"Перейти Рубикон" говорят, когда заходит речь о принятии бесповоротного решения. Вот и для кемеровчан сотрудничество с юридической компанией "Рубикон" стало в чем-то бесповоротным. Так, горожане, обратившиеся за помощью, теперь вынуждены искать юристов для судебных тяжб с юристами же. Почему клиенты "Рубикона" считают себя жертвами мошенничества, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Юристы из Свердловска
"За отсутствием состава преступления" – с такой формулировкой кемеровчанке Маргарите отказали в возбуждении уголовного дела в кемеровском отделе полиции "Центральный". Маргарита обратилась в правоохранительные органы после того, как впустую потратила 32 тысячи рублей.
В "Рубикон" она обратилась за помощью после того, как в апреле прошлого года у нее не получилось уйти на пенсию. Маргарита считала, что в январе 2020 года имеет право на заслуженный отдых. Стажа должно было хватить, учитывая работу в Якутии. Там она трудилась и сидела в декрете с детьми (люди, отработавшие на Крайнем Севере, могут выходить на пенсию на 5 лет раньше обычного). Вот только в пенсионном фонде женщине отказали. Оказалось, что по действующему законодательству, дети, рожденные с 1992 по 1996 год (а первый декрет Маргариты начался в 1994 году), в льготный стаж не засчитываются.
Однако кемеровчанка не согласилась с таким положением вещей и решила, что будет бороться за свое право выйти на досрочную пенсию. И в апреле прошлого года стала искать юристов. Наткнулась на "Рубикон".
– Позвонила по номеру телефона, он был похож на московский, и мне тогда показалось, что я попала в головной офис компании. По телефону мне эту информацию подтвердили. Сказали, что первая консультация бесплатная, и записали на встречу в кемеровском офисе, который находится в самом центре города – на Весенней, 21. Там меня встретил молодой парень и объяснил, что у меня проблема серьезная и сложная, поэтому они организуют мне консультацию с их лучшим юристом из Свердловска (Екатеринбурга – прим. ред.), – рассказала собеседница сайта.
После разговора с "лучшим юристом из Свердловска" Маргарита подписала договор с компанией "Рубикон", в тот же день оплатила услуги на сумму 32 тысячи рублей. Но прежде женщина долго объясняла сотруднику юридической компании то, с каким трудом ей достались эти деньги.
– Деньги я заняла у 80-летней мамы. Мы долго разговаривали с сотрудником офиса, они убеждали меня в том, что помогут решить мою проблему, еще и моральную компенсацию отсудят, – отметила кемеровчанка.
После того, как деньги "Рубиконом" были получены за составление жалоб в Пенсионный фонд, в прокуратуру, администрацию, приемную Президента и Совет по правам человека, ответ Маргарите пришел только из Пенсионного фонда. К слову, с юридической стороны жалобу и нужно было направлять исключительно в Пенсионный фонд.
– Из пенсионного фонда мне написали, что жалоба не принимается, так как она оформлена неправильно. "Рубикон" на тот момент, это было уже начало июня, перестал отвечать на мои звонки. Тогда сразу стало понятно, что меня просто обманули. Какое-то время я не знала, что делать. И просто пустила ситуацию на самотек. Но в сентябре все-таки обратилась в полицию, затем в прокуратуру. В конце декабря, по итогу, мне отказали в возбуждении дела, так как состава преступления, по их словам, нет. И в самом ответе написали, что опросили меня и генерального директора "Рубикона" Шевнина. Не знаю, опрашивали ли они его, но меня точно нет, – заявила Маргарита.
К слову, после того, как связь с компанией оборвалась, юристы продолжали "работать" над проблемой Маргариты без ее участия до июля 2020 года. Сотрудники "Рубикона" составили исковое заявление в Центральный районный суд с якобы подписью Маргариты. Однако она сама утверждает, что подпись эту не ставила. Маргарита узнала об этом, когда к ней пришло исковое заявление без рассмотрения, поскольку не соответствовало необходимым требованиям. Кроме того, составлено оно было с грубыми грамматическими ошибками.
– После того, как мне отказали в возбуждении уголовного дела, перед Новым годом со мной связались и другие недовольные клиенты "Рубикона". Они предложили составить коллективное заявление в полицию. 19 января мы с другими жертвами, пострадавшими от действий "Рубикона", посетили полицейский участок. Коллективное заявление у нас не приняли, поэтому я просто написала повторное, – добавила женщина.
По словам Маргариты, сотрудники полиции отметили, что ответ будет, скорее всего, такой же, как и в прошлый раз. А вот другой нашей героине, также бывшей клиентке "Рубикона", которая обратилась в правоохранительные органы, дали надежду.
Контракт не разорвать
Женщиной, которой дали надежду в полиции, оказалась Ирина – врач I категории и ветеран труда. Год у доктора выдался непростой: ковидный госпиталь, суточные смены и периодические проблемы со здоровьем. И под Новый год женщина решила немного порадовать себя: купила "умный" телевизор в крупной торговой сети за 34 тысячи рублей. Проверять технику на кассе она не стала. Но телевизор оказался неисправным. Однако сотрудники магазина отказались возвращать деньги, ссылаясь на якобы обнаруженные механические повреждения. Всю историю Ирины рассказала ее подруга-фельдшер Надежда, которая сопровождает ее во всех инстанциях и помогает в этом деле. По словам подруги, Ирине говорить об этом без эмоций сложно.
– Я сразу посоветовала ей обратиться в Роспотребнадзор. Ну, Ира набрала в Яндексе: "Роспотребнадзор Кемерово". Первой же строчкой в поисковике появился сайт, подписанный как "Защита прав потребителей. Кемерово". Она оставила заявление какое-то на этом сайте, Ире сразу же перезвонили и пригласили на встречу в офис. Но, как выяснилось позже, перезвонили ей из "Рубикона". А с помощью такой подписи они просто рекламируют свои услуги, – рассказала Надежда.
Ирина как законопослушный и наивный человек доверилась юристам, ведь "блюстители закона не могут обмануть". Так и отдала им сразу всю сумму – 27 тысяч рублей за составление претензии в Роспотребнадзор, заявления в прокуратуру и подачу судебного иска. Здесь стоит отметить, как сообщила сайту юрист Светлана Бортникова, что в среднем на рынке юридических услуг жалобы оформляют за сумму до 15 тысяч рублей. Зачастую в эту стоимость входит и представительство в суде. "Рубикон" не дошел до суда ни с одним из наших собеседников.
– После всего этого Ира снова звонит мне, подписала договор она в конце рабочего дня, и рассказывает, что заплатила такую большую сумму. Конечно же, я посоветовалась со знакомым адвокатом, а он сказал немедленно расторгать с ними договор, – добавила фельдшер.
Оказалось, что заключить договор с компанией "Рубикон" намного проще, чем его расторгнуть. На следующий день утром женщины приехали в офис, но приняли их только к обеду.
– Молодой мужчина в душном кабинете минут 30 убеждал нас в том, что за ночь они успели проделать слишком много работы, чтобы расторгнуть договор с Ириной. Но мы стояли на своем. Тогда он позвал своего начальника, и они уже вдвоем давили на нас, отказываясь дать бланк для расторжения, – отметила Надежда.
В какой-то момент женщины не выдержали и позвонили знакомому юристу прямо из офиса по громкой связи. Тот посоветовал им писать заявление на любом пустом листке бумаги.
– Здесь они сразу замельтешили и дали нам бланк. Мы его заполнили, вот только принять его у нас не смогли. Якобы в тот момент в офисе не было секретаря, а он – единственный, кто может принять бумагу такого рода, – сказала собеседница.
Бланк с заявлением был направлен заказным письмом, а перезвонить из "Рубикона" Ирине обещали через 10 дней. Позвонили раньше с просьбой подписать какую-то важную бумагу. Настолько, что юрист самостоятельно подъехал на работу к Ирине в 8 часов вечера.
– Выяснилось, что подписать нужно было акт приема-сдачи оказанных услуг по договору. Ирина написала, что не согласна с качеством выполненных услуг, но акт подписала. Этот юрист из "Рубикона", его зовут Даниил, сообщил нам, что они выполнили работу на 35%, такую сумму и вычтут, остальное вернут, – сообщила Надежда.
После этого последовала череда сообщений от юриста Даниила о том, что то самое заказное письмо они не получили. И так в течение двух месяцев.
– В итоге мы приехали снова к ним в офис. От них услышали, что через 10 дней все деньги будут нам возвращены. А через 10 дней все, что мы получили, – это письмо. В нем нам объяснили, что всю свою работу юристы выполнили, и никакие деньги они нам не вернут. После этого "Рубикон" перестал отвечать на наши звонки, – добавила Надежда.
С юридической стороны, действительно, сложно найти в действиях компании состав преступления. Но, если сама компания так уверена в своей правоте, почему тогда как минимум три гражданских суда "Рубикон" проиграли? Суд удовлетворил иски обратившихся, так как условия договора со стороны юридической компании выполнены не были либо были выполнены не должным образом. Кстати, в суд с исковыми заявлениями для возвращения денежных средств обратились три собеседника сайта: врач Ирина, юрист Светлана Бортникова от лица своего клиента, который также сотрудничал с "Рубиконом", но по итогу остался недоволен качеством выполненной работы, и Юлия, которая отдала в "Рубикон" 26 230 рублей, чтобы разобраться в удержании заработной платы на фоне сокращения. Все они подписали акт приема-сдачи оказанных услуг в тот же день, что и договор.
Мошенничество или плохая работа?
После разговора с пятью жителями Кемерова, утверждающими, что "Рубикон" занимается мошеннической деятельностью, выяснилось, что солидарных с этим мнением горожан еще много. На популярном сервисе отзывов у юридической компании положительных и отрицательных комментариев 50 на 50. Отрицательные, в основном, подписаны реальными фамилиями и именами, на многие аккаунты можно выйти в социальных сетях. Положительные же отзывы написаны, что называется, "под копирку" – то есть имеют удивительное сходство. Ну и, немаловажный нюанс, практически все анонимные. А те, что не анонимны, периодически повторяются под разными никами. То есть прочитали мы отзыв с пятью звездочками от Александра о том, как прекрасные юристы "Рубикона" помогли ему побороть коллекторов, а затем такой же, слово в слово, только от Татьяны.
Если обращаться к отрицательным отзывам, то претензии у клиентов схожие: берет "Рубикон" за свои услуги обычно от 25 до 35 тысяч рублей (что, по мнению клиентов, неоправданно дорого), выполняют свою работу юристы с грамматическими и пунктуационными ошибками, пишут "на скорую руку" жалобы от имени своих клиентов, либо совсем их не пишут и кормят "завтраками".
Для того, чтобы услышать другую сторону конфликта, корреспондент сайта обратилась к второй стороне – компании "Рубикон". Позвонила в офис, на другом конце провода секретарь сообщила, что передала все данные директору, а он, в свою очередь, обязательно нам перезвонит.
Я добросовестно прождала звонка неделю. На седьмой день не выдержала и отправилась в их офис, напомню, в самом центре города. В узком коридорчике принимает секретарь, я представилась и попросила организовать встречу с директором компании. На что вежливая девушка тихо проговорила: "Это вряд ли", – и удалилась. Вернувшись, она сообщила, что может дать лишь номер телефона генерального директора, который и ответит на все интересующие вопросы. За девушкой вышел молодой человек, судя по всему, являющийся юристом компании.
– Видишь, какие мы популярные, журналисты к нам ходят, – сказала девушка-секретарь следовавшему за ней мужчине.
– А вы хоть знаете, что ваша компания проиграла уже как минимум три суда в пользу потерпевших? – решила я поинтересоваться у самих сотрудников.
– В том-то и дело, что нет. Слухи ходят, но мы не в курсе ни о каких судах, – отметил парень с усмешкой.
– Разве вам не приходят письма из суда с требованием явиться на заседания? – добавила я.
– Нет, нам ничего не приходит. Хотя остальные документы забираем с почты исправно, – закончил разговор мужчина.
Возможно, сотрудники компании действительно остаются в неведении о том, что творится за их спиной. В любом случае, оставалась надежда на то, что директор компании Геннадий Шевнин знает о проигранных его компанией судах. Но, к сожалению, дозвониться до него так и не удалось.
К слову, юридическая компания "Рубикон" на рынке относительно недавно, с февраля прошлого года. Однако за столь непродолжительный срок она проиграла три суда (решения еще не вступили в законную силу), по результатам ее деятельности направлено три заявления в правоохранительные органы с просьбой завести уголовное дело и разобраться в ситуации. Но обо всем этом, получается, сотрудники компании даже не подозревают, поэтому продолжают работать в прежнем режиме.