Жители Кемеровской области в 2022 году стали гибнуть чаще. Речь идет о дорожной смертности. Различные ДТП с участием автомобилей, мотоциклов, электросамокатов. Все это привело к пугающим темпам роста так называемой отрицательной статистики гибели водителей и пассажиров, в том числе детей – таковы результаты первого полугодия. Едва ли стоит ожидать, что вторая часть года внесет какие-то положительные коррективы в печальную статистику. Подробнее об этом читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.
Говоря о темпах роста, наверное, стоит сказать для наглядности, что только количество детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в первом полугодии 2022 года, выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года в 2,5 раза. Так, если за первые шесть месяцев 2021 года на дорогах Кемеровской области погибло двое детей, то в текущем году – пять несовершеннолетних.
Не менее печальная ситуация зафиксирована и с общей смертностью на дорогах Кемеровской области. Рост составил 66,7 процента. В первые шесть месяцев прошлого года зафиксировано 75 случаев гибели пассажиров и водителей в ДТП. В этом же году на конец июня общая статистика смертности составила 125 погибших.
Как сообщил корреспонденту VSE42.Ru исполняющий обязанности начальника областного управления ГИБДД Игорь Иванов, среди возможных причин столь резкого увеличения количества смертельных случаев может быть необычно раннее наступление… летнего тепла в Кузбассе.
Жаркий май привел к раннему выезду на улицы городов региона байкеров, например. Да и в целом хорошая погода и активизация дорожного движения обычно тесно связаны между собой. Дачи, шашлыки, отпускные поездки в соседние и не только регионы. Все это так или иначе может отражаться и на общем количестве ДТП, и на случаях гибели людей или получения ими травм различной степени тяжести. Говоря проще, летний сезон в 2022 году просто наступил раньше и, как следствие, длится дольше. А за большее время и ДТП, что логично, может произойти больше.
Кстати, об упомянутых выше байкерах. Возможно, показатели аварийности с участием мотоциклов являются отчасти подтверждением "вредности" долгого лета. Так, если в прошлом году за первую его половину погибло восемь человек в "мотоДТП", то за тот же период текущего года – более чем в полтора раза больше, 13 человек. В том числе, один из них – это водитель автомобиля, попавший в аварию с мотоциклистом.
Предотвращать нарушения правил, которые достаточно часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий, вроде как обязанность ГИБДД. А потому логично ожидать от госавтоинспекторов каких-то активных действий в подобной ситуации, когда идет рост смертельных ДТП.
Тут, объективности ради стоит отметить, что дорожные полицейские по мере сил наращивают свое присутствие на кузбасских дорогах. Так, например, буквально в минувшую среду, 27 июля, количество мотопатрулей ГИБДД в Кемерове увеличилось в два раз. С двух до четырех.
Дело, конечно, правильное, но – едва ли достаточное. Все-таки четыре полицейских мотоцикла на полумиллионный город – далеко не самая впечатляющая цифра. С другой стороны, мотопатрулей стало больше – это уже плюс. Кроме того, все-таки они работают не так, чтобы накрывать весь город, а "в местах концентрации". В смысле там, где обычно собираются байкеры. А таких локаций все же не так много.
Но если мотоциклы – это вид транспорта, который традиционно принято считать более опасным, чем автомобили, то как оказались автобусы в числе неожиданно рискованных для пассажиров мест – непонятно. И, тем не менее, факт остается фактом.
Речь в данном случае о том, что почему-то именно новокузнецкие автобусы получили, если так можно сказать, репутацию "нехороших". По крайней мере, если верить словам сотрудников ГИБДД, в этом году восемь (!) пассажиров получили различные травмы именно в маршрутных автобусах – общественном городском транспорте. Причем, не во время каких-либо столкновений с другим транспортом или прочих нештатных ситуаций на дороге. Вовсе нет. Пассажиры попросту… падали. Например, во время торможения водителя автобуса перед пешеходным переходом и так далее.
Возможно, конечно, что подобное торможение было каким-то особенно резким и внезапным и люди внутри были просто не готовы к такому повороту событий. Одним словом, пассажиры в общественном транспорте получали травы. К счастью, не очень серьезные, так что поводов для возбуждения уголовных дел против водителей не было.
А вот что касается поездок в целом по территории Кемеровской области, то здесь как раз все обстоит достаточно хорошо. В том смысле, что в прошлом году за первые шесть месяцев было зафиксировано два ДТП со смертельным исходом, а с начала текущего года – ни одного.
Зато сотрудники госавтоинспекции 150 раз выявляли водителей-"бомбил" без соответствующих документов на право собственно "таксовать". Остается надеяться, что хотя бы часть из нелегальных таксистов все же получили необходимые документы после общения с дорожными полицейскими.
Говоря о том, чем 2022 год отличался от предыдущего в плане дорожных происшествий, обязательно стоит отметить, что за первое полугодие появился вид ДТП, который в прошлом году не фиксировался в принципе. Речь идет о "перевертышах". И не то, чтобы их не было прежде никогда. Просто в 2021 году как-то обошлось без них. А в 2022 году в первом полугодии – сразу четыре.
Возможной причиной такого "перевертышного" нашествия специалисты называют все тот же долгий летний сезон в Кемеровской области и – отмену коронавирусных ограничений. Мол, люди соскучились в том числе по дальним переездам. А они неизбежно соседствуют с переутомлением за рулем и последующими осложнениями в связи с этим.
С другой стороны, формальные статистические цифры почему-то не особо коррелируют с реальными данными по смертности и травмированию людей на дороге. Что касается "перевертышей" – тут явный "прогресс", пусть и не в ту сторону, в какую стоило бы ожидать. И прирост по количеству погибших именно в связи с переворачиванием транспортных средств вроде как понятен. Но вот что касается других типов нарушений, то тут все иначе.
Например, если посмотреть на "пьяные" ДТП. В прошлом году в них погиб 21 человек, с начала текущего года – 27. То есть прирост чисто математически составил почти 30 процентов.
В то же время количество самих ДТП уменьшилось: 102 в 2022 году против 119 в 2021 году. Получается, что никакой связи между количеством самих происшествий на дороге и тяжкими последствиями после них? Отчасти, видимо, так. Например, в конкретном ДТП может погибнуть один человек, а может – гораздо больше. Одним словом, чистый случай и никакой закономерности.
В этой связи отчасти напрашивается мысль, что усилия тех же гаишников, в большем или меньшем количестве стоящих на обочинах дорог, системы видеофиксации и "прочих лежачих полицейских" – все это относительно бесполезно. Ведь один выезд на встречку может закончиться большой трагедией, ломающей всю статистику. И выход, как кажется, только один. Пока не будет радикальных мер по обеспечению безопасности дорожного движения, ничего не изменится. И это вовсе не ГИБДД, видеофиксация и прочие "благие намерения", а что-то более радикальное. Например, обязательная разделительная полоса, которая просто физически не позволит столкнуться двум встречным автомобилям.
Отходя немного в сторону от самого "автомобильного вопроса", стоит несколько сказать еще об одном смежном и занимающем все большее место в в жизни современных городов, в том числе того же Кемерова, явлении. Речь идет об электросамокатах.
Поначалу, когда они несколько лет назад только появились, казалось, никто их всерьез не воспринимал. Однако сегодня уже нельзя снимать со счетов ни сами самокаты, ни их водителей, ни – начиная с прошлого года – многочисленных "катальщиков" на каршеринговых самокатах.
Как видится, основная проблема с этим видом транспорта, который транспортом вроде как и не считается (формально человек, передвигающийся на электросамокате с мощностью двигателя до 250 ватт, является пешеходом, а значит никакие водительские удостоверения и документы, подтверждающие его возраст ему попросту не нужны), состоит в том, что таких "пешекатчиков" стало очень много. Они и на тротуаре могут создавать проблемы, врезаясь в "настоящих" пешеходов. Они и на проезжую часть неожиданно могут выскакивать и, например, на зная толком правил дорожного движения (ведь прав-то у них нет), создавать угрозу безопасности как для себя, так и для других "профессиональных" участников дорожного движения.
И в той же госавтоинспекции пришли к выводу, что делать в этом направлении что-то все же надо. Да и власти Кемерова тоже поняли необходимость работы в этом направлении. Первой ласточкой и попыткой хотя бы отчасти попытаться встроить самокатчиков в общегородскую жизнь стало заявление кемеровской мэрии о планах по созданию специальных самокатных парковок и (!) обещание разработать алгоритм эвакуации электросамокатов (видимо, за нарушение правил парковки или чего-то еще в этом роде) на штрафные стоянки.
Впрочем, каким образом все это отразится на росте безопасности в связи с наличием самокатов как явления – не вполне понятно. Наказание – штука прозрачная и, например, городскому бюджету выгодна. Деньги полученные в городскую казну, можно потратить на что-нибудь приятное. Но, разумеется, ситуацию с безопасностью это не решит. Скорее всего, количество водителей самокатов будет только увеличиваться. Если их, конечно, вовсе не запретят. А значит, кардинальное решение может быть только одно. Для самокатчиков (а также велосипедистов) необходима собственная инфраструктура. Не нарисованные на разбитых тротуарах белой краской полосы, условно отделяющие часть для проезда людей на велосипедах или самокатах (обычно на этих "велодорожках" бабуленьки торгуют огородной мелочью) от прогулочной части, а строительство реальных велодорожек. В идеале отделенных от тротуаров бордюрным камнем или вовсе вынесенных на некоторое удаление. Но это, как видится, несбыточные мечты…