Количество засоров в канализационных стоках в Кемерове за последние два года увеличилось в разы. Специалисты связывают это с ростом числа строительных объектов и переселением жителей частного сектора в коммунальный. В любом случае, "ароматную", особенно для жителей первых этажей, проблему надо решать. И усилий одних коммунальщиков здесь явно недостаточно. Как попадают в городскую канализацию велосипеды, автомобильные глушители и даже стиральные машинки, читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.
Подтопление фекальными стоками, пожалуй, один из самых страшных кошмаров обитателей первых этажей городских многоэтажек. Тому, кто пережил подобное, точно не хочется повторения. Во-первых, простите, эстетически это далеко не самые приятные впечатления, когда в твоей квартире плавает то, что… плавает. Во-вторых, большинство вещей в результате контакта с фекальными водами оказываются безнадежно повреждены. Читайте, утрачены. Их можно только выбросить.
Одним словом, врагу такого не пожелаешь. И тем не менее проблема с "фекально-мусорными" пробками существует и стоит, как выяснилось, в последние годы очень остро. Поэтому мы решили обратиться за комментариями к специалистам, чтобы услышать компетентное мнение и оценку текущей ситуации.
Рассказать о "противостоянии" жителей Кемерова и кемеровской канализации согласился заместитель главного инженера АО "КемВод" Андрей Котов. В зоне ответственности предприятия в том числе – а ежедневный мониторинг и техническое обслуживание городских канализационных коллекторов.
– Чтобы проиллюстрировать текущую ситуацию, приведу один только пример. На фильтрах грубой очистки городских канализационных станций улавливается крупный мусор, который затем вывозится на грузовом автомобиле на специальный полигон. Еще года два назад в неделю мы вывозили такого мусора всего одну машину. Но теперь ситуация резко поменялась в худшую сторону. Теперь мы вывозим почти в десять раз больше. Как такое стало возможным? Точно ответить сложно, но я думаю, что люди стали кидать в канализацию банально больше мусора, в том числе строительного. А значит, это можно связать с тем, что в Кемерове стало больше "стройки". Будь то отделка квартир в новых домах или косметические ремонты. Кроме того, строятся дороги, например. И строители могут нарушать целостность канализационных колодцев, в которые тоже попадают посторонние предметы, – рассказал Андрей Котов.
По его словам, коммунальщики, разумеется, борются по мере сил с теми, кто незаконно "замусоривает" канализацию. Но, учитывая размеры разветвленной канализационной сети в современном городе, поймать за руку конкретного нарушителя чрезвычайно сложно. Кроме того, эта проблема касается не только канализации областного центра. В других городах Кемеровской области, по словам специалистов, ситуация тоже оставляет желать лучшего.. Так что поневоле приходится вести речь о "культуре использования канализации". В том числе и жителями многоквартирных домов коммунального сектора.
– Факт остается фактом: количество засоров в канализационных коллекторах в зоне городских многоэтажных домов резко увеличилось. Вы только подумайте: в день наши сотрудники устраняют до 40 засоров по всему городу. И так постоянно. Уверен, что причиной резкого ухудшения ситуация стало то, что люди нарушают элементарные правила использования канализации. В том числе потому, что не приучены. Например, насколько я понимаю, сейчас много бывших жителей частного сектора – будь то в городской черте или в сельской местности – переселяются в городские квартиры. А в "частнике", там, где есть канализация, вообще "своя атмосфера". Народ в колодцы что только не бросает – от печного шлака до велосипедных рам. Вы знаете, мы однажды нашли даже… стиральную машину и глушитель от автомобиля. Вот как, кому это могло прийти в голову?! А потом, переезжая в коммунальные квартиры, люди свои далеко не самые лучшие привычки "тащат" с собой. А очередной засор приводит к гораздо более тяжелым последствиям, – говорит Андрей Котов.
"Культура" использования канализации, конечно, должна быть. В противном случае жизнь может значительно усложниться. Опять же, вспомним о фекальных потопах, которых никто из жителей многоквартирных домов не хочет ни в коем случае. И тем не менее часто делает многое для того, чтобы он в конце концов случился.
Так, например, среди мусора, создавшего пробку в канализационном коллекторе, аварийные бригады находят и предметы нижнего белья, и личной гигиены, и твердые остатки продуктов – например, большие арбузные корки, которые смогли попасть в канализацию вопреки их размерам. И, конечно, строительный мусор. Например, остатки цемента, которые попадают через унитазы в квартирах в общую канализацию. А потом твердеют там и способствуют образованию очередной "пробки" в трубах.
– Засор в канализационном коллекторе чаще всего возникает следующим образом. Какой-то предмет попадает в трубу, например, сечением 600 мм. Дальше происходит так называемое заиливание, когда на этот предмет цепляется мелкий мусор. Плюс на них образуется ил. Этот конгломерат разрастается и увеличивается в конце концов до размера трубы. И все – пробка готова. Канализационные стоки встали. А конкретный дом продолжает сливать новые стоки в забитую трубу. Если быстро не решить проблему, то стоки пойдут или обратно в дом и затопят первый этаж, или будут изливаться наружу, на улицу или во двор дома, – продолжает Андрей Котов.
В штатном режиме борьба с засорами выглядит примерно так. Когда поступает заявка на прочистку канализации, на место выезжают представители АО "КемВод" и с помощью специального оборудования производят так называемый "воздушный выстрел": удар воздухом под давлением в несколько атмосфер. Если "пробка" не разрушается, того на место прибывает специализированный автомобиль, снабженный оборудованием, которое способно создавать давление воды до 180 атмосфер. Такое усилие, судя по всему, способно удалить любой засор. Однако и для трубопровода это может быть небезопасно.
Кстати о трубах. Коммунальщикам, по словам Андрея Котова, нередко приходится менять часть коллектора, чтобы решить проблему с засорами. Причем довольно протяженными участками, до 40 метров. Но чаще – по 2–3 метра трубы. Все это дополнительные затраты. Так что для всех нас, являющихся потребителями коммунальных услуг, есть еще и вполне экономический смысл соблюдать "культуру" использования канализации и не бросать в унитаз тряпки и прочие твердые бытовые отходы.
Ну и, наконец, еще один момент. Коммунальные аварии – это не только, извините, неприятный запах и возможные эмоциональные переживания. Это еще и вполне реальный и часто весьма солидный материальный ущерб. Так, буквально в декабре прошлого года в результате такой аварии на канализационном коллекторе в районе проспекта Шахтеров в Рудничном районе города Кемерова оказались затопленными продуктовый и мебельный магазины. В результате эти торговые точки получили очень крупный материальный ущерб.
Андрей Котов уверен, что при соблюдении элементарной дисциплины в использовании канализации подобных ситуаций можно избежать. Ведь запас прочности любой работы, и запас прочности самих коллекторов – все это не безгранично. А потому, если каждый из нас хочет жить комфортно, для этого не надо слишком много делать. Достаточно просто не выбрасывать условные "трусы", а уж тем более стиральные машины и глушители от автомобилей в канализацию.