Василиса Мудрая к своим 23 годам совершила около 1800 прыжков с парашютом, неоднократно становилась чемпионкой России по парашютно-горнолыжному двоеборью пара-ски и точному приземлению. Сегодня она не только действующая спортсменка, но и капитан и менеджер кузбасской команды. В интервью журналисту VSE42.Ru Василиса рассказала об особенностях и сложностях карьеры в пара-ски. Не остался без внимания и денежный вопрос в этом дорогом виде спорта. Подробности читайте в нашем материале.
– С парашютом я мечтала прыгнуть с детства, лет с 12. Дело в том, что мой тренер по горным лыжам, которыми я занимаюсь с семи лет, также тренировал сборную России по парашютно-горнолыжному двоеборью пара-ски. Он предлагал мне в будущем перейти в этот вид спорта. Я подумала: почему бы и нет? Мне было интересно. К тому же в горных лыжах обычно происходит так, что до 16 лет мы выступаем, а потом, если ты не в топе, если ты небогатый человек, то, к сожалению, приходится завершать карьеру. Горнолыжный спорт очень дорогой. А в пара-ски есть возможность и после 16 лет оставаться в спорте, расти, улучшать результат. Потому что здесь есть спонсоры, есть деньги для тренировок, поездок на соревнования и прочее. Федерация парашютного спорта России дает все возможности для развития спортсменов.
Так, свой первый прыжок с парашютом я совершила в 17 лет и пережила невероятные эмоции. Именно ради них и продолжаю прыгать. Я увидела такую красоту, испытала такие переживания, которые полностью изменили мое восприятие жизни! Теперь в небе я чувствую себя свободной. На земле – нет. Небо – это нечто удивительное. Здесь исчезают все лишние мысли. Есть ты, есть мир, есть купол.
– Мне 23 года, я окончила бакалавриат Факультета физкультуры и спорта Кемеровского государственного университета. На данный момент учусь в магистратуре. Я родом из Новосибирска. Но уже семь лет живу в Кузбассе и в качестве спортсмена выступаю за этот регион.
В 2016 году мне предложили попробовать себя в пара-ски. Меня это заинтересовало. Я приехала на аэродром "Танай" под Кемеровом, прошла курс ускоренного обучения свободному падению AFF. Мне очень понравилась, затянула парашютная среда. Так я начала выступать за Кузбасс, показывать достойные результаты на соревнованиях. Постепенно, благодаря хорошему спонсированию, начала набираться региональная команда. На данный момент в ней уже 13 человек. Восемь парней и пять девушек. Я капитан, менеджер команды и одновременно действующая спортсменка.
– Все эти чувства индивидуальны. Есть спортсмены, кто боится, у кого-то страх отсутствует. Если говорить о себе, то я осознанно начала прыгать. Страха не было, поначалу было волнение. А на данном этапе я волнуюсь только перед соревнованиями, как и большинство спортсменов. В такие ответственные моменты справиться с эмоциями трудно, но с этим тоже можно работать.
– Мама меня поддержала. Она сама мечтала пойти в парашютный спорт, но не прошла по зрению. Поэтому получилось так, что я воплотила в жизнь не только свою мечту, но и мамину.
Препятствий со стороны родителей не было никогда. Я им за это очень благодарна. Вообще считаю, что ребенок вправе сам выбирать, в каком направлении ему развиваться. Задача родителей – поддерживать. Моя семья всегда на моей стороне.
– В парашютном спорте существует около десяти направлений. И пара-ски – одно из них. В него входят две дисциплины: точность приземления и горнолыжный слалом-гигант. На соревнованиях всегда один день посвящен прыжкам с парашютом на точность приземления. Это когда спортсмен должен попасть в определенную точку на специальном мате, расположенном под углом 32–35 градусов. В мате находятся датчик и кнопка диаметром два сантиметра, которых спортсмен должен коснуться пяткой правой или левой ноги. И если вы попадаете точно в центр и загорается датчик "0 см", это значит, что вы показали лучший результат. "0–16", "0–32" – уже штрафные. У нас восемь соревновательных туров: шесть основных, полуфинал и финал. Тур – это один прыжок.
Вторая дисциплина – гигантский слалом. Здесь у спортсмена есть две попытки. Трассу нужно преодолеть за наименьшее время, не пропуская ворот (ворота состоят из четырех древков и двух флагов – прим. ред.)
Конечный результат двоеборья считают по показателям точности приземления и горным лыжам.
– Не совсем так. Летом мы тоже тренируемся и участвуем в соревнованиях. На них мы выступаем в классических дисциплинах, включающих в себя точность приземления и индивидуальную акробатику. Летняя "точность приземления" отличается от зимней тем, что мат расположен горизонтально – он лежит на ровной поверхности без наклона.
Индивидуальная акробатика – это когда нужно за минимальное время после отделения от самолета выполнить комплекс фигур: развороты на 360 градусов влево и вправо и сальто, то есть спираль – спираль – сальто. Разгон составляет 10–13 секунд. Сам комплекс упражнений занимает у лучших спортсменов шесть секунд, кто похуже – восемь–девять секунд. Тут уже все зависит от мастерства.
Мы идем в команде, поэтому временные показатели от начала прыжка до приземления у всех разные – от двух до трех минут. Первый спортсмен приземлится быстрее, чем последний. Все это происходит на высоте 2 200 метров.
– Мне повезло в том плане, что я горнолыжница, и физически нас очень хорошо готовили. Мы делаем упражнения, которые позволяют заниматься и парашютом. Но разница все равно присутствует. Когда ты управляешь парашютом, работают другие мышцы, чем когда ты стоишь на горных лыжах. Первое время тебе непривычно, тело перестраивается. В парашютинге больше работает плечевой пояс. И ты начинаешь закачивать не только ноги, но и спину, и руки. Выполняешь подтягивания, отжимания и прочее. Скажем так, 80% физической подготовки для занятий пара-ски мне хватило от горнолыжки и 20% надо было дотренировать для парашюта. Вообще в пара-ски нужно, чтобы все мышцы были подготовлены к нагрузкам. Обычному человеку будет очень трудно с нуля заниматься этим видом спорта. Практически невозможно.
– Травмы в основном случаются на начальном, учебно-тренировочном этапе. То есть обычно с этим сталкиваются молодые спортсмены. Тут можно и руку сломать, и ногу подвернуть, повредить голеностоп, коленные суставы при жестком приземлении "летят".
Кроме этого, в пара-ски есть нагрузка на позвоночник, когда в момент раскрытия парашюта происходит рывок. Но это регулируется укладкой парашюта. Каждый спортсмен сам укладывает свой. Я как раз обучаю начинающих так называемой "мягкой" укладке. Для чего? А как раз для того, чтобы парашют открывался медленнее, спокойнее, и рывков не было. Еще рывок чувствует спортсмен, который в группе идет первым. Он разгоняется больше остальных, скорость нарастает, соответственно, как ни укладывай парашют, рывочек ощущаться будет. Просто к этому нужно быть готовым. Но это не смертельно. Техникой прыжка можно скорректировать негативное воздействие рывка на организм. Чем больше опыта, тем спортсмен лучше знает, как обезопасить себя от травм.
Вообще любой спорт травмоопасен. Многое здесь зависит от самого спортсмена и от обстоятельств. Травмы часто связаны именно с отсутствием опыта.
– Здесь все очень индивидуально. Длительность карьеры в пара-ски зависит от здоровья спортсмена. Прыгать с парашютом можно хоть до 70 лет. К примеру, я помню, как на Кубке мира по парашютному спорту в составе сборной Германии выступала женщина, которой было 58 лет. Она великолепно прыгала. Красивая, спортивная, с огромным опытом.
Другой пример – наш руководитель, президент Федерации парашютного спорта России Андрей Алексеевич Барабаш. В 2017 году в Германии проходил Чемпионат Европы и Кубок мира по парашютному спорту. Андрей Алексеевич занял на нем первое место в дисциплине в составе команды. В этом году ему исполнилось 60 лет. И он в отличной форме. До сих пор прыгает, занимается групповой акробатикой. Он и нас поддерживает, мотивирует, что очень важно!
А в горных лыжах все иначе. Нагрузка выше, например, на те же суставы. И здесь выступать на соревнованиях можно максимум до 35–40 лет. Дальше обойти молодых спортсменов, которые бодры и полны сил, нереально.
– Поскольку у нас двоеборье, нужно покупать все необходимое для двух дисциплин. Если говорить о горных лыжах, то здесь необходимы сами лыжи, ботинки, палки, шлем, комбинезон и множество других принадлежностей. Это обойдется минимум в 500 000 рублей.
Для парашютной дисциплины требуются парашютная система, высотомеры, шлемы, комбинезоны тренировочные и для выступлений. Экипировка обходится в 1 000 000 – 1 500 000 рублей.
– Мы прыгаем на аэродроме "Танай" в Кемеровской области. Здесь проходят все наши тренировочные сборы. Горными лыжами занимаемся в Губернском центре горнолыжного спорта в городе Таштаголе. Есть еще горнолыжный комплекс "Танай". Периодически мы прыгаем в Кемерове на "Мартемьянова". Это показательные прыжки, как, например, на "Небо-фесте".
Если говорить о тренировочных условиях, из своего опыта поездок по России могу сказать, что наш аэродром "Танай" – лучший. Здесь есть все необходимое для спортсменов – комфорт, инфраструктура, техника. Если сравнивать с миром, то здесь он, пожалуй, один из лучших.
– В начале карьеры мы все выступаем на локальных соревнованиях, таких, как, например, Чемпионат Сибирского федерального округа. Он проходит летом. На таких соревнованиях начинающие спортсмены набираются опыта. Зимой проходят кубки и чемпионаты России по пара-ски. А после чемпионатов спортсмены отбираются для участия в таких соревнованиях, как Кубки мира, этапы Кубков мира, Чемпионаты мира. К сожалению, пара-ски не олимпийская дисциплина.
У нас есть Федерация парашютного спорта Кемеровской области, за которую мы, собственно, и выступаем. Но многие из нашей команды являются членами сборной России. Соответственно, на некоторые соревнования мы выезжаем от Кемеровской области. На мировые соревнования – от России.
В целом, сейчас мир для нас закрыт. Но у нас и своих, российских соревнований разного уровня и престижности достаточно много.
– Если вы хотите прыгнуть с парашютом, здесь нет ничего сложного. Звоните на аэродром, записываетесь и прыгаете в тандеме с инструктором. Получите классные эмоции. Если вы хотите прыгать регулярно, то как спортсмен-любитель можете пройти у нас на аэродроме курс свободного падения AFF и получить допуск к самостоятельным прыжкам. Так вы сможете приезжать и прыгать для души.
Если есть ребенок из Кузбасса, который хочет заниматься пара-ски, если он, например, с хорошими результатами катается на горных лыжах, мы его рассмотрим к себе в команду. Его задача – сдать нормативы. Единственное условие – ребенку должно исполниться 14 лет. Официально прыгать с парашютом с разрешения родителей можно только достигнув этого возраста.
Если ребенок хочет подготовиться к занятиям парашютным спортом, можно начать с аэродинамической трубы. В Кемерове в "Кузбасс-Арене" находится самая большая в России аэродинамическая труба. В ней можно заниматься с шести лет. С девяти лет есть бесплатный набор.
Кстати, существуют аэротрубные дисциплины, по которым проходят соревнования. Дети, которые начинают с аэротрубы, показывают на них прекрасные результаты. А потом они переходят в небо и там показывают красоту – фристайл, фрифлай, групповую акробатику. Труба дает очень хорошую базу для занятий парашютным спортом.
– Скажу так, у меня нет мечты побеждать на соревнованиях, хочется совершенствовать технику, улучшать индивидуальный результат. Это прежде всего. Я живу, работаю, стараюсь достигать поставленных целей и задач. А победы? Победы будут.