В этом году системе ОСАГО исполнилось 15 лет. За эти годы "автогражданка" вызвала немало дискуссий, которые в конечном счете привели к ее реформе. Первые изменения вступят в силу уже в 2019 году. К чему готовиться кузбасским автолюбителям, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Главные перемены в автогражданской ответственности затронут порядок присвоения и начисления коэффициента бонус-малус (КБМ). Напомним, он позволяет аккуратным водителям, не попадающим в ДТП, получать скидку при оформлении полиса ОСАГО на следующий год. А устраивающим аварии автолюбителям, наоборот, приходится платить больше. Таким образом, чем ниже КБМ, тем существенней экономия.
Основная претензия к сложившейся системе связана с обнулением бонусов в том случае, если водитель не оформлял автостраховку в течение года. Подобный простой дорого обходится автолюбителям, ведь порой их персональная скидка на полис составляла 50%. После этого они получали начальный класс страхователя: грубо говоря, их приравнивали к новичкам. В то же время злостные нарушители ПДД, оставшись один год без страховки, обнуляли свои дорожные "прегрешения" и платили за новый полис наравне с другими владельцами авто.
– Из-за финансовых проблем продал свою "ласточку", а новую купил лишь через полтора года, когда дела утряслись. Пошел оформлять новый полис и узнал, что все мои бонусы за годы езды без единой аварии сгорели, – рассказал кемеровчанин Илья П.
Как показывает практика, оказавшихся в подобной ситуации автовладельцев в нашей стране немало. По словам директора департамента страхового рынка Банка России Филиппа Габунии, более половины поступающих в Центробанк жалоб на ОСАГО связаны именно с КБМ.
– Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей, – отметил Филипп Габуния.
Новая система расчета КБМ призвана устранить сложившуюся несправедливость. У аккуратных водителей, не вписанных в течение года ни в один полис, не будет сгорать коэффициент. А у совершивших ДТП исчезнет та самая лазейка, которой они пользовались.
Со следующего года каждому водителю персонально присвоят КБМ, который не будет меняться в течение года. Кроме того, исчезнет такое понятие как "срок давности". Благодаря этому автолюбители смогут без потери бонусов оформлять полис даже после нескольких лет простоя.
Помимо этого новая система позволит решить проблему "задвоенного" КБМ. Она наблюдалась в том случае, если автолюбитель был вписан в полисы ОСАГО на разных машинах.
– У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку, – цитирует Филиппа Габунию 56orb.ru.
В настоящее время остаются нерешенными такие проблемы как препятствование в покупке полиса ОСАГО или навязывание дополнительных услуг страховщиками. Количество жалоб на подобные нарушения сократилось, тем не менее они по-прежнему поступают.
В связи с этим Центробанк собирается ударить рублем по недобросовестным страховщикам, которые не дают автолюбителям свободно купить полис. Также рассматривается предложение сделать обязательной запись процедуры оформления договора на видео и аудио.
Нередко автовладельцы не могут оформить электронный полис в интернете. Связано это с тем, что сайт страховщика виснет или выдает ошибку. Человеку остается только один вариант – идти в компанию лично, рискуя тем самым вместе с полисом получить и навязанные допуслуги. Уже сейчас клиент может предоставить в Центробанк видеозапись неудачной попытки оформить полис онлайн. И если выяснится, что это произошло по вине страховщика, его ждет солидный штраф.
В настоящее время обсуждается идея не учитывать износ деталей и запчастей автомобиля во время расчета денежной компенсации за ДТП. Это позволит автовладельцам получать от страховщика достаточную для ремонта сумму денег. Правда, в таком случае нужно будет "закрыть форточку" перед мошенниками, которые в погоне за выгодой нарочно уничтожают старые автомобили. При полной гибели машины будет возмещаться ее реальная стоимость. А значит, нажиться путем обмана не получится.
Еще одно нововведение в системе ОСАГО, которое будет внедряться в течение нескольких лет, затронет ответственность за причиненный в ДТП вред жизни и здоровью. Сейчас жизнь пассажира маршрутного транспортного средства оценивается в четыре раза выше, чем жизнь пешехода или пассажира обычного автомобиля.
Наглядный пример: если маршрутка насмерть собьет переходящего дорогу человека; вылетит с дороги, и погибнет один из ее пассажиров, компенсация будет разной. Родным пешехода возместят полмиллиона рублей, а находящегося в салоне маршрутки человека – два миллиона. Со временем компенсационные выплаты за погибших и пострадавших в ДТП сравняются и достигнут двух миллионов рублей.