Сегодня Группа ВТБ публикует промежуточную сокращенную консолидированную финансовую отчетность по состоянию на 30 сентября 2012 г. с заключением независимых аудиторов по результатам обзорной проверки данной отчетности.
Андрей Костин, президент - председатель правления банка ВТБ, заявил: «Группа ВТБ продемонстрировала второй по величине квартальный финансовый результат в своей истории. Высокие показатели обусловлены эффективным ростом корпоративно-инвестиционного и розничного банковского бизнеса, а также усилиями менеджмента по оптимизации уровня рисков, принимаемых Группой. Мы успешно используем преимущества нашей уникальной бизнес-модели и в то же время увеличиваем капитал, выпуская финансовые инструменты, не размывающие доли участия наших нынешних акционеров, что создает условия для продолжения роста бизнеса в будущем».
Чистые процентные доходы 174,3 149,1 16,9% Чистые комиссионные доходы 34,2 27,1 26,2% Операционная прибыль до создания резервов 259,1 209,9 23,4% Создание резерва под обесценение долговых финансовых активов (45,0) (25,3) 77,9% Чистая прибыль 60,2 72,6 (17,1%) Возврат на капитал (ROE) 12,6% 16,2% (3,6 п.п.)
Группа ВТБ продемонстрировала второй по величине квартальный финансовый результат и лучший результат третьего квартала в своей истории. По итогам 3 квартала 2012 г. чистая прибыль Группы составила 26,6 млрд руб., что соответствует возврату на капитал на уровне 16,2%. Ключевые бизнесы Группы – Розничный банковский бизнес и Корпоративно-инвестиционный банковский бизнес получили прибыль до налогообложения в размере 35,6 млрд руб. и 44,4 млрд руб. за 9 месяцев 2012 г., против 27,2 млрд руб. и 76,6 млрд руб. за 9 месяцев 2011 г., соответственно. Увеличение чистых процентных доходов Группы по итогам 9 месяцев 2012 г. и 3 квартала 2012 г. было обусловлено, в частности, ростом объема кредитного портфеля. Чистая процентная маржа Группы в 3 квартале 2012 г. оставалась стабильной на уровне 4,1%. По итогам 9 месяцев 2012 г. чистая процентная маржа составила 4,0%. Основными драйверами значительного роста комиссионных доходов Группы остаются Розничный банковский бизнес и Транзакционный банковский бизнес, чистые комиссионные доходы которых составили 21,1 млрд руб. и 13,1 млрд руб., увеличившись на 64,8% и на 32,3% по сравнению с 12,8 млрд руб. и 9,9 млрд руб. за 9 месяцев 2011 г., соответственно. Расходы на создание резервов под обесценение кредитов и авансов клиентам составили 1,3% от среднего объема кредитного портфеля за 9 месяцев 2012 г., увеличившись с 1,0% за 9 месяцев 2011 г. в основном в связи с проведением консервативной политики контрциклического формирования резервов в 1 квартале 2012 г. В 3 квартале 2012 г. данный показатель по сравнению с предыдущим кварталом не изменился и составил 1,0% от среднего объема кредитного портфеля. Положительное влияние на результат по операциям с финансовыми инструментами, составивший 0,6 млрд руб. за 9 месяцев 2012 г., оказала позитивная конъюнктура рынков долгового капитала в 3 квартале 2012 г. Чистый убыток по операциям с финансовыми инструментами по итогам 9 месяцев 2011 г. составлял 1,0 млрд руб. Совокупный результат по операциям с иностранной валютой и от переоценки валютных статей составил 14,9 млрд руб. за 9 месяцев 2012 г. по сравнению с 2,2 млрд руб. за 9 месяцев 2011 г. Расходы на персонал и административные расходы составили 134,9 млрд руб. за 9 месяцев 2012 г., увеличившись на 48,6% по сравнению с 90,8 млрд руб. за 9 месяцев 2011 г. Этот рост объясняется консолидацией Банка Москвы во второй половине 2011 г. и развитием ключевых бизнесов Группы.
Активы 7 184,7 6 789,6 5,8% Кредиты до создания резервов 4 778,3 4 590,1 4,1% Корпоративные кредиты 3 751,6 3 766,0 (0,4%) Розничные кредиты 1 026,7 824,1 24,6% Средства клиентов 3 521,8 3 596,7 (2,1%) Средства корпоративных клиентов 2 190,5 2 435,3 (10,1%) Средства розничных депозиты клиентов 1 331,3 1 161,4 14,6% Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле 5,6% 5,4% 20 б.п. Коэффициент достаточности капитала 1-го уровня 9,3% 9,0% 30 б.п. Коэффициент достаточности капитала 12,9% 13,0% (10 б.п.)
Концентрация усилий Группы на активном развитии Розничного банковского бизнеса на фоне роста реальных доходов населения и увеличения потребления в РФ обеспечили существенный прирост розничного кредитного портфеля Группы за 9 месяцев 2012 г. и в 3 квартале 2012 г. По состоянию на 30 сентября 2012 г. объём корпоративных кредитов Группы за вычетом вложений в облигации федерального займа, приобретенные Банком Москвы в сентябре 2011 г. и классифицируемые как кредиты и авансы клиентам, составил 3 748,2 млрд руб., увеличившись на 2,7% по сравнению с 3 650,6 млрд руб. на 31 декабря 2011 г. и на 4,3% по сравнению с 3 594,2 млрд руб. по состоянию на 30 июня 2012 г. Качество кредитного портфеля оставалось стабильным: доля неработающих кредитов в кредитном портфеле (включающем финансовые активы, классифицированные как кредиты и авансы клиентам, заложенные по договорам «репо») составила 5,6% на 30 сентября 2012 г. по сравнению с 5,4% на 31 декабря 2011 г. и 5,6% на 30 июня 2012 г. Показатель покрытия неработающих кредитов резервами составил 110,6%,на 30 сентября 2012 г. по сравнению с 111,3% на 31 декабря 2011 г. и 117,0% на 30 июня 2012 г. Динамика объемов средств на счетах и депозитах клиентов в течение 9 месяцев 2012 г. в основном определялась политикой Группы, направленной на оптимизацию стоимости фондирования. Группа существенно сократила вложения в акции – объем портфеля долевых ценных бумаг сократился на 70,5 млрд руб. (или 25,9%) за 9 месяцев 2012 г. (в том числе на 45,4 млрд руб. в 3 квартале 2012 г.) до 201,3 млрд руб. Во второй половине 2012 г. Группа продолжала успешно диверсифицировать источники фондирования по валютам привлечения, географии рынков долгового капитала, а также составу инвесторов. В июле 2012 г. Группа разместила еврооблигации на сумму 400 млн сингапурских долларов с процентной ставкой 4% годовых и погашением в 2015 г. В августе 2012 г. провела доразмещение еврооблигаций на 500 млн долларов США, увеличив объем пятилетнего выпуска, размещенного в апреле 2012 г. со ставкой купона 6% годовых, до 2 млрд долларов США. В августе 2012 г. ВТБ разместил выпуск еврооблигаций на 600 млн швейцарских франков со ставкой купона 3,15% годовых и погашением в 2016 г. В октябре 2012 г. Группа успешно разместила трехлетний выпуск еврооблигаций в китайских юанях на сумму 1 млрд юаней со ставкой купона 4,5% годовых, а в декабре 2012 г. ВТБ выпустил пятилетние еврооблигации на сумму 500 млн австралийских долларов со ставкой купона 7,5% годовых. Это размещение стало первым предложением долговых бумаг в австралийских долларах эмитентом из Центральной и Восточной Европы. Увеличение показателей достаточности капитала остается приоритетом для Группы. В августе 2012 г. ВТБ разместил выпуск бессрочных облигаций на сумму 1 млрд долларов США, что обеспечило Группе привлекательный по стоимости источник капитала первого уровня, не размывающий акционерный капитал Группы. В ноябре 2012 г. ВТБ успешно увеличил объем данного выпуска на 1,25 млрд долларов США. В октябре Группа разместила субординированные еврооблигации (инструмент капитала второго уровня), на сумму 1,5 млрд долларов США с погашением в 2022 г. и процентной ставкой 6,95%. Коэффициент достаточности капитала и коэффициент достаточности капитала первого уровня по состоянию на 30 сентября 2012 г. достигли 12,9% и 9,3% соответственно, по сравнению с 13,0% и 9,0% на 31 декабря 2011 г. Коэффициент достаточности капитала первого уровня, рассчитанный с учетом размещения бессрочных облигаций в 4 квартале 2012 г., составил около 10% по состоянию на 30 сентября 2012 г. В будущем Группа продолжит наращивать капитал для обеспечения дальнейшего роста бизнеса.
Корпоративно-инвестиционный банковский бизнес 44,4 76,6 (42,0%) Подсегмент «Кредитыидепозиты» 18,7 50,3 (62,8%) Подсегмент «Инвестиционно-банковский бизнес» 11,3 17,5 (35,4%) Подсегмент «Транзакционный банковский бизнес» 13,9 8,5 63,5% Исключение межподсегментных операций по КИБ 0,5 0,3 -
В течение 3 квартала 2012 г. Глобальный транзакционный бизнес (ГТБ) Группы разработал и продал 31 крупному корпоративному холдингу, объединяющему более 400 юридических лиц, специализированные продуктовые решения в сфере управления расчетами и остатками на счетах. Команда ГТБ продолжила совершенствовать продуктовую линейку за счет расширения возможностей комплексного сервиса «Расчетный центр клиента» и систем дистанционного банковского обслуживания. В 3 квартале 2012 г. ВТБ запустил новый сервис «Мобильный клиент», позволяющий корпоративным клиентам получать доступ к информации по счетам в банке с помощью мобильных устройств и планшетов. Группа продолжает трансформацию корпоративной филиальной сети в регионах России с целью дальнейшего улучшения операционных показателей и эффективности. В течение 2012 г. почти 20 филиалов банка ВТБ были преобразованы в операционные офисы, что позволит осуществить дальнейшую оптимизацию расходов и создаст дополнительные возможности для роста корпоративного бизнеса в регионах. ВТБ Капитал сохранил позиции ведущего инвестиционного банка России. По данным Dealogic, ВТБ Капитал остается лидером на рынках долгового капитала, занимая первое место в рэнкинге организаторов долговых выпусков для эмитентов из России и СНГ с долей рынка 18%. ВТБ Капитал продолжает разрабатывать новые инвестиционные продукты, нацеленные на расширение возможностей для инвестирования на российских рынках капитала. В ноябре 2012 г. ВТБ Капитал впервые в России осуществил публичный выпуск рублевых облигаций, торгуемых на бирже с переменным купоном, привязанным к цене золота. Объем выпуска составил 1 млрд руб. Данная сделка стала третьим выпуском в рамках программы, зарегистрированной ВТБ Капитал в 4 квартале 2011 г. Предыдущие выпуски, размещённые в течение 2012 г., были привязаны к индексу ММВБ. В декабре 2012 г. ВТБ Капитал успешно осуществил второй выпуск с привязкой к золоту, также объемом 1 млрд руб. ВТБ Капитал принял участие в ряде знаковых сделок слияний и поглощений. В 3 квартале 2012 г. ВТБ Капитал был назначен совместным финансовым консультантом компании «Российские Железные Дороги» в рамках знаковой сделки объемом 1 млрд долларов США по приобретению РЖД (после получения одобрений регулирующих органов) 75% акций компании GEFCO – логистического подразделения французского автопроизводителя PSA Peugeot Citroen.
Прибыль сегмента до налогообложения 35,6 27,2 30,9%
Кредиты физическим лицам 1 026,7 824,1 24,6% Потребительские кредиты 578,6 436,2 32,6% Кредиты на покупку автомобиля 93,6 75,5 24,0% Ипотечные кредиты 351,2 309,0 13,7%
Финансовые результаты Розничного банковского бизнеса в течение 9 месяцев 2012 г. продолжали расти на фоне благоприятной макроэкономической ситуации, увеличения реальных зарплат населения и объемов потребления домохозяйствами. В кредитовании физических лиц Группа по-прежнему считает своим приоритетом продажи высокомаржинальных продуктов. Доля потребительских кредитов и автокредитов в общем объеме розничного кредитного портфеля по состоянию на 30 сентября 2012 г. достигла 65,5% по сравнению с 62,1% на начало года. Доля ипотечных кредитов за тот же период снизилась до 34,2% с 37,5%. Данное изменение структуры кредитного портфеля стало одним из факторов, позволившим увеличить среднюю доходность розничных кредитов Группы (в годовом выражении) до 16,6% в 3 квартале 2012 г. по сравнению с 15,7% во 2 квартале 2012 г. и 15,9% в 1 квартале 2012 г. Средства состоятельных клиентов банка ВТБ24 оставались важным драйвером роста розничной депозитной базы Группы. По состоянию на 30 сентября 2012 г. средства VIP-клиентов ВТБ24 достигли 200,4 млрд руб. или 15,1% от общего объема средств физических лиц на счетах и депозитах Группы. Группа продолжала успешную интеграцию розничного бизнеса Банка Москвы и ТрансКредитБанка (ТКБ) под руководством менеджмента основного розничного банка Группы – ВТБ24. В течение 9 месяцев 2012 г. усилия крупнейших российских банков Группы были направлены на гармонизацию розничной линейки продуктов и услуг, а также на сближение стандартов качества обслуживания клиентов и процедур контроля. Общее число розничных офисов ВТБ24, Банка Москвы и ТКБ в России на 30 сентября 2012 г. составило 1 257 по сравнению 1 242 на 31 декабря 2011 г. Совокупное число банкоматов ВТБ24, ТКБ и Банка Москвы превысило 10 500. С целью увеличения покрытия массового клиентского сегмента в розничном бизнесе Группа запустила новый проект - Лето Банк, приоритетом которого является развитие высокомаржинальных продуктов, в частности кредитов наличными и кредитов на покупки в магазинах. В 3 квартале 2012 г. Лето Банк начал пилотные продажи, а также приступил к активному развитию сети продаж в Москве и регионах России.