Авторынок: по карману только лады и "китайцы"

07 октября 2021 г., 10:09

Бум продажи автомобилей в 2021 году, который произошел на фоне прошлого "коронавирусного" года, специалисты связывают с так называемым отложенным спросом. Пандемия коронавируса, экономическая стагнация, необъявленный локдаун и прочие "прелести" 2021 года заставили россиян сильнее хотеть обновить личный автопарк. В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Недорост

Разумеется, говоря о буме, я делаю большое допущение. Все-таки увеличение продаж произошло на фоне прошлого года, когда вся экономика в стране свернулась в кокон и просто пережидала, "когда же все это кончится". Пока еще не кончилось, но оживление все же наступило. По крайней мере, рост покупательской активности начал возрождаться. И во многом за счет покупок на таком дорогостоящем рынке, как автомобили. Причем сразу по двум направлениям. С одной стороны, дилеры зафиксировали рост продаж новых машин. С другой – рынок "вторички" резко пошел вверх. Более того, не только по объемам продаж, но и по цене подержанных автомобилей.

А теперь посмотрим на цифрах, что происходит, например, с покупательской автоактивностью "из салона".

Согласно данным AEB (Ассоциация европейского бизнеса), с января по август 2021 года продано 1 067 890 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 21,3% больше, чем за девять месяцев прошлого года. При этом аналитики AEB ожидают, что по итогам 2021 года прирост сократится до 9,8%.

Подтверждением тому можно считать, что, например, уже в августе произошло резкое снижение продажи автомобилей – минус 17% к августу 2020 года.

Говоря иначе, спрос на авторынке начал восстанавливаться, но при этом сам по себе он до сих пор не является стабильным.

Если говорить по конкретным автомобильным брендам или даже моделям внутри этих брендов, то здесь ситуация за эти же девять месяцев 2020 и 2021 годов складывается следующим образом.

Бесспорным лидером российского авторынка по объему продаж, согласно данным АвтоБизнесРевю, стал бренд Лада. Отечественный и… дешевый. Цена всех этих Vesta и XRay настойчиво стремится к стоимости "взрослых" собратьев иностранного производства экономкласса, однако пока все еще не достигает заветной цели. Что, видимо, и позволяет привлечь к условно отечественным автомобилям чуть большее внимание российского автолюбителя. Итак, Лада, по данным на август 2021 года, занимает первое место с результатом 251 660 проданных машин.

Результат продаж этого автомобильного бренда за аналогичный период прошлого года составил 192 396 автомобилей. Таким образом, Лада показала годовой прирост в 31%. И это было бы прекрасно, если бы не одно "но". Дело в том, что в 2020 году падение продаж к 2019 году (в предковидный год россияне купили 233 684 автомобиля Лада) составило 18%.

Тем не менее по итогам трех лет позитивный тренд сохранился. То есть объем продаж растет, несмотря ни на какие пандемии. Так, если сравнить 2019 и 2021 годы, то общий прирост составил 8%. Немного, но все же рост.

«Китайцы» рулят

По итогам трех лет далеко не все автомобильные бренды могут похвастаться увеличением продаж в России в целом и в Кузбассе в частности. В этой связи стоит отметить, что региональная покупательская активность отражает в целом потребительские настроения в стране. Например, как сообщили в кемеровском дилерском центре Лада (Автоцентр "Дюк и К"), за девять месяцев 2019 года было продано 1 712 автомобилей, за тот же период 2020 года – 1 534, а с января по сентябрь 2021 года – 1 635 машин. Стоит отметить, что пока кемеровские продавцы отечественного автобренда (в отличие от своих коллег в целом по стране) так и не восстановились после ковидного падения, хотя позитивный тренд в продажах присутствует.

Впрочем, продажи не только относительно недорогих отечественных автомобилей никак не могут достигнуть прежнего уровня в Кемеровской области. Например, кемеровский дилер японского автомобильного бренда Ниссан – компания "Картель Авто" – также подтвердил растущий объем продаж, который все же не вышел (мягко говоря) за пределы 2019 года. Как сообщили в компании, если за девять месяцев 2019 года было продано 582 автомобиля, за тот же период 2020 и 2021 – 515 и 418 машин соответственно. Таким образом, объем продаж Ниссан в 2021 году в Кемеровской области снизился даже в сравнении с ковидным годом. Правда, здесь стоит отметить, что продажи кемеровского дилера находятся в общем тренде Ниссан на российском рынке. Правда, падение продаж у него составило около 28%, притом что в России – около 23%.

Как идут продажи автомобилей у других кемеровских автодилеров, сказать наверняка нельзя, поскольку все автоцентры, с которыми удалось пообщаться корреспонденту сайта, отказались предоставить свои данные, сославшись, почему-то, на коммерческую тайну. И это при том, что общий объем продаж таковой не является. Так что можно предположить, что у остальных автопродавцов дела идут совсем не важно.

Возвращаясь к общероссийским данным, стоит подчеркнуть, что многие иностранные автобренды за последние три года попали в "красную" зону снижения продаж. Вот несколько цифр.

KIA показала снижение на 4% – со 148 947 до 142 692 автомобилей; Volkswagen упал на 3% – с 66 626 до 64 686 автомобилей; Toyota показала минус 6% с результатом 64 991 и 61 411 соответственно. А вот рекордсменами падения в топ-20 самых продающихся автобрендов в России стали Mitsubishi и Ford с результатами минус 36% и минус 50% соответственно.

А теперь, как говорится, сюрприз. Как оказалось, "китайцы рулят". Речь о том, что китайские автопроизводители показали за все те же три года феноменальные результаты по росту продаж. Так, например, Geele вырос на пугающие 153%. Однако успехи этой марки меркнут перед ее земляками Haval и Cherry. И если первый бренд сумел нарастить продажи за три года на впечатляющие 268%, то второй его конкурент-соотечественник и вовсе побил все мыслимые рекорды – плюс 482%.

На самом деле, и у "китайцев" далеко не все так безоблачно. По сути, секрет "успеха" кроется в изначально достаточно низких объемах продаж. Их причина в низком уровне доверия потребителя, в первую очередь, из-за пресловутого китайского качества. Кроме того, и экстерьер, и интерьер китайских автомобилей долгое время оставались спорными.

Однако рывок, если так можно выразиться, произошел совсем недавно, когда китайские машины неожиданно получили современный дизайн и стали похожи на "старших братьев". Разумеется, за гораздо меньшие деньги. Что, видимо, и подвигло потенциальных автовладельцев сделать выбор в их пользу.

«Допы»: скрытый рост цен на машины

Несмотря на то, что авторынок так до конца и не восстановился и, тем более, не начал развиваться в нормальном по мировым критериям русле, в настоящее время найти в кемеровских салонах автомобиль, как оказалось, сложно.

– Сегодня найти нормальную машину в любой комплектации – от базы до люкса – практически нереально. Каждый дилер максимально накручивает ценник к тому, что указан на официальном сайте, с помощью "допов" (дополнительного оборудования – прим. ред.). Причем это очень значительная "корректировка" цены в реальности. Например, на люксовые бренды стоимость "допов" может доходить до 500-600 тысяч рублей. Только "допов"! А это, чтобы вы понимали, например, коврики в салон. А если дополнительные аксессуары и оборудование брать не хочешь – твое право. Жди заказанную машину от 180 дней без фиксации цены. Как думаете, многие на такие условия согласятся, чтобы сэкономить? – рассказал руководитель одного из кемеровских автодилеров на условиях анонимности, попросивший называть его Алексеем.

По его словам, причина неожиданно возникшего дефицита автомобилей, который якобы и позволил дилерам ставить покупателя в выгодное продавцам положение, состоит в том, что в прошлом году произошла коррекция производства в сторону уменьшения – в ответ на упавший ковидный спрос. Плюс к этому добавились проблемы с электроникой, которой современные автомобили просто нашпигованы. Вот и получается, что спрос в настоящее время превысил предложение. И главным следствием этого стало не просто навязывание дополнительных и порой совершенно не нужных "допов" со стороны дилеров, но и рост цен на машины как таковой.

– Ну, сами представьте. Сейчас купить "паркетник" от европейского бренда в приличной комплектации – это под 3 миллиона. А еще недавно было ближе к 2 миллионам рублей. По факту, машины подорожали процентов на 30-40. И, что будет с ценами еще через три-четыре месяца, вряд ли кто скажет наверняка. Вот и покупают все, что есть реально на рынке. А дилеры, разумеется, пользуются ситуацией, – говорит Алексей.

С другой стороны, автобум на руку китайским производителям, уверен наш собеседник.

– Говоря объективно, за последние три-пять лет "китайцы" сильно подросли и в качестве, и в дизайне. Так что покупка такого автомобиля – это уже не "треш и запредел", а, скажем так, примерно такой же риск, что покупка бэушного автомобиля с непрозрачной историей. И уж точно не рискованнее, чем покупка отечественного автомобиля. Нынешние "китайцы" дают за гораздо меньшие деньги максимально возможные электронные "плюшки" и выглядят при этом порой не хуже "европейцев", "японцев" или "американцев". Так что можно понять людей, у которых не хватает денег на известный бренд, но есть, пусть даже в кредит, на машину китайского производства, – уверен Алексей.

Кстати, что касается китайского автопрома. Для объективности происходящих метаморфоз с автомобилями, которые приезжают в Россию, в частности в Кузбасс, из Китая я обратился за комментариями в крупный кемеровский автосервис, где обслуживаются и "китайцы" тоже.

К сожалению, разговор со специалистом получился достаточно короткий.

– Ругать эти машины не хочу, но и хвалить тоже не буду. Действительно, за последние годы они существенно прибавили во многом, но до нормальных автомобилей, это мое личное мнение, им еще далеко. Есть проблемы, например, с той же электроникой, с металлом кузова и так далее. Есть случаи возгорания, например. Так что проблемы остаются, – рассказал собеседник сайта.

И тем не менее, вопрос цены автомобиля, судя по всему остается решающим. С одной стороны есть признанны лидеры мирового автопроизводства, а с другой – они часто недоступны среднестатистическому россиянину и кузбассовцу в частности. Так что лидеры продаж – традиционно лучшие по цене Лады (безотносительно к их качеству) и "китайца", активно заходящие на "поляну" Лады. Логичным в этом смысле является ожидание, что китайский автопром неизбежно будет вымывать с рынка условно доступные отечественные автомобили. Что же касается даже бюджетных иномарок в полном смысле этого слова, то их потери, как считают эксперты рынка, носят временный и чисто территориальный российский характер, не позволяющий жителям нашей страны стать обладателями действительно качественных автомобилей.

Ну и плюс к всему, в пользу этого утверждения говорит тот факт, что премиальные мировые бренды автомобилей даже в условиях ковидного и постковидного года либо потеряли минимум, либо вышли в плюс. Например, Porsche за минувшие три года (с января по сентябрь) увеличил свои продажи в России на 21 процент – с 3622 до 4374 автомобилей. Или Audi, которому также удалось нарастить продажи за этот период на 24 процента – с 9931 до 12248 автомобиля. Но это, как говорится, другая история. Совсем не про среднестатистического жителя нашей страны.

Фото: VSE42.Ru