди абсолютно разные – есть те, у кого высшее образование, а кто-то – обычный сварщик. Но они нашли себя в этом деле, как когда-то и я, и им нравится то, что они делают. А делают они всё с душой. Конечно, мы обучаем новых работников, кто не справляется с поставленной задачей, – это своего рода моя личная ответственность.

Вообще, эта работа довольно-таки тяжёлая, потому что тут нужна в какой-то степени креативность. Человек не может прийти с улицы и сразу включиться в работу: это сложно. Нужен уклон в художественность. Иногда у работника нет какого-то представления с художественной точки зрения, так как люди абсолютно разные: кто-то может собирать изделия как конструктор, кто-то – только проектировать. Здесь нужно и то и другое, и это должно быть ещё и красиво.

Конечно, физическая сила тоже необходима, однако производство не стоит на месте, и появляются новые технологии для упрощения кузнечного дела. Но если брать что-то эксклюзивное, то всё делается, грубо говоря, своими руками, по старинке.

– А мастерская "АртКовъ" занимается чем-то определённым? Или вы можете выковать всё что угодно?

– Да, мы вообще делаем всё что угодно: для нас нет ограничений. Ну, практически. К примеру, недавно приходил мужчина, просил выковать ему катану, я отказался. Потому что недостаточно знаю об устройстве японского холодного оружия, а разбираться во всех деталях пока времени нет. Но заказов, за которые мы не берёмся, – как правило, очень мало. Вообще, мы много чего в городе уже украсили. Можно обратить внимание на кованую лавочку, которая стоит на набережной. Но в основном это, конечно, – различные решётки, ворота, оградки какие-то. Если говорить про индивидуальные заказы, то, пожалуй, самый интересный и сложный был такой: заказчик захотел себе винтовую лестницу со второго этажа в подвал. После изготовления клиент даже фотографировать не разрешил её – чтобы точно ни у кого такой не было. Обошлась эта лестница "в копеечку". Индивидуальная ковка – это вообще очень дорогое удовольствие на самом деле.

Чаще всего заказывают ворота, забор, то есть экстерьер, – то, что украшает сам дом. Какие-то лавочки садовые, столики, мангалы и прочее. В интерьере чаще всего заказывают кровати, столики прикроватные и вешалки – они пользуются популярностью.

Кстати, помимо этого, есть проект, который мы реализуем в скором времени. Эксклюзивные, довольно-таки дорогие, так скажем, вещи – кованые кровати, где используются столбы из дерева, кожаное тиснение по периметру – в общем, в таком духе. Каждая кровать будет индивидуальна, исходя из пожеланий заказчика.

– Это всё крупные объекты, а если говорить о чём-то поменьше? Блоху подковать сможешь?

– Смогу, отчего же нет! Надо попробовать. Ну а вообще, мелкими работами мы тоже занимаемся. Делаем пряжки для ремней, к примеру. Или совместно с кожевниками можем сделать красивый тиснёный кошелёк. Ещё есть интересная подставка для винной бутылки – маленькая кованая тележка, в которую запрягается лошадь. Лошадь мы, конечно, не ковали.

– Допустим, я захотел что-нибудь себе выковать в вашей мастерской. Что мне нужно сделать? Как проходит процесс?

– Сначала клиент приходит к дизайнеру, который уже непосредственно с ним работает, узнаёт, что он хочет, какие есть возможности и что для этого нужно. После чего согласовывается эскиз, в том числе и со мной, потом этот проект осмечивается, устанавливается цена, которую мы утверждаем с заказчиком. Если стороны обоюдно согласны, заключаем договор, после чего приступаем к работе. Эта процедура занимает от одного дня и до нескольких недель – в зависимости от объёма работ.

Единственное – мы всегда стараемся съездить на место, посмотреть, в каком стиле выполнен дом, чтобы понять, подойдёт ли ему тот стиль, который он хочет для экстерьера, к примеру. Если человек понимает: то, что он хочет, не совпадает по стилю, и он соглашается с этим, мы ему предлагаем несколько вариантов, из чего можно выбрать. Каждый эскиз обязательно прорабатывается индивидуально – даже какие-нибудь банкетки.

Для ковки мы всегда используем только ГОСТовский металл – сталь. Плюсуем туда дерево и, если необходимо, кожу – для внутренних работ интерьера. После того как металл пришёл, на столе, грубо говоря, рисуется мелом необходимый эскиз. Используя его как лекало, мы начинаем подгибку металла. Потом идёт производственная сборка. Что-то более сложное требует тщательного и упорного подбора. В конце – сварка и зачистка. Вкратце это выглядит именно так.

– Способы ковки всегда одинаковые? Я знаю, что есть холодная и горячая ковка, какие-то ещё? Отдельно – художественная, отдельно – декоративная?

– Собственно, как раз есть только холодная ковка и горячая, которую ещё называют настоящей. Холодная всегда подразумевает "без нагрева": металл гнётся руками с помощью специальных приспособлений. Настоящая ковка гораздо сложнее, да и технология там другая, нежели в холодной. А художественная или нехудожественная – здесь нет такого разделения. Любое произведение искусства – например, картины художник рисует, – так и мы ковкой занимаемся: невозможно повторить одно и то же: оно будет похоже, но не будет на сто процентов идентично первому изделию.

– Как с конкурентами дела обстоят? Они есть вообще?

– Конечно, конкурентов у нас, так скажем, хватает. Есть достаточно большие компании, но рынок пока ещё не насыщен. Соперничество каждый мастер в этом видит своё, и сравнивать какие-то вещи можно только по качеству изготовления, но никак не по эскизам, количеству и прочему. Очень много появилось "гаражных" корпоративщиков, которые могут сбивать цену за счёт того, что у них нет штата или арендуемого помещения. Однако это всё не то: зачастую у таких людей нет нужного навыка или простой ответственности.

От конкурентов нас отличают прежде всего качество и сроки. Их мы устанавливаем немного больше, чем время, за которое можем выполнить заказ, – с запасом. На всякий случай. Многие не делают этого запаса и сообщают реальные сроки, а после не успевают, из-за чего у клиента портится мнение. Мы так не делаем. И, если получается сделать раньше, заказчик приятно удивлён.

В будущем нам, конечно же, хотелось бы укорениться на рынке, и, думаю, у нас это получится.

Фото: Александр Патрин
Автор:
Комментарии для сайта Cackle