«Детское сердце» Николая Валуева

28 ноября 2014 г., 12:41

Не секрет, что практически при любом кардиологическом центре имеется свой благотворительный фонд. Иначе как ещё помочь людям, имеющим проблемы с сердцем, но не имеющим средств для их устранения? И, так уж повелось, что половина этих проблем имеется у человека с самого рождения или появляется в первые годы его жизни. И нередко, что до поры до времени они просто дремлют, а когда вылезают наружу, становится уже поздно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большое внимание уделяется детской кардиологии, и Кузбасс исключением не стал.

Благотворительный фонд "Детское сердце" при Кемеровском кардиологическом центре существует уже почти десять лет, и за это время при его помощи успели спасти более ста жизней. Причём из фонда оплачиваются не только сами операции, цена которых исчисляется десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей, но и подготовка к ним, стоящая зачастую гораздо дороже самой операции. Однако ежегодно в Кузбассе появляются на свет около 250 детей с врождёнными пороками сердца, а финансов катастрофически не хватает, поэтому, чтобы хоть немного разобраться с этой ситуацией, городской кардиологический центр посетил Николай Валуев – человек, которого, в принципе, даже не надо представлять.

Ножом по сердцу

Ванечке – всего год и десять месяцев, но уже скоро он попадёт на хирургический стол опытного кардиохирурга. Ребёнок – несчастливый обладатель врождённого порока сердца, дефекта межпредсердной перегородки. Это – второй по частоте из врождённых пороков, который, в принципе, необязательно устранять в раннем возрасте, но который, тем не менее, без хирургического вмешательства никуда не денется.

– Госпитализироваться можно было и позже, но мы решили это сделать сейчас, пока он совсем малыш, чтобы ничего не помнил, – рассказывает мама Ванечки Мария Канатенко. – Мы здесь лежим уже почти две недели. Операции пока не было, мы ждём очередь, потому что в реанимации очень много пациентов, и места нет.

При этом пороке в перегородке, разделяющей правое и левое предсердия, есть отверстие, а иногда даже и не одно. Плоду оно требуется для нормального кровообращения, но, как только ребёнок рождается, оно закрывается. Однако у некоторых отверстие остаётся открытым, и "залатывать" его приходится уже при помощи искусственного вмешательства. Очень часто люди даже не знают, что у них есть какие-то проблемы, потому что нагрузка на сердце не такая уж и большая, а понять, что с тобой что-то не так, можно только лет после двадцати.

Несмотря на всю серьёзность заболевания и на то, что операция идёт несколько часов, это не повод волноваться для мамы маленького Вани: кемеровские кардиохирурги провели уже множество подобных операций, и всегда всё было хорошо. К слову, закрытие дефекта межпредсердной перегородки – вообще первая операция, которую сделали на открытом сердце.

– Нас предупредили, что это будет непростая операция. Есть простые, их проводят катетером через ножку, а у нас будет полостная операция, которая длится несколько часов, а после – ещё будем лежать в реанимации. Мы не одни, здесь таких пол-отделения, – рассказывает Мария Канатенко. – В первую очередь, как любую маму, меня, конечно, волновало, какой есть риск, когда можно к ребёнку прийти, как он будет после операции отходить. Врачи нас успокаивают. У нас – замечательный доктор, которая отвечает на любые вопросы и уделяет много внимания. Но каждый раз всё равно возникают новые новые вопросы, и мы с врачом всегда очень долго общаемся. Знаете, мы себя так настроили: лучше всё пережить дома, где-то даже поплакать, а сюда уже приехать с таким боевым настроем. Потому что я считаю, что ребёнок всё чувствует, и нужно держать себя в руках.

И это – всего одна из множества историй, которые можно услышать в стенах кардиоцентра. Ванечке, как и многим детям, лежащим тут, помог фонд "Детское сердце".

Йети и дети

К сожалению, посещение доброго великана Николая Валуева Ванечка проспал, зато не проспали другие. Но, прежде чем попасть в детское отделение, бывшему боксёру и нынешнему депутату Государственной Думы показали весь Кемеровский кардиологический центр: начиная с того, как работает шунтирование (причём в реальном времени), и заканчивая демонстрацией возможностей современной томографии. На самом деле Валуев остался под огромным впечатлением и задавал много вопросов, чтобы убедиться, что такой высокий уровень кардиохирургии и правда возможен.

– То, что ребёнку, которому отроду день, проводят успешную операцию, говорит о профессионализме тех сотрудников, специалистов, врачей, которые работают в кардиоцентре. Моё, наверное, первое опосредованное знакомство с кардиологией произошло в 2011 году, когда я в приезжал наукоград. И нам рассказывали о действительно инновационных технологиях в сфере лечения пороков сердца и сердечно-сосудистой системы. Хоть я сам и не медик, но биология у нас в институте спортивном была. И я понимаю, насколько важным бывает для человека так или иначе избавиться как от врождённых пороков, так и приобретённых проблем, связанных с сердечно-сосудистой системой, – говорит Николай Валуев. – И вот здесь, именно в этом центре, доктора помогают всем от мала до велика. Причём, в общем-то, кемеровчане находятся в более выгодном положении, потому что в течение часа, когда ещё можно спасти миокард, у них есть возможность попасть в центр. Доктора проведут операцию, и это обойдётся без последствий – без отмирания сердечной мышцы. Не будет рубца – не будет и кучи проблем в будущем. У меня просто отец перенёс три инфаркта – я знаю, что это такое. И, конечно, я очень рад, что именно такой центр, такие технологии созданы в Кемеровском наукограде и существуют в Кузбассе. Наверное, это гордость определённая.

Николай Валуев тяжёлой поступью шествовал в конечную точку своего визита – в детскую кардиологию, – где он и познакомился с кучей детишек всех возрастов, а после – устроил настоящую фотосессию с ними, во время которой успел оттоптать ногу нашему фотографу. Собственно, там он и сделал то, зачем в первую очередь приехал сюда: устроившись рядом с новогодней ёлкой, которая оказалась в два раза ниже его, Валуев, словно сказочный Дед Мороз, стал раздавать подарки. Ну и, конечно, не забыл отметить работу "Детского сердца".

– Те, кто здесь работают, могут поделиться своим опытом со всеми: им есть что показать и что рассказать. И, слава богу, уже есть результат. Мы сегодня ходили по палатам и это видели. Хотя трудно, конечно, смотреть, когда маленький ребёнок, совсем ещё грудной, прооперирован или только готовится к операции. Это тяжело, откровенно говоря. Но самое главное – имеются надежда и уверенность, что у него есть будущее. А раньше у таких детей практически будущего не было, что уж тут говорить.

Медицина сегодня шагнула очень далеко. Знаете, я ходил по центру, и меня не отпускала мысль: 21 год назад, когда у меня отец перенёс третий инфаркт, было бы здорово, будь тогда такие технологии. Но их ещё не существовало, поэтому его спасти не удалось, а сейчас время изменилось в лучшую сторону. Я надеюсь, что такие центры вообще по стране будут открываться, а самое главное – есть уже место, где специалистам могут на практике показать, как это всё делается в жизни. Можно только порадоваться, что Кузбасс опять впереди планеты всей!

Я очень хочу много доброго сказать в адрес фонда "Детское сердце". На базе этого фонда всё зарождалось, и он до сих пор помогает очень многим детям в проведении сложных операций. Вообще, фондам, когда они берут своей целью проводить такую деятельность, можно только поаплодировать. И отдельно – каждому врачу кардиоцентра за то, что сегодня, благодаря их усилиям, спасено – именно спасено – столько жизней.

Большое «детское сердце»

И напоследок мы поговорили с Сергеем Макаровым, главным врачом Кемеровского кардиологического диспансера и главным кардиологом города Кемерово. Конечно, нас интересовали вопросы дальнейшего сотрудничества, откуда вообще возникла эта идея и что будет дальше. Сергей Макаров любезно согласился на них ответить.

– Президент фонда "Детское сердце", академик Барбараш, обращался к Николаю Валуеву в начале 2014 года с предложением о сотрудничестве. И вот в рамках рабочего визита Николай Сергеевич ознакомился с детским отделением, с той помощью, которую оказывает фонд "Детское сердце" и с теми проблемами, которые существуют в детской кардиологии. Мы наметили мероприятия по дальнейшему сотрудничеству с целью улучшения качества и доступности помощи при врождённых пороках сердца детям Кузбасса.

Пока мы определили те направления, которые являются традиционными: проведение совместных благотворительных мероприятий, направленных на сбор средств в фонд "Детское сердце".

За последние пять-шесть лет детская кардиохирургия в Кузбассе достигла серьёзных успехов. Мы, в том числе благодаря поддержке фонда, стали оперировать очень сложные врождённые пороки в раннем возрасте до года – то, что раньше было недостижимо и недоступно. И это очень большая заслуга всего коллектива: кардиохиругов, кардиологов и других специалистов двух лечебных учреждений – Научно-исследовательского института и Кемеровского кардиологического диспансера. Но проблемы остаются, проблемы есть всегда, и мы надеемся на их постепенное разрешение и движение вперёд.

Судя по всему, теперь Николай Валуев станет тут частым гостем. В попечительский совет его пока не зазвали, но вот то, что он будет помогать детям с врождёнными пороками, – это совершенно точно. Как любят говорить в кардиоцентре, бороться с сердечными заболеваниями могут только люди, у которых есть сердце, а у Валуева оно есть – такое же большое, как и он сам.

Фото: Александр Патрин
Автор: