Прошло уже более трех лет момента, когда банк ABLV объявил о самоликвидации. Первые заявления банка звучали обнадеживающе: активы банка превышают размер требований кредиторов, иными словами банк в состоянии расплатиться со всеми кредиторами. Однако, как выяснилось на практике, факт наличия денег, еще не означает, что их можно получить.
На данный момент с уверенностью можно утверждать, что ABLV выплаты практически не происходят. На начало 2021 года реальные ABLV выплаты были осуществлены в размере около 48 млн. евро, ориентировочно 2.5% от общего объема невыплаченных требований – около 2 млрд. евро.
Многие слышали о том, что еще в 2018 году банк перечислил 480 миллионов евро в Фонд гарантирования вкладов, однако, строго говоря, этот факт нельзя считать реальными выплатами, поскольку что эти деньги предусматривались для выплаты компенсаций, гарантированных государством. Банк законодательно не имел возможности не перечислить эти деньги в фонд, предназначенный для выплат кредиторам первой очереди.
Указание на произведенные банком ABLV выплаты (на начало 2021 года) почти 15000 вкладчикам, также нельзя считать абсолютно достоверной информацией – 98% из этого количества это клиенты, получившие указанные выше выплаты от государства. Реальные произведенные банком ABLV выплаты, на начало 2021 года произведены менее чем 200 клиентам в размере примерно 2% от общей суммы требований.
Множество бывших клиентов банка столкнулись с заморозкой средств по распоряжению финансовой разведки, а также с возбужденным уголовными делами. Если ранее это, как правило, не касалось сумм (до 100 000 евро), которые гарантировало государство, то на текущий момент, появились проблемы и в рамках этих суммам. На конец 2020 года из имевшихся для выплат 480 млн. евро, государство выплатило 449 млн. евро.
До последнего времени многие клиенты не получали никаких вопросов от ликвидаторов банка и просто ожидали обещанных банком ABLV выплат. Это происходило потому, что до их очереди кредиторов еще не дошла проверка. На данный момент клиенты продолжают получать от банка вопросы о сделках за очень отдаленный период хозяйственной деятельности, источнике средств и благосостояния и т.д. Очень часто банк требует информацию, которую уже невозможно предоставить.
За этим может последовать следующий раунд запросов. Если на этой стадии "отбиться" не удалось, практически неизбежен следующий этап – заморозка средств финансовой разведкой и возбуждение уголовного дела по факту возможной легализации. При этом, следует отметить, что это может коснуться абсолютно любого бизнеса – в данном случае достаточно только подозрения.