Акция "Ночь музеев" прошла в кузбасской столице 21 мая. Площадками для ночного фестиваля стали не только городские музеи и картинные галереи, но и небольшой "ламповый" кемеровский кинотеатр "Кузбасскино". Как прошло мероприятие в киноцентре и почему на него пришло совсем не то количество участников, сколько ожидали, по всей видимости, организаторы, выяснял корреспондент сайта VSE42.Ru.
"Ночь музеев-2022. Точка отсчета" в "Кузбасскино" началась в 16:00. Вместо заявленной четырехчасовой эксклюзивной программы в реальности кемеровские "киноведы" представили акцию в четыре раза короче, созданную из фрагментов ранее уже проводимых мероприятий.
Анонсированное многообещающее киноприключение не вызвало особого ажиотажа у кемеровчан. Как следствие, в "Кузбасскино" на "Ночь музеев" пришли всего четыре человека. При том, что двое из посетителей оказались кемеровскими журналистами, которые посетили киноцентр исключительно по служебной надобности. Соответственно, несложно догадаться, что реальное количество посетителей шоу "Ночь музеев" в "Кузбасскино" составило два человека – как говорится прописью с маленькой буквы.
И еще немного странностей от крайне немногочисленной музейной акции, которая почему-то состоялась в небольшом кинотеатре. Согласитесь, время проведения мероприятия, в названии которого есть слово "ночь", выглядит крайне странно. А именно: оно состоялось с 16 до 17 часов. По майским меркам, так вроде как еще даже и не совсем вечер.
Хотя, мягко говоря, небольшое количество посетителей, возможно, стало даже плюсом киновечера. Ведь если посмотреть на акцию в кинотеатре с этой стороны, то тогда она получилась по-настоящему эксклюзивной. Эксклюзивной для одной кемеровской семьи, которая единственная из всего города решила прийти на "Ночь музеев" в "Кузбасскино" – для мамы и сына. Половина "Кузбасскино" старалась для одного человека, а еще одна – для другого. Как говорится, максимально индивидуальный подход.
Началась акция с экскурсии в тесном коридоре музея кино среди фотографий знаменитых кинодеятелей и распечатанных кадров из старых фильмов. В общем, преимущества малого количества посетителей начали ощущаться с самого старта мероприятия.
В ходе экскурсии киновед рассказала об истории зарождения кинематографа. В частности, о появлении первых фильмов и о братьях Люмьер как о родоначальниках кино. Что, впрочем, едва ли является особой новостью даже для тех, кто максимально далек от киноискусства. Но этот момент экскурсии предлагаю зафиксировать, так как позже эта деталь еще всплывет.
Далее были более интересные и наглядные вещи. Например, экскурсовод показала коллекцию старых кинопленок, которые настоятельно рекомендовала посмотреть, подержать в руках и даже понюхать. После чего она эффектно разорвала одну из пленок и склеила ее на старом столе киномеханика. Что приятно, в склейке поучаствовали и гости.
Затем, после демонстрации разных кинопроекторов, на все еще "живой" музейной установке "Украина-5" показали "какой-то старый европейский фильм". Во всяком случае, так его назвала экскурсовод, которая, отвечая на вопрос одного из зрителей, не смогла вспомнить название картины.
Но уже вечером 21 мая сотрудники "Кузбасскино" написали в соцсети, что "каким-то старым европейским фильмом" был первый русский анимационный мультфильм "Стрекоза и муравей". Однако, судя по показанным в музее кадрам, это предположение экспертов в области кино тоже оказалось неверно. Далекий от глубин кинематографа корреспондент сайта смог найти кадры "Стрекозы и муравья", которые, на мой взгляд, категорически не были похожи на показанное во время музейной ночи. Так что, какой именно фильм показали работники "Кузбасскино", лично для меня остается загадкой.
Вторым этапом мероприятия стал мастер-класс по приготовлению попкорна и сахарной ваты. По крайней мере, так он был заявлен в анонсе. В действительности же удалось опробовать только азы приготовления попкорна, так как установки для сахарной ваты в "Кузбасскино"… не оказалось.
Тем не менее, мастер-класс, хочется надеяться, был тщательно продуман. В том смысле, что организаторы предусмотрели не только практическую, но и теоретическую части.
Гости сначала прошли учебный курс приготовления воздушной кукурузы и сладкой ваты в виде двух видеороликов. Скорее всего, из интернет-источников.
Затем посетителям выдали одноразовые перчатки, шапочки и фартуки, которые они надевали минут пять. После чего настало время положить в аппарат по несколько ложек масла и попкорн. Что заняло чуть больше минуты. Затем начался процесс разоблачения обратно в "гражданскую" одежду. Потом несколько минут ожидания и – попкорн готов. Сказать проще, одевание и раздевание заняло куда больше времени, чем процесс приготовления. Мелочь, конечно. Зато кукурузу поели.
Правда, сказать "поели" будет не совсем точно. Даже на тех четырех, что пришли в "Кузбасскино", попкорна не хватило. Получившийся продукт отдали ребенку. Остальным пришлось довольствоваться кукурузой, которая заранее была подготовлена на продажу. В этот момент все в очередной раз порадовались малому количеству посетителей.
А вот обещанного мастер-класса по приготовлению сахарной ваты так и не случилось. Если, конечно, не брать в расчет просмотр видеоролика. Почему так неловко получилось, корреспонденту VSE42.Ru объяснил организатор мастер-класса.
– Просто у нас была заготовлена программа для школьников, где проводили мастер-класс по приготовлению сахарной ваты. Сейчас этого аппарата у нас нет, а ролик просто не стали убирать из программы, – рассказал сотрудник "Кузбасскино".
Потом началась действительно интересная часть акции – показ первых картин отечественных и зарубежных кинематографистов от киноведа Алексея Левина. Который начал с того, что развеял такие мифы о киноискусстве как, например, миф о том, что братья Люмьер – первые создатели кино. Что несколько удивило после экскурсии от другого киноведа, на которой утверждалось обратное.
Тем не менее, лекция Алексея Левина оказалась достаточно интересной. Под хруст попкорна и рассказ о занимательных подробностях зарождения киноискусства вроде появления первых декораций и спецэффектов в уютной обстановке кинозала показали картины "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты", "Политый поливальщик", "Понизовая вольница" и другие старые фильмы.
К сожалению, эта часть, как и все остальные, продлилась недолго. И, не успев начаться, спустя час "Ночь музеев" в "Кузбасскино" подошла к концу. Завершилась она в киноаппаратной, где показали "самое сердце кинотеатра". К слову, от количества повторений этой пафосной фразы сконцентрироваться на том, о чем говорила экскурсовод, было довольно сложно.
Экскурсия в небольшой и очень холодной киноаппаратной уже, можно сказать, традиционно была короткой. Как рассказали сотрудники "Кузбасскино", такая температура там поддерживается для того, чтобы лампы в киноаппарате не перегревались. И подтверждая, что в комнате действительно холодно (если кто не понял), сотрудники кинотеатра даже продемонстрировали большой ртутный термометр. Размеры которого шокировали ребенка и, судя по реакции экскурсовода, ее саму тоже.
После градусника немного внимания уделили современному цифровому кинопроектору и серверу, на который прокатная компания присылает ключ-архив с кодом. После введения которого кинотеатр получает возможность показывать ту или иную картину. Кстати, время работы этих ключей ограничено, чтобы кинотеатры вовремя платили прокатным компаниям.
Как рассказали в "Кузбасскино", после получения ключей киномеханик формирует в программе кинопроектора расписание, которое работает в автоматическом режиме. Для понимания, как именно это происходит, одна из сотрудниц киноцентра даже показала на кинопроекторе, где находится расписание, как оно выглядит и функционирует.
Если говорить в целом о программе "Кузбасскино" в "Ночь искусств", к сожалению, как представляется, она вторична. Все это кемеровские киноведы уже показывали кемеровчанам. Кроме этого, она рассчитана на малое количество человек. Ведь если бы на мероприятии было больше людей, все ее наиболее интересные моменты (которые все же были) вроде возможности склеить киноленту или засыпать кукурузу в аппарат для приготовления попкорна при большом количестве людей едва ли удалось организовать так, чтобы всем желающим удалось в этом поучаствовать.
Говоря о вторичности, стоит подчеркнуть, что это даже не какое-либо обвинение в адрес сотрудников "Кузбасскино". Как говорится, "не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет". В том смысле, что если ничего нового в учреждении культуры нет, то и показывать особо нечего. С другой стороны, можно согласиться, что отсутствие нового – не большая беда. Приходят новые ребятишки из тех, кто раньше здесь не бывал. И радуются чему-то прежде им незнакомому. Но второй раз детям и тем более взрослым идти на "ночь музеев" в "Кузбасскино" вряд ли имеет смысл. Новое здесь, видимо, не живет…