Кемеровчане еще не успели принять грядущие изменения в транспортной системе города, как внезапно под Новый год получили подарок в виде подорожания проезда в общественном транспорте. Почему власти считают, что эти перемены пойдут городу и его жителям на пользу, а кемеровчане со страхом ждут 15 января, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Особенно активно о транспортной реформе или, как называют ее кемеровские власти, "модернизации транспорта" заговорили в декабре минувшего года. Основными ее преимуществами, как видится, в мэрии считают обновление автобусного парка, исключение дублирующих маршрутов и возможность "разгрузить" дороги за счет сокращения количества единиц транспорта с помощью отказа от небольших ПАЗов в пользу автобусов большей вместимости.
Однако кемеровчан это, кажется, практически не волнует. Они поняли одно: быстрых "ПАЗиков", постоянно курсирующих по городу, больше не будет, привычные маршруты изменятся, а значит – добираться от дома до работы и обратно станет сложнее. Ведь многим придется тратить время на пересадки и на более длительное ожидание автобусов.
Далеко ходить не надо – в начале 2022 года кемеровские маршрутки массово не вышли на линию из-за отсутствия тахографов, а чиновники почему-то не смогли проконтролировать установку этих приборов. Но крайними, как водится, остались рядовые горожане, несостоявшиеся пассажиры тех самых маршруток.
И, как видится, это была проблема не только 1 января, а скорее иллюстрация последних кемеровских тенденций на бесконечные транспортные коллапсы в городе. Ведь 10 января – с началом рабочих дней – количество жалоб на работу общественного транспорта только увеличилось. Диспетчеры городского УЕЗТУ признаются: можно ставить рекорды по количеству жалоб – 560 обращений поступило только за 10 января. А что будет, когда в городе исчезнут вообще все маршрутки?
Наверное, можно сказать, что опасения кемеровчан по поводу транспортной реформы безосновательны. Если верить чиновникам, по крайней мере. Ведь власти убеждают: транспорт будет ходить регулярно, потому что в новые автобусы, отличие от ПАЗиков, ломаются гораздо меньше. А то, что горожане переживают, что ситуация с транспортом только ухудшится – так они просто еще не смогли в полную силу оценить все преимущества реформы. Однако стоит обратить внимание на другие изменения в сфере кемеровского транспорта и понять, что опасения не безосновательны.
Так, Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Кузбасса 30 декабря 2021 года выпустила постановление о повышении стоимости проезда. Причем сразу почти в полтора раза. В документе упоминаются и другие радикальные изменения: оплата проезда наличными средствами будет дороже, чем по карте (банковской или транспортной), появятся новые льготы и безлимитные проездные билеты. И кажется, что самое неприятное во всем этом – не содержание постановления, а его внезапное появление прямо в канун Нового года.
Вероятно, власти рассчитывали, что пока все режут овощи на оливье, никто и не заметит происходящего. Но ведь раньше о повышении стоимости проезда сообщалось заранее, людей подготавливали, как минимум, объявлениями в маршрутках. К слову, даже их в этот раз не разместили.
Что и создало лишь еще большее неприятие изменений и недоумение от происходящего. Соцсети заполонили вопросы кемеровчан о том, что такое транспортные карты, где их купить и как их пополнять. Не удивительно, что после этого люди с трудом верят в какие-либо улучшения от "модернизации". Ведь даже кондукторы, которые, казалось бы, находятся внутри системы, но вынуждены непосредственно общаться с пассажирами, сами не знают, что происходит.
– Между собой (кондукторами – прим. ред.) мы общаемся в общем чате, но даже предположить не можем, как это все происходить будет. Лично мы просто ждем того самого дня, а там по ситуации. Конечно, на некоторых маршрутах у людей есть паника… Когда спрашивают про цены, отвечаю, что точно пока ничего не знаю. Там уже по факту будем действовать, многие пассажиры интересуются, как можно подешевле ездить, я говорю, что по транспортной карте и банковской, – рассказала одна из кемеровских кондукторов, с которым удалось пообщаться журналисту сайта всего за несколько дней до старта реформы.
Еще один нюанс, который подтверждает небезосновательность предположений кемеровчан о наступлении "транспортного апокалипсиса" – создавшийся правовой пробел в регулировании цен на проезд в маршрутках. Ведь в постановлении РЭК говорится только о повышении цен на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях – но не в маршрутках. Кажется, власти уже "выбросили" их из городской транспортной системы, несмотря на то, что маршрутки будут перевозить кемеровчан до 1 апреля. То есть правовой пробел длиной в 2,5 месяца получается.
– Маршруты с префиксом "Т" останутся и будут обслуживать людей по стоимости 25-30 рублей. Без предоставления каких-либо льгот, тарифов и права пользования проездным билетом. В постановлении нет необходимости, мы все прекрасно понимаем, что это некий переходный период, и 1 апреля такой вид общественного транспорта должен уйти, – рассказал директор кемеровского УЕЗТУ Константин Лопатенко.
Тем не менее получается, что решение о такой системе оплаты за проезд в маршрутных такси не имеет под собой никакой юридической базы. Джентельменское соглашение и не больше? По крайней мере, в УЕЗТУ подтвердили, что отдельного документа для маршруток, хотя бы временного, нет. В то же время Лопатенко уверил, что произвольно устанавливать стоимость проезда в маршрутках частники не смогут – они не пользуются нерегулируемыми тарифами, которые могли бы им позволить это.
Он же обратил внимание на еще одну неприятность, ожидающую кемеровчан. Как оказалось, транспортных карт на всех горожан не хватит, а это значит, что многие школьники и пенсионеры временно не смогут пользоваться льготами, а все остальные – безлимитными проездными. Просто потому, что решение об изменении системы оплаты проезда в общественном транспорте оказалось непродуманным в плане его реализации "на земле".
– Чтобы предоставить (транспортные – прим. ред.) карты (обеспечить ими пассажиров – прим. ред.), необходимо подготовить макет и подать заявку на их изготовление. И только через 14 рабочих дней изготовитель сделает пластиковые карты. Физически успеть (к 15 января 2022 года – прим. ред.) просто невозможно. РЭК не продумал с нами этот срок, – рассказал Лопатенко.
Все эти нюансы в виде внезапных сообщений о повышении стоимости проезда, наличия правовых пробелов, невозможности проконтролировать установку тахографов и не самой лучшей подготовки к введению изменений в транспортную систему города как бы намекают – после реформы все будет не так уж гладко. Однако кемеровчанам, на самом деле, все равно и на тахографы, и на трудности с выпуском карт, потому что модернизация еще не прошла, а они уже не могут добраться до дома.
– Просто крик души! Что у нас происходит с транспортом? Сначала закрыли автобусы, а теперь еще закрыли маршрутки! Был 75 автобус, его прикрыли, осталась 18 маршрутка, она тоже исчезла. Звоню в УЕЗТУ, там мне про тахографы, про нехватку автобусов... На вопрос, как же мне уехать, разводят руками и предлагают ехать с пересадками, – и это лишь одно сообщение из десятков аналогичных в соцсетях.
Вероятно, после старта реформы в любом случае транспортная ситуация в Кемерове будет оставаться непростой. Лишь бы не ухудшилась еще больше! Вопрос только в том, насколько. И зависит все сейчас от того, сколько частных компаний и какого масштаба изъявят желание выпустить свои автобусы на улицы города. Ведь Кемеровская транспортная компания (КТК) не в состоянии самостоятельно обеспечить общественным транспортом весь областной центр. Тендер уже объявлен, его результаты станут известны в конце января. Тогда и будет понятно, сколько автобусов будет курсировать по городу, не считая муниципальных.
Например, ситуация может стать такой, как в Новокузнецке – в город зайдет крупный частник вроде "Питеравто". Или, напротив, по городу будет курсировать транспорт сразу нескольких компаний. Которые, кстати, со слов Лопатенко, давно были в курсе всего происходящего, а значит, чтобы не потерять свой бизнес, должны были бы заранее подготовиться и в нужный момент подать заявки на открывшийся тендер для перевозчиков. А значит, автобусов должно быть более чем достаточно.
– Мы с частниками собирались год назад, мы собирались два года назад, мы им рассказывали, объясняли – готовьтесь, не будет "ПАЗиков" больше в Кемерове… Кто-то из них уйдет, конечно, из этого бизнеса… Но те, что останутся, будут работать, мы никого не выживаем… По итогам торгов перевозчик на тот или иной маршрут выйдет и будет его обслуживать. Чтобы Кемеровская транспортная компания обслуживала весь город, ей нужна еще одна база, а у частных перевозчиков небольшие базы, где они обслуживают по 5-10 автобусов – этого достаточно, – уверяет Лопатенко.
По словам представителя УЕЗТУ, все это время в Кемерове не было настоящей системы городского общественного транспорта. Она появится только после "модернизации". Люди пользовались маршрутками частников, которые только и делали, что гнались за получением прибыли. Настоящий же общественный транспорт – система, которая будет работать как часы, не преследуя никаких целей, кроме одной – доставлять как можно больше горожан из пункта "А" в пункт "Б".
– Люди должны просто понять, что общественный транспорт ходит четко по расписанию и выходить на остановку надо по определенному маршруту, который точно придет… Конечно, мы хотим, чтобы общественный транспорт довозил нас от подъезда до подъезда… Это нормально во всем мире – ехать с пересадками, люди у нас не хотят 400 метров пройти. У людей это придет со временем, – считает Лопатенко и советует кемеровчанам научиться планировать свои поездки, а не просто выходить и садиться на маршрутку.
Выходит, что горожанам нужно просто принять неизбежность реформы и воспитать в себе культуру пользования общественным транспортом. По крайней мере, такой, как ее понимают представители муниципалитета.
Вопрос только в том, а станет ли удобнее тем самым простым горожанам, которые имеют полное право на нормальное и качественное оказание услуг общественного транспорта? Это, как говорится, большой вопрос, ответ на который мы сможем получить уже в ближайшее время.