В угольном Кузбассе проблем, связанных с "профильным" видом экономики, хватает. С одной стороны, это безопасность шахтеров, с другой – экология. Однако есть и еще одна не менее важная – это люди, проживающие на так называемых подработанных территориях. Что с ними происходит сейчас и что ждет в ближайшем будущем обитателей утлых лачуг, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Для того чтобы человеку, не знакомому с проблемой жизни на подработанных шахтовых территориях, понять, в чем она состоит, достаточно сказать следующее. Во-первых, абсолютное большинство строений, в которых до сих пор живут люди, являют собой не что иное, как ветхие лачуги, в которых находиться не то что некомфортно, но и временами просто тревожно.
Во-вторых, все "подработанные" дома – это город на городе. В последнем случае, подземный. Речь, разумеется, идет о шахтовых выработках. А это, в свою очередь, чревато, например, непредсказуемыми оползнями почвы или выделениями метана из подземных слоев.
Одним словом, жизнь на подработке мало у кого вызывает зависть. Что, опять же, понятно. Ведь все эти дома строились еще в 30-40-е годы прошлого века как времянки для шахтеров, работавших на угледобывающих предприятиях, и их семей.
Однако прошло уже 70-80 лет, большинство шахт выработали свой уголь, а шахтеров, их детей и внуков так и не расселили в благоустроенное жилье.
Еще один важный момент, который стоит отметить в связи с переселением с подработанных территорий. Долгие годы процесс переселения шел, но денег на переселение всей "армии подработчиков" было недостаточно. Так, в Прокопьевске – одном из самых "подработанных" городов Кемеровской области – в 2018 г. было переселено 36 семей. Несложно посчитать, что при такой "скорости" и современной потребности в переселении в целом по Кузбассу последним переселенцам ждать бы пришлось долгие годы.
VSE42.Ru рассказала свою историю прокопчанка. По ее словам, жить в ее доме уже просто небезопасно. И само здание старое и ветхое, и тот факт, что живут на подработанной территории, ни позитива, ни комфорта ее существованию не добавляет. Более того, женщину возмущает, что, как она говорит, власти только и делают, что обещают наконец-то начать людей реально переселять. А на деле вопрос почти не решается. Прокопчанка считает, что переселяют единицы, а большинство просто ждут, по сути, теряя надежду. Поэтому, по ее мнению, старики уже и не верят, что доживут, а дети стараются быстрее уехать, причем, часто из Кузбасса совсем.
Действительно, ситуация казалась абсолютно безвыходной. Правда, есть один важный момент. Разговор с жительницей Прокопьевска, в котором она жаловалась на темпы переселения с подработанных территорий, состоялся несколько лет назад. А буквально недавно – в июне 2021 года – нам вновь довелось встретиться с ней. А поводом для нашей встречи стал долгожданный переезд ее семьи в новое жилье – на Тырган, один из самых активно развивающихся районов города.
Прокопчанка поделилась, что не поверила, когда узнала, что получила эту возможность. Она также рассказала, что документы лежали давно, да только ни о каком переезде семья и не мечтала в обозримом будущем, когда им позвонили из администрации и сказали, чтоб искали жилье, готовились к переезду. По ее словам, непонятно, что случилось и почему вдруг очередь пошла быстрее, но ее семья и многие соседи переехали.
Разумеется, редакция сайта не могла не заинтересоваться внезапным переездом многих прокопчан из ветхих домишек с подработанных территорий в новое современное жилье в центре Прокопьевска.
Удалось выяснить, что дело с переселением кузбассовцев сдвинулось после того, как президент России Владимир Путин побывал в Кемеровской области три года назад. Что тогда произошло и что послужило стартовой точкой для нового этапа переселения, удалось выяснить у депутата Государственной Думы седьмого созыва и кандидата в депутаты ГД восьмого созыва от нашего региона Дмитрия Исламова.
– Во время рабочей поездки президента в Кузбасс (Путин проводил в Кемерове рабочее совещание, посвященное развитию топливно-энергетического комплекса – прим. автора) между ним и губернатором Сергеем Цивилевым состоялся разговор, во время которого руководитель региона обозначил важность решения проблемы переселения людей с подработанных территорий. Тогда Владимир Путин распорядился завершить переселение с "подработки" до 2025 года. Однако позднее этот срок был даже сокращен на один год – до 2024 года, – рассказал сайту Дмитрий Исламов.
Дальше работа шла "по всем фронтам". Здесь есть разные составляющие, в том числе проработка всех связанных вопросов с различными заинтересованными министерствами в правительстве России, изменение законодательства и, как результат, включение дополнительных расходов в федеральный бюджет. В последнем случае речь идет о тех деньгах, которые пойдут на финансирование переселения. В качестве инициатора с "законодательной" стороны от Кузбасса как региона, самого заинтересованного в переселении своих жителей с подработанных территорий, выступил Дмитрий Исламов. Он в тесном взаимодействии с губернатором Кузбасса и готовил поправки в федеральный бюджет о повышении финансирования программы.
– Результаты всей этой работы очень серьезные. Достаточно сказать, что только по Прокопьевску – здесь наиболее остро стоит вопрос по переселению – удалось добиться многократного увеличения финансирования со стороны правительства и федерального бюджета. Например, в Прокопьевске в 2018 году на переселение власти получили 76 миллионов рублей, а в 2019 году – уже около 500 миллионов рублей. Примерно такая же ситуация и в Киселевске. За год финансирование переселения горожан с подработанных территорий выросло в два раза. Но это далеко не все. Уже в 2021 году общий объем финансирования программы переселения в одном только Прокопьевске составил 1,5 миллиарда рублей. Более того, согласно федеральной программе, в 2023 году этот шахтерский город получит на переселение 2,3 миллиарда рублей, – рассказал Дмитрий Исламов.
Всего за три года в Кемеровскую область на переселение будет выделено 10,3 миллиарда рублей (при 13,5 млрд рублей в целом по России, в том числе в Ростовскую область). За счет этих средств и будут переселены с подработанных территорий, как уточнил Дмитрий Исламов, 5 398 семей. Большинство из них живут в трех кузбасских городах, в том числе 2 810 семей – в Прокопьевске, который получит всего 5,3 млрд рублей из федерального бюджета. Киселевск получит 2,17 млрд рублей, за счет которых в течение трех лет новоселье справят 1 063 семьи. В Анжеро-Судженске новое жилье приобретут 1 303 семьи. На эти цели федеральный бюджет выделит 2,36 млрд рублей.
Как вспоминает Дмитрий Исламов:
– Работа, на самом деле, большая была сделана. Мы работали большой кузбасской командой, которую возглавлял губернатор.
Так, среди других задач, которые Исламов ставил перед собой в 2016 году, было решение ситуации с пайковым углем. Здесь стоит объяснить, что в результате различных исторических перипетий, связанных отчасти с распадом Советского Союза и многочисленным закрытием шахт в Кузбассе, часть бывших шахтеров, имевших право на бесплатный уголь для обогрева своих частных домов, по сути, лишились его, поскольку этот уголь им по факту поставлять было некому. Шахта, где человек работал, ликвидирована, а значит, претензию предъявлять некому. Эта проблема коснулась тех, кто когда-то уволился, отработав необходимые 10 лет подземного стажа, однако после этого продолжил трудиться на других предприятиях уже "на земле". А когда пришло время выходить на пенсию и получать льготный (социальный) уголь, шахты в реальности просто не существовало.
В Кемеровской области этот вопрос так или иначе решался – частично. Обычно в рамках соглашений о социальном партнерстве между исполнительной властью региона и угольными предприятиями. Вместе с тем было необходимо принятие системного решения на федеральном уровне. И защитой интересов кузбассовцев опять вплотную занялся депутат Дмитрий Исламов.
– Понимаете, это очень принципиальный вопрос. Люди отработали необходимый подземный стаж и имеют полное право на получение бесплатного для них угля. При этом, покупая уголь за собственный счет, человек вынужден тратить ежегодно десятки тысяч рублей из собственного кармана, чтобы обогреть свое жилье, хотя имеет полное право получать уголь в качестве бесплатной, честно им заработанной льготы, – говорит Дмитрий Исламов.
По словам депутата, работа над новым законопроектом заняла не только достаточно много времени, но и сил.
– Здесь есть несколько важных моментов. Если коротко, то выглядит это (подготовка законопроекта – прим. автора) примерно так: сначала мы готовим документы, потом выносим их на обсуждение. В том числе в правительство. А там, например, Минфин говорит, что денег пока свободных на это нет и проект надо доработать. Мы дорабатываем, обсуждаем с заинтересованными ведомствами, согласовываем различные нюансы и так далее. И снова выносим в правительство. И снова обсуждаем. Но главное здесь то, что в результате многолетних усилий этот вопрос был окончательно решен. Теперь около восьми тысяч шахтеров по всей России, в том числе 5 195 кузбасских шахтеров-пенсионеров, имеют возможность получать бесплатный для них пайковый уголь, – подытожил Дмитрий Исламов, уточнив, что из федерального бюджета на эти цели предусмотрено выделение 2 миллиардов рублей.
В этой связи важно отметить, что "проблеме пайкового угля" уже много лет, однако решить ее удалось только недавно и только при активном участии Дмитрия Исламова.
Изготовитель: ООО "ГК "ВСЁ про ВСЁ", юридический адрес: 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Кузбасская, д 33А, оф. 205, ИНН 4205162497. Заказчик: кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Кемеровской области – Прокопьевскому одномандатному избирательному округу №102 Исламов Дмитрий Викторович. Тираж – в единственном экземпляре. Дата изготовления – 9 сентября. Изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Кемеровской области – Прокопьевскому одномандатному избирательному округу № 102 Исламова Дмитрия Викторовича.