Букет для русского композитора-эмигранта

28 февраля 2023 г., 17:59

Известный российский музыкант Сергей Рахманинов покинул страну. Он не смог смириться с политикой государства после 1917 года, с тем, что происходило тогда в России. Кемеровский музей решил посвятить его творчеству большой цикл встреч. Читайте подробности в статье корреспондента VSE42.Ru.

Знаменитый уехавший

По-настоящему талантливые люди, такие как Сергей Рахманинов, редко готовы лгать себе и своей аудитории. Главное для них – это именно искусство. Пожалуй, поэтому представителей настоящей творческой интеллигенции принято называть цветом нации.

Музыканты, композиторы, художники, поэты, покидающие Россию, никого особо не удивляют. Однако тогда отъезд из страны человека такой величины, можно сказать это совершенно уверенно, не остался незамеченным. Признанный во всем мире, он окончательно решил, что больше не может жить на своей родине.

Тем не менее его творчество, без сомнения, стало частью как мировой культуры, так и российской. Поэтому вполне логично, что сотрудники кемеровского областного музея ИЗО решили провести несколько вечеров-встреч, посвященных творчеству этого музыканта.

Выдающийся композитор, талантливый пианист и дирижер, не принявший власть большевиков после октябрьской революции, Сергей Рахманинов навсегда покинул Россию в 1918 году. Следующие 25 лет он прожил на Западе – в основном в США. 1 апреля со дня рождения Рахманинова – одного из самых известных во всем мире русских – исполнится 150 лет.

– Когда я слушаю произведения Сергея Рахманинова раннего или позднего периода, то слышу его большое душевное волнение. Оно могло меняться в интонациях, усугубляясь вплоть до трагического накала. Но оно было всегда. И вот это душевное беспокойство, постоянная работа души – она реализовалась в музыке. Я ее слушаю и понимаю композитора. Я думаю, талантливые люди, гении, независимо от того, к какому виду творчества они обращаются, выражают нечто большее, чем свою позицию, они говорят… за страну, – говорит директор музея ИЗО Марина Чертогова.

Проект, который в этом году задумал провести кузбасский музей ИЗО, называется "Рахманинов. Дыхание России". Он будет состоять из четырех встреч, которые пройдут в течение года. На них зрители откроют для себя музыку Рахманинова и узнают о знаковых фактах биографии музыканта. Как пояснила журналисту VSE42.Ru директор музея Марина Чертогова:

– Нам бы хотелось поговорить о судьбах русского зарубежья. Сегодня это один из актуальных вопросов. Любовь к России – это что-то эфемерное, это ради красного словца, или все-таки – это соль жизни. Рахманинов не мог без России, он тосковал, живя вне ее пределов. Кто-то из людей, которые сейчас часто уезжают, совершенно не испытывает никакой ностальгии. От чего это зависит? Масштаб личности? – говорит Чертогова.

Ничего нового

Первая встреча, или арт-гостиная, как определила жанр мероприятия директор музея, состоялась 16 февраля в одном из залов учреждения. Организаторы посвятили ее юности Рахманинова, которая пришлась на начало ХХ века, или Серебряный век, и назвали "Русское половодье".

Можно только позавидовать стабильности кемеровского музыкального бомонда. Мероприятие в музее ИЗО – яркий тому пример. Так, например, ведущей встречи стала давно застолбившая место одного из главных кузбасских музыковедов Ольга Гусева. Так что надежд, если они у кого-то были, на то, что удастся увидеть новые лица на одной из главных кемеровских культурных площадок, можно не питать. Рассказывать о Рахманинове любителям классической музыки будет все та же признанная, авторитетная кандидат культурологии – лектор-музыковед Ольга Гусева.

Вопрос, почему же новые лица в сфере культуры, как минимум в Кемерове, не появляются, давно перешел в разряд скорее риторических. И это даже несмотря на наличие в региональном центре музыкального колледжа и института культуры.

Может быть, такая ситуация и неудивительна, поскольку госпожа Чертогова в качестве некоего ориентира выбрала для себя директора Государственного музея им. А. С. Пушкина Ирину Антонову, которая руководила им с 1961 по 2013 год (то есть более 50 лет, начиная со времен Советского Союза) вплоть до самой смерти в 2020 году. А умерла она в 98 лет.

– Как на высокий пример подобной деятельности я смотрела на работу Ирины Антоновой – легендарного директора, а позже президента пушкинского музея. Ее знаменитые музыкальные декабрьские вечера, где музыку зрителям представляли в контексте изобразительного искусства. Хотелось чего-то подобного, – отметила Чертогова.

Бесспорно, Ирина Антонова – знаменитость в музейном мире, но при этом она по-настоящему человек прошлого века. И насколько Антонова актуальна сейчас – большой вопрос. Задуматься об этом стоит, как минимум, специалистам.

Не порадовал новизной и формат встреч, посвященных Рахманинову, вопреки тому, что Марина Чертогова назвала это "новой формой работы". По ее мнению, свежесть проекта состоит в том, что в так называемой арт-гостиной соединяются три жанра: музыка, изобразительное искусство и поэзия. Насколько это соответствует реальным критериям новизны, пусть судят специалисты и посетители рахманиновских вечеров. Впрочем, последних на встрече было не то чтобы много. Точнее, очень мало. Жаль, что аудитория мероприятия, которое, судя по всему, требовало большой подготовки, оказалась около 20 человек. Не исключено, что косвенно это указывает, насколько интересны такие мероприятия жителям региона, а конкретно Кемерова.

Допустим, сотрудники музея изначально сделали ставку на элитарность и, как следствие, камерность рахманиновской арт-гостиной и не рассчитывали на большую аудиторию. Однако если учесть, что вход на мини-концерт был платным, то стоит предположить, что, чем больше билетов на вечер композитора-эмигранта продаст музей, тем больше выручит денег. А деньги, как известно, нужны всегда.

«Это»

Арт-гостиная проводилась совместными усилиями музея ИЗО и кемеровского музыкального колледжа. Его студенты и преподаватели вживую исполнили для гостей некоторые произведения Сергея Рахманинова. Часть композиций зрители слушали в записи.

Ольга Гусева описала некоторые факты из жизни композитора. В паузах демонстрировались слайды работ художников Серебряного века, звучали стихи.

Ведущая сделала акцент на том, что, в отличие от большинства композиторов, в творчестве Рахманинова не принято выделять ранний, средний, зрелый периоды. Гусева назвала его "Гением с первых шагов" – уже в юности, учась в консерватории, музыкант создавал зрелые произведения.

Поэтому в жизни Рахманинова, по словам Ольги Гусевой, обычно выделяют два периода. Первые 25 лет, которые он провел в России. И вторые 25 лет – их музыкант прожил за рубежом, по большей части в Штатах, где был невероятно успешен, благодаря чему разбогател.

– Известность Рахманинов приобрел еще в консерватории. Его первое знаменитое произведение – Прелюдия до-диез минор – было написано на заказ, за деньги. "Она пришла ко мне сама собой" – отозвался об этом произведении сам Рахманинов, – рассказала Гусева.

Где бы ни исполнялась эта прелюдия, в России или за ее пределами, она имела ошеломительный успех у слушателей.

– Американцы прозвали ее "Это" (англ. – It"s). Стоило произнести это слово, как все понимали, что речь идет о прелюдии Рахманинова, – отметила ведущая.

Другой интересный факт в жизни Рахманинова был связан с цветами сирени. На один из концертов ему принесли букет этих цветов. Но никто не знал, от кого они. С тех пор на все выступления музыканту передавали сирень. Даже за рубежом.

– Позже оказалось, что цветы присылала учительница из Киева. Замужняя дама, которая влюбилась в музыку и исполнительский стиль Рахманинова и на протяжении всей жизни дарила ему букеты сирени. Рахманинов любил сирень. Она была для него символом родины, – рассказала музыковед.

В честь этих цветов композитор написал романс. Он так и называется "Сирень" и посвящен воспоминаниям о юношеской любви. А писатель Юрий Нагибин уже в советское время опишет трагические отношения Рахманинова с его первой любовью Верой Скалон в повести "Сирень".

На одной из стен зала демонстрировались картины художников "Серебряного века", изображавшие цветы сирени…

Гости арт-гостиной узнали и о теплой дружбе Сергея Рахманинова с другим гениальным русским композитором Петром Чайковским.

– Он как гений ощутил, что рядом с ним гений. Смерть Чайковского в 1893 году стала для Рахманинова личной трагедии. Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано "Памяти великого художника" (1893) написано на смерть Петра Чайковского, – рассказала Ольга Гусева.

В разговоре с журналистом VSE42.Ru Марина Чертогова отметила, что на встречах, посвященных 150-летию со дня рождения Рахманинова, центральной фигурой будет именно он, гениальный композитор. Акцент на других именах делаться не будет.

– Мы сознательно ушли от того, чтобы мероприятие превратилось в лекцию о Серебряном веке. Главное лицо – Сергей Рахманинов. А все остальное – дополнение. Его окружение, атмосфера, историческая ситуация, – сказала директор музея.

Организаторам мероприятия это действительно удалось. Они успешно избежали того, чтобы имена художников, поэтов, писателей и других современников Рахманинова слились воедино и забылись.

– Я подбирала материал, который легко, по касательной, не забивая рассказ о композиторе, стал бы дополнением, привнес определенную атмосферу, – отметила Марина Чертогова.

Все познается в сравнении

В большом зале Кузбасской филармонии, той самой, где лектором-музыковедом около 30 лет работает Ольга Гусева, 10 февраля прошел концерт неоклассической музыки "Неоклассика. Лучшее". Коллектив из пяти музыкантов Simple Music Ensemble (рояль, две скрипки, виолончель, ударные, саксофон), исполнил произведения современных композиторов – Людовико Эйнауди, Ханса Циммера, Макса Рихтера, Олафура Арнальдса. Авторы эти известны и популярны во всем мире.

Полный зал. Пустых мест нет. Люди разных возрастов, но в основном молодежь. Полтора часа зрители сидели не шелохнувшись, затаив дыхание, не издавая ни звука. Многие с закрытыми глазами. От звуков музыки по телу бежали мурашки.

Музыка Рахманинова, как и другие виды искусства, например, Серебряного века, тоже способна вызывать мощные переживания. Но в филармонии с точки зрения эмоционального накала получилось одно, а в музее ИЗО… ну, совсем другое.

В любом случае благими намерениями выстлана дорога творческого человека. Наверняка и музею ИЗО удалось кого-то порадовать.

Фото: VSE42.Ru/ Андрей Зонин
Автор: Анастасия Ландо