Почему лихорадит кемеровских транспортников, или Когда цена на проезд вырастет?

23 сентября 2021 г., 17:58

Сотрудники Кемеровской транспортной компании (КТК) пригрозили своему руководству приостановкой работы. Главная причина – невыплата заработной платы. Сразу после этого власти обратили внимание на проблемы, и деньги тут же нашлись. Среди причин нарушения трудового законодательства были озвучены несколько, кроме одной: неспособность правильно организовать финансовую работу важного для города предприятия. Подробности читайте в материале корреспондента VSE42.Ru.

Молчаливый директор Кошелев

Для начала стоит подробнее сказать о том, что происходит на предприятии в последнее время. В последнее время проблемы со своевременной выплатой заработной платы водителям и кондукторам КТК возникали как минимум дважды – в июле и в сентябре. Летняя ситуация с задержкой зарплаты, как можно предположить, была решена благодаря неготовности работников терпеть подобное нарушение их прав. Как только проблема возникла, люди стали обращаться к руководству КТК и даже устно пригрозили, что не выйдут на работу. Разумеется, подобного ЧП допускать нельзя, ведь порядка трети городских маршрутов общественного транспорта выполняется как раз силами КТК. А значит, случись подобное, горожане просто не смогут ни на работу доехать, ни с работы, ни по каким-либо иным "адресам". А это уже чревато серьезным социальным напряжением и, в крайнем случае, социальным взрывом. Так что деньги выплатили.

Но платежной дисциплины в КТК, которая, к слову, имеет в составе только одного учредителя – администрацию города Кемерово, хватило ненадолго. Уже в сентябре часть трудового коллектива письменно уведомила администрацию предприятия, что 29 сентября готова приостановить работу. И все по той же причине – невыплата заработной платы.

И снова поднялся шум в чиновничьих кабинетах, и даже кемеровский прокурор Александр Рудь зачем-то приехал на встречу с недовольными. Почему "зачем-то"? Да потому, что функция прокуратуры как надзорного ведомства в данной ситуации максимально проста. Выявили нарушение трудового законодательства – наказали виновного. В данном случае за все отвечает директор КТК Михаил Кошелев.

Так что вряд ли в обязанности прокурора входит общение с работниками, поскольку в данном случае все понятно: нет денег – есть административное дело. Казалось бы…

Однако, как уже сказал, прокурор приехал, пообщался с людьми, послушал их недовольство и… призвал их не молчать, а сразу переходить к активным действиям, например, обращаться в прокуратуру. В случае чего, как говорится.

И еще один момент. Директор КТК Михаил Кошелев, также присутствовавший на встрече прокурора с работниками предприятия, был крайне молчалив, а после встречи наотрез отказался общаться с журналистом VSE42.Ru. Впрочем, его можно понять. Что говорить, если сказать нечего. Видимо, так.

Впрочем, работники КТК, как видится, и без его советов не молчали. Конечно, они могли обратиться в прокуратуру и ждать, пока та выявит факт нарушения и предпримет необходимые действия. Но водители и кондукторы пошли иным путем. И, как показала практика, куда более действенным: по сути, припугнули руководство предприятия. Причем исключительно в рамках действующего законодательства. Нет денег – нет работы.

И сразу нашлись деньги. Учредитель КТК в лице кемеровской мэрии тут же нашел 40 миллионов рублей. Часть из них пойдут на зарплату сотрудников – это более 17 миллионов рублей. Остальные деньги – 23 миллиона рублей – должны быть направлены на уплату налогов и обязательных платежей (страховых взносов, в том числе, видимо, в пенсионный фонд), которые КТК задолжала за второй квартал 2021 года. Правда, есть один нюанс. Долг по налогам и прочим обязательным платежам опять же за второй квартал превысил 39,884 миллиона рублей. По крайней мере, так сообщили сайту в пресс-службе администрации города.

Так что, если резюмировать, пожар, хоть и частично, залили деньгами. До следующего раза. Который, как показала жизнь, может наступить снова.

Что это было?

Среди причин с "пропавшими" деньгами власти города назвали, как ни странно, ни управленческую беспомощность или плохую платежную дисциплину, например, в отношениях между мэрией и КТК, а… низкую цену на проезд и большое количество льготников. Что, впрочем, вполне ожидаемо.

Логика, как можно предположить, примерно такова. Что касается цены проездного билета: последний раз она повышалась осенью 2018 года. Понятно, что за это время и стоимость топлива выросла, и цены на запчасти, да и зарплату работникам КТК неплохо бы индексировать.

И все это понятно, и даже обсуждать здесь особенно нечего. Но факт остается фактом: цена на проезд в городском и пригородном транспорте является такой, какова она есть. И утверждена все теми же властями, которые теперь жалуются на то, что она недостаточна для компенсации всех затрат автопредприятия.

Что касается льготников, то тут и вовсе все понятно. Если пассажир едет бесплатно, потому что он имеет такое право в виде льготы, расходы на его перевозку должен компенсировать транспортникам бюджет. Насколько четко он это делает и как часто – вопрос, судя по всему, риторический. Раз долги растут, значит, бюджет, которым "рулят" все те же власти и чиновники, не справляется с обязательствами, возложенными на него. Почему? Это другой вопрос.

В любом случае крайними остаются, во-первых, работники, в данном случае КТК, которые не получают своевременно зарплату, а ее уровень может быть неконкурентоспособным на рынке. Об этом говорит, например, такой факт. Из 431 ставки водителя в КТК заполнены только 345. Примерно то же самое и с кондукторами. Из требующихся 216 по факту работают 155 человек. И еще. Из 238 автобусов, стоящих в гараже КТК, только 200 выходят на линию.

Как прокомментировали сайту в администрации города Кемерово, простаивающие автобусы проходят плановое техническое обслуживание и готовятся к полугодовому техосмотру.

Однако, как рассказали водители КТК, причина совсем в другом: некого посадить за руль. И в это вполне верится, если посмотреть на дефицит кадров в КТК.

Во-вторых, возвращаясь к крайним в ситуации с назревающими транспортными проблемами, ими станут все кемеровчане, кто пользуется услугами общественного транспорта, которые, как можно догадаться, скоро начнут платить за проезд больше.

В этой связи стоит вспомнить вот какой факт. Еще осенью 2018 года, когда принималось решение об увеличении стоимости проезда в общественном транспорте, озвучивались разные возможные цифры. Так, экономически обоснованный тариф уже тогда составлял порядка 35-40 рублей. По крайней мере, если верить Евгению Курапову, который в то время возглавлял департамент транспорта областной администрации.

Однако, несмотря на эти экономические выкладки "главного по транспорту" в Кузбассе, решением было поднять стоимость проезда до 20 и 22 рублей в автобусах (троллейбусах и трамваях) и маршрутных такси соответственно.

Почему? Якобы потому, что кузбассовцы слишком остро среагируют на резкий рост цен. Видимо, власти банально побоялись принять экономически обоснованное решение в обмен на продолжение крутого пике, в котором находятся кузбасские общественные перевозки.

Можно, конечно, сомневаться в том, что в 2018 году себестоимость городских перевозок была именно на уровне 35-40 рублей. По крайней мере, в других городах примерно такого же размера, как Кемерово, цена немного выше существующей – 25-28 рублей. Но ведь не 40 же за одну поездку. Так что в данном случае можно говорить о некотором преувеличении. А можно и поверить представителю областной власти. Но проблема, как видится, далеко не только в странном искусстве счета, которое являют кузбассовцам местные чиновники.

Это, например, в полной мере относится к пассажирам-льготникам. Если бюджет берет на себя обязательства возить льготников бесплатно, он, как ожидается, должен неукоснительно выполнять их. В том числе перед транспортниками в виде платежей, компенсирующих выпадающие доходы. Чего опять же, по логике складывающейся ситуации, не происходит или происходит в неполном объеме. А значит, тут чистая, скажем так, недоработка (жадность, неспособность – выберите наиболее подходящее слово самостоятельно) чиновников, распоряжающихся бюджетными деньгами.

Обрадуют?

Как результат, транспортные предприятия тихой сапой погружаются в финансовый коллапс. Достаточно напомнить, что та же КТК уже попадала под процедуру банкротства в 2019 году. Тогда эта процедура была прекращена. Но по большому счету ничто не мешает возобновить ее в очередной раз. Той же налоговой инспекции, перед которой, исходя из простой арифметики, долг даже за второй квартал не будет погашен полностью. Или пенсионному фонду.

Кстати, долги перед ПФР – это не что иное, как неуплаченные деньги за своих работников. Это сегодня действующие сотрудники КТК могут не думать всерьез о предстоящей пенсии, если им, например, лет 30-40. Но потом, когда придет время выходить на заслуженный отдых, он на деле может оказаться не таким уж и заслуженным в плане размера пенсии. Если, конечно, положенные деньги так и не дойдут до пенсионного фонда.

Когда бюджет, чиновники и государство в целом расписываются в своей беспомощности (или нежелании) выполнять взятые на себя обязательства, например, в части льготников, крайними остаются пассажиры. И заверения в социальной ориентированности власти и заботе о гражданах в этой ситуации, увы, сходят на нет.

О том, что "артподготовка" к повышению цен на проезд в общественном транспорте уже началась и это только вопрос времени, говорит, видимо, тот факт, что даже в официальном ответе кемеровской мэрии среди причин транспортных проблем называется именно стоимость проезда, а вовсе не беспомощность городских чиновников и внутрибюджетные отношения. Таким образом, власти как бы самоустраняются от решения этой проблемы иным способом, кроме как волевое решение об увеличении цен на перевозки для пассажиров.

Так что вопрос о повышении стоимости проездного билета, видимо, можно считать решенным. Теперь осталось только ждать, на сколько и когда. Будет ли это привычный рост на два – три рубля или чиновники замахнутся сразу рублей на пять, можно только гадать. Но, скорее всего, вряд ли властям хватит духу, чтобы одним разом привести реальные цены на билеты в соответствие с экономически обоснованными расходами транспортников. Так что это будет, скорее всего, очередное временное решение проблемы. Впрочем, для рядового пассажира хоть какая-то радость…

Фото: VSE42.Ru