Аналитики ВТБ Капитал Максим Орешкин и Дарья Исакова сообщили:
«По данным ФТС, рост импорта из стран дальнего зарубежья в январе значительно вырос: до 14.5% за год (месячный темп роста с учетом сезонной корректировки снизился до 0.5%) против 4.4% (здесь и далее — в годовом сопоставлении, если не указано иное) в среднем за прошлый год, достигнув максимальной отметки за последние 11 месяцев. Рост неволатильных компонентов также ускорился до максимального уровня с февраля 2012 г. — 12.9% (против 1.5% в декабре и 7.1% в среднем за 2012 г.), а импорт инвестиционных товаров увеличился на 13.8% (против 1.4% в декабре). Важным представляется тот факт, что тем роста импорта автомобилей вновь откатился в область отрицательных значений — снижение на 0.4%, тогда как месяцем ранее был прирост на 2.1%. Кроме того, объем импорта волатильных компонентов (самолеты, суда, сахар, овощи, лекарственные средства и пр.) резко расширился — до 37.0% (против 3.0% в минувшем месяце).
Исходя из последних данных таможенной статистики, в январе прирост импорта из дальнего зарубежья ускорился, но лишь немного, поскольку сильные данные по росту в годовом выражении скрывают резкий скачок волатильных компонентов (особенно импорта железнодорожных локомотивов и фармацевтических препаратов), тогда как рост импорта неволатильных компонентов (3-месячное скользящее среднее месячных темпов роста с сезонной корректировкой в годовом выражении) в минувшем месяце увеличился лишь незначительно — до 10.8% (в декабре было около 8%). Основными движущими силами роста были инвестиционные товары (преимущественно механическое оборудование и электрооборудование, а также каучук), обувь и одежда.
Исходя из этого, мы не исключаем некоторого восстановления роста инвестиций в основной капитал в январе, после их сокращения на 0.7% в декабре. В то же время уменьшение количества ввозимых автомобилей вызывает опасения и может означать, что замедление в российской автомобильной отрасли продолжается. Хотя январские данные можно рассматривать как позитивные, в ближайшее время факторов поддержки для импорта мы не видим — рост внутреннего спроса может оказаться весьма умеренным на фоне фискальных ограничений и дефицита ликвидности. Также не следует недооценивать тот факт, что укрепление евро к доллару способствует повышению роста номинального объема импорта в долларах. Несмотря на рост экспорта (который должен был активизироваться вслед за повышением нефтяных котировок в декабре—январе), восстановление импорта, как мы полагаем, не позволило торговому балансу существенно увеличиться в январе».