Известная во всем мире оперная певица Марина Домашенко родом из Кемерова. На ее творческом счету самые престижные мировые сцены, партнерство с лучшими оперными артистами планеты и музыкальная награда Грэмми. О том, как кемеровчанка смогла взойти на вершину оперного Олимпа, она рассказала корреспонденту VSE42.Ru.
Голос – это дар…
Марина Домашенко – обладательница высшей мировой награды в области музыки – премии Грэмми. Является обладателем титула "Оперная Дива", который получила в США. Она победила в двух оперных конкурсах в Италии и Чехии. Миновав российскую сцену, пела в лучших оперных театрах планеты с Пласидо Доминго, Еленой Образцовой, Дмитрием Хворостовским, Анной Нетребко. Но, несмотря на все это, певица считает, что успех – это лишь крохотное мгновение, а по-настоящему радоваться стоит каждому прожитому дню.
– Марина, сегодня вы известная в мире оперная певица. Но путь к своей творческой карьере начинали здесь, в Кемерове?
– Да, я жила в обычной советской семье с родителями и младшими сестрами-тройняшками. Раньше было популярно девочек отдавать в музыкальную школу, а мальчиков – в спортивные секции. Так мы все вчетвером связали свою жизнь с музыкой. Учеба давалась мне довольно легко. Сначала окончила музыкальную школу, потом музыкальное училище и, наконец, поступила в Институт искусств и культуры сразу на два факультета – фортепианный и дирижер оркестра.
– Получается, что ваша юность была связана с музыкой, но не с вокалом…
– Мне было 19 лет, когда я познакомилась с нашим земляком, замечательным хормейстером Прокопием Алексеевичем Бурнашовым. Он пригласил меня петь в его хоре. А через какое-то время, послушав внимательно, сказал, что вроде бы у меня есть голос, который следует "вытащить" из хорового исполнения. И целый год абсолютно бесплатно Прокопий Алексеевич занимался со мной профессиональным оперным вокалом. За что я ему бесконечно благодарна. А потом посоветовал поступать в консерваторию со словами: "Голос – это дар божий. Его непозволительно терять". И я поехала в Екатеринбург. Прошла прослушивание и была принята на подготовительный курс в Уральскую консерваторию.
Марина Домашенко в роли Кармен.
"Неудачи обходили стороной"
– А как же институт культуры? Бросили?
– Нет, зачем? Перевелась на заочное отделение. А в консерватории была на дневном. Параллельно учиться в двух вузах оказалось очень не просто. Старалась особо не распространяться, что получаю одновременно два образования. И, в конце концов, умудрилась закончить два вуза, оставаясь на бюджете. Причем оба с красными дипломами!
– А еще участвовали в международных вокальных конкурсах? Как вы все успевали?
– Занималась действительно много. А на третьем курсе поехала на конкурс в Чехию, в Карловы Вары. Впервые в жизни! И… завоевала все возможные премии. Видимо, я была на пике формы. В общей сложности получилось шесть наград. Одна из них давала возможность спеть через несколько месяцев после конкурса в Пражском Национальном театре – Ольгу в "Евгении Онегине" Чайковского. Вернулась в Екатеринбург и начала подготовку к выступлению. Дебют прошел настолько успешно, что меня сразу пригласили работать в Чехии.
– И снова встал вопрос – что с учебой?
– Если честно, вопросов особо не было. Отказаться от работы в известном европейском театре – глупо. Но и бросать дела незаконченными тоже не привыкла. Экстерном сдала 4 и 5 курс. Это было нечто. Бесконечный круговорот экзаменов и зачетов. К тому же мне нужно было подготовиться к работе на профессиональной сцене. Ведь я абсолютно не знала всей кухни оперных театров. На помощь пришла любимый педагог, профессор, Народная артистка России Светлана Васильевна Зализняк, с которой мы дружны по сей день. Она очень мне помогла и помогает сегодня. Ведь голос нуждается в постоянной настройке и коррекции. Так вот, Светлана Васильевна ежедневно по несколько часов кроме вокала посвящала меня в театральные секреты. Главной проблемой стала походка. Оказывается, я очень широко шагала. На сцене это смотрелось бы довольно странно. Оглядываясь назад, я вижу, как много сделала дорогая Светлана Васильевна для меня.
– В 25 лет выйти на большую европейскую сцену! Судя по всему, вы очень амбициозный человек? Жизнь в Кемерове не сковывала мечты и желания?
– Когда молодой, тебя ничего особо не тяготит. Жизнь наполнена массой событий. Ты, как моторчик, крутишься 24 часа, даже не задумываешься. К тому же с 13 лет я уже работала, вернее, подрабатывала – учила детишек игре на фортепиано.
Проблемы тогда, конечно, были не только в нашем регионе. Моя молодость пришлась на тяжелые времена для всей страны. Прекрасно помню безденежье, царившее вокруг, пустые полки в магазинах. Лица у людей серые, недобрые. Помню, как отец потерял работу и тяжело переживал этот период. Меня никто не убедит в том, что 90-е годы были замечательными. Время было жуткое, ломались тысячи судеб, много знакомых погибли от наркотиков. Но, несмотря ни на что, это была моя молодость, сравнивать было не с чем, поэтому в памяти хочется сохранять только хорошее.
– Можно сказать, что по жизни вы – оптимистка? А приходилось переживать неудачи?
– Слава богу, неудачи или фиаско обходили стороной. Возможно, из-за того, что мне на сцене хорошо и удобно, как только я на нее "выныриваю". Нет волнения и скованности, что свойственно многим певцам.
Марина Домашенко на сцене.
"Успех – это возможность быть в процессе"
– А какие выступления для вас самые значимые?
– Все постановки важные и любимые, но есть те, которые стали основополагающими в карьере. К примеру, мой самый первый в жизни спектакль в Праге ("Евгений Онегин" – прим. ред.). Это запомню навсегда. Выступления в лучших оперных театрах Италии, Америки, Англии, Франции, Австрии, Японии. Потрясающие ощущения, эмоции, бесценный опыт и, естественно, знакомства с блестящими партнерами, дирижерами и режиссерами. Я работала с великими Евгением Светлановым, Франко Дзефирелли, Евгением Колобовым, Юрием Темиркановым, Даниэлем Баренбоймом, Риккардо Шайи. Моими партнерами были Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Анна Нетребко. Список получится очень длинным.
Также, когда я была еще очень юной, мне удалось познакомиться с замечательным Пласидо Доминго. Он пригласил меня, только начинающую певицу, на свой музыкальный юбилей в Сан-Франциско. Тогда я впервые выступила с маэстро в партии Далилы в опере К. Сен-Санса "Самсон и Далила". Потом были совместные концерты на Красной площади в Москве, спектакли "Кармен" в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Эти воспоминания напоминают фантасмагорический сон.
– Вы многого добились на оперной сцене. Вас можно назвать карьеристкой?
– Слово "карьерист" имеет отрицательный окрас. Я честолюбива, это, наверное, правда. С детства нравилось быть первой, но не за счет других, а используя лишь свои внутренние возможности. Такой вечный поиск внутри себя. В нас всех заложены огромные ресурсы, мне нравится их добывать. А иногда это просто необходимо. В детстве вместо прогулок и других девчачьих дел я проводила за уроками музыки ежедневно по 5-6 часов – вот тогда очень помогло мое честолюбие, заложенное природой, родителями и окружающими.
– А успех для вас насколько важен?
– Я точно не живу такими понятиями. Это мимолетное мгновение. Если всю жизнь бежать только за успехом, славой и популярностью – вы будете несчастны. Успех – лишь крошечное мгновение, когда кажется, что все у ваших ног. Такие желания не по мне. Я больше люблю репетировать, чем выступать. Мне нравится, когда что-то можно менять, импровизировать, очень люблю, в хорошем смысле, "закулисное хулиганство". Пошутить, разыграть партнера… Так что для меня успех – это возможность быть в процессе. Жизнь – это не только сцена, вокруг происходит огромное количество интереснейших событий.
Я стараюсь получать от жизни удовольствие во всех ее проявлениях: путешествия, знакомства, спорт, вкусная еда, чтение, встречи с друзьями. У меня огромное количество разных "любовей" в жизни. Вокал – одна из них. Но жить только ради страсти – очень опасно, потому что будешь несчастным, потеряв ее. Надо просто жить и радоваться каждому дню, быть с близкими. Я счастлива замужем уже 21 год, у меня живы родители, сестры, есть 7 прекрасных племянников и куча другой родни. Разве это не прекрасно!