Банковские карты прочно вошли в нашу жизнь. По данным аналитического центра НАФИ, ими пользуется 73% россиян. Расплачиваться картой удобно, но порой и опасно. Всему виной мошенники, в арсенале которых немало уловок для опустошения банковских счетов.
Что это за приемы и как на них не попасться, разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Мы живем в интересное время, когда технологии стремительно развиваются. Казалось бы, еще недавно для виртуального общения не было альтернатив, кроме социальных сетей. Но теперь у них есть серьезный конкурент – простые и удобные мессенджеры.
Вместе с обычными пользователями преимущества мессенджеров по достоинству оценили и мошенники. С их помощью они делают массовые рассылки с вредными файлами. Тема письма может быть любой – "выгодное предложение", "новый прайс-лист" и т. д.
– Мошенники изобретательны и идут в ногу со временем. Они могут слать сообщения или письма по электронной почте от ваших контрагентов: банков, операторов телекоммуникаций, государственных органов и т. д. Цель – чтобы вы открыли файл или ссылку на вредоносную программу, после чего на устройство загружается вредоносное программное обеспечение, – рассказал во время "Прямой линии" в Facebook заместитель начальника Главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев.
Когда вирус попадет на телефон, мошенники получат логин и пароль от вашего онлайн-банка. Также с его помощью они добудут код подтверждения из СМС, которое пришлет банк. После этого снять со счета деньги – это уже дело техники.
Действенный совет о том, как обезопасить себя от такого мошенничества, достаточно прост. Сообщения и письма такого рода нужно просто игнорировать, не переходить по ссылкам, не скачивать исполняемые файлы и ни в коем случае не запускать их.
Еще один вид мошенничества – сообщение о якобы блокировке банковской карты. Как правило, в нем же указывается номер телефона, по которому нужно срочно позвонить для решения этой проблемы. Особо доверчивые люди следуют этому указанию и после общения с "сотрудником службы безопасности банка" на самом деле остаются без своих сбережений.
– В данной ситуации правильно реагировать нужно так: перезвонить в банк по указанному на карте номеру телефона и уточнить, заблокирована она или нет. Если сообщение оказалось ложным, то нужно сообщить в банк о попытке мошенничества, – советует Артем Сычев.
Также он отмечает, что подобные сообщения в основном ориентированы на привлекательную для мошенников категорию граждан – пожилых людей. Поэтому близкие должны помочь им не стать жертвой аферистов и объяснить, что верить всем на слово не нужно. И, получив сообщение о блокировке карты, первым делом следует позвонить родным и посоветоваться с ними.
Но и люди более молодого возраста не застрахованы от того, чтобы стать жертвой мошенника. Яркий пример – случай, который произошел в Кемерове в начале ноября этого года. На телефон 27-летней девушки пришло СМС о том, что с ее банковской карты зарегистрирован перевод. Горожанка позвонила по указанному в сообщении номеру и продиктовала собеседнику номер карты и пришедший на телефон код. После этого с ее карты действительно списали 65 тысяч рублей. Всего же, по данным ГУ МВД России по Кемеровской области, с начала года в регионе возбудили более 1000 уголовных дел по фактам дистанционных мошенничеств. При этом понесенный кузбассовцами ущерб превысил 50 млн рублей.
Покупки в интернет-магазинах в наше время стали привычным делом. И мошенники этим активно пользуются – на просторах Сети легко можно найти сайты-двойники. Дизайном они очень похожи на настоящие интернет-магазины, но доменное имя незначительно отличается. Самый яркий пример – Adidas и Abibas.
Само собой, купить товар на таком сайте не получится. А вот расстаться с деньгами – вполне. Поэтому с двойниками интернет-магазинов активно борются: только в прошлом году при содействии Центробанка закрыли 1 600 подобных сайтов.
– Однажды я чуть не стал жертвой таких мошенников. Зашел на сайт, выбрал товар и уже собирался его оплатить, но отвлекся. А когда вернулся к покупке, бросил взгляд на адресную строку и увидел подмену, – рассказал кемеровчанин Анатолий.
Нередко мошенники пытаются втереться в доверие и представляются сотрудниками госструктур или финансовых компаний. В первом случае они рассказывают своей жертве о полагающейся компенсации или денежной выплате от государства. Но чтобы получить ее, нужно оплатить небольшую пошлину или налог. Конечно же, после этого никакие деньги на счет жертвы не поступают.
А во втором случае мошенники предлагают стать инвестором и обещают огромную прибыль. Но для этого нужно поторопиться и внести деньги через личный кабинет на поддельном сайте. Сделав это, жертва лишается своих средств.
Постепенно набирают популярность бесконтактные платежи, которые совершают с помощью смартфонов или специальных карт. Эксперты успокаивают: риск потерять деньги при их использовании небольшой. Дело в том, что для бесконтактной карты установлен лимит. И без ПИН-кода списать со счета более 1 000 рублей не получится. А для мошенников такая сумма – слишком маленькая, чтобы быть привлекательной.
Что же касается оплаты с помощью смартфонов, то здесь дело обстоит еще лучше. Ведь для совершения операции нужен отпечаток пальца владельца карты, считать который с помощью различных устройств просто невозможно.
В целом повод для оптимизма есть: если (по данным Банка России) в 2015 году с каждого переведенного с карт миллиона рублей в руки мошенников попадали 28 рублей, то в 2016 году – уже 21 рубль.
Отчаиваться не стоит даже если деньги с карты были похищены. Как сообщили "Комсомольской правде" в пресс-службе Банка России, в таком случае, согласно закону о национальной платежной системе, банк обязан вернуть клиенту деньги. Отказаться он может лишь в том случае, если докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа. Например, хранил ПИН-код вместе с картой или сам сообщил злоумышленникам свои данные.
Есть несколько правил, соблюдение которых позволит сохранить свои электронные деньги в безопасности. Вот основные из них:
- по возможности снимайте наличные только в офисах банков. Этот совет особенно актуален для владельцев карт без чипа. Хотя их осталось не так много после того, как Центробанк обязал банки выпускать чипованные карты;
- сохраните в записной книжке в мобильном телефоне официальный номер банка. Благодаря этому в случае утраты карты удастся сэкономить время и быстрее ее заблокировать;
- никогда не сохраняйте свой ПИН-код в гаджетах. Лучше запомните его или запишите на бумаге и храните дома;
- подключите СМС-оповещение о денежных операциях. Тогда электронный кошелек будет под полным контролем и удастся быстрее отследить действия мошенников;
- не переходите по ссылкам из сообщений от незнакомцев;
- заведите отдельную карту для покупок в Интернете и держите там минимальную сумму;
- пользуйтесь проверенными сайтами для оплаты онлайн-покупок. Их адрес должен начинаться с https://. ("s" в данном случае обозначает защищенный канал связи).