Уходящий год оказался непростым для всего мира. Мы не были готовы к пандемии COVID-19 и потрясениям, которые он вызвал. Но благодаря современным технологиям, в частности развитию связи, мир удержался на плаву. Удаленка буквально спасла бизнес, образование и госслужбы. Однако мало кто знает, чего стоило такое напряжение сил поставщикам связи. О том, как пандемия изменила потребление трафика в Кузбассе, увеличила количество пользователей сети 4G и подстегнула абонентов приобретать новые гаджеты, специалисты кузбасского филиала компании Tele2 рассказали гостям онлайн-конференции "Год саморазвития".
Наверняка каждый человек, который регулярно выходит в интернет, задумывался о том, что нашу жизнь уже невозможно отделить от цифровых технологий. А пандемия коронавируса еще сильнее погрузила человечество в "цифру". И если рядовой потребитель интернета способен об этом только рассуждать и предполагать, то оператор мобильной связи может конкретными примерами проиллюстрировать стремительную активизацию цифрового образа жизни кузбассовцев за последний год – точные данные куда нагляднее умозрительных заключений. Именно такие сведения предоставила нам Tele2.
– Пандемия, ограничение социальных контактов, перевод многих задач и процессов в дистанционный формат стремительно ускорили развитие цифровых сервисов. Мы прогнозировали такой активный цифровой образ жизни населения лишь через два-три года, однако наблюдаем его уже сейчас, – отметила директор филиала Tele2 в Кузбассе Елена Яковлева.
Скачок интернет-трафика Tele2 в 2020 году оказался рекордным (с февраля по ноябрь 2020-го он вырос в два раза). Так что всей инфраструктуре мобильного оператора пришлось сдать серьезный экзамен на прочность.
– С марта 2020 года людей, регулярно и активно пользующихся 4G-интернетом Tele2, стало в два раза больше. 1 января 2020 года наши клиенты использовали более 200 Тб мобильного интернета, а 1 ноября – уже 400 Тб. Рост – плюс 100%. Это аномально высокий показатель для такого востребованного продукта, как мобильный интернет, – пояснила Елена Яковлева.
По данным эксперта, больше всего абоненты активизировались в использовании видео – и стриминговых сервисов, а также и соцсетей. Интересно и то, что клиенты Tele2, особенно старшее поколение, начали стремительно обновлять устройства.
– Количество владельцев смартфонов среди наших клиентов в возрасте 60+ выросло почти на четырнадцать процентов с начала года. Примечательно, что количество активных пользователей мобильного интернета среди них увеличилось почти на 26%, – уточнила Елена Яковлева.
И это не удивительно. Чтобы оставаться рядом в период режима изоляции и быть готовыми немедленно прийти на помощь, близкие оперативно обеспечивали современной связью пожилых родственников. Пики роста числа пользователей мобильного интернета старшего поколения пришлись на апрель и июнь 2020 года.
Поскольку во время пандемии рабочие места огромного числа абонентов фактически переместились в Сеть, и выросло потребление голосового и интернет-трафиков, то и требования к мобильному интернету изменились. Сеть Tele2 выдержала нагрузку в марте-апреле 2020 года во многом благодаря тому, что мобильный оператор предвосхитил события 2020 года. Модернизация сети началась еще в сентябре 2019 года, то есть до начала пандемии коронавируса и скачка потребления интернета.
– Практически на каждой базовой станции Tele2 в Кузбассе в рамках этого проекта мы добавляли или обновляли оборудование. Мы перераспределили на базовых станциях региона частотный ресурс. У нас были в распоряжении две полосы в диапазоне 1800 МГц и одна полоса в диапазоне 900 МГц. Мы приняли решение объединить этот ресурс и использовать полосы частот в диапазоне 1800 МГц для мобильного интернета, а весь голосовой трафик убрать в диапазон 900 МГц. Это решение позволяло не только повысить почти вдвое скорость мобильного интернета, но и сделать лучше и стабильнее голос в стандарте 2G, улучшить качество голосовой связи в зданиях и существенно расширить покрытие на открытой местности. Этот диапазон поддерживают почти все устройства, кроме уж самых экзотических, – рассказал на онлайн-конференции "Год саморазвития" руководитель отдела эксплуатации филиала Tele2 в Кузбассе Павел Курликов.
Проект по модернизации сети, который закончился совсем недавно, реализовывался на "живой" сети. То есть во время технических работ, в том числе обновления оборудования на сотнях базовых станций, оказание услуг абонентам Tele2 не прекращалось.
– До рефарминга нашей сети абоненты пользовались услугами сети LTE 1800 в полосе частот шириной 15 МГц. Рефарминг дал нам возможность предоставлять LTE 1800 на двух несущих полосах – "старой" в 15 МГц и расчищенной шириной 10 МГц. В сумме это дает 25 МГц. Объединение этих двух полос дало возможность повысить пиковую скорость до ста мегабит и выше. Поскольку голосовая связь в GSM теперь обеспечивается на частоте 900 МГц, то снизилась доля обрывов соединений, повысилось качество передачи голоса во время разговора и улучшилось покрытие в помещениях со сложными для радиоприема условиями, – отметил Павел Курликов.
В результате проведенных работ сегодня в Кемерове средняя скорость загрузки данных в расчете на одного абонента в сети LTE составляет около 32 мегабит в секунду. В Новокузнецке этот показатель составляет около 29,5 Мбит/с. Фактически скорость по сравнению с прошлым годом выросла в 1,5 раза. То есть абоненты Tele2 получали качественную связь даже в периоды максимальной нагрузки на сеть.
Важно отметить, что помимо замены нескольких сотен модулей на действующих объектах мобильный оператор Tele2 построил почти 200 новых базовых станций LTE разных диапазонов – от 800 до 2600 МГц. И все это – на территориях, где емкость сети даже с учетом рефарминга была недостаточна.
– В местах с высокой концентрацией абонентов – спальных районах, деловых и торговых центрах и так далее – мы строили базовые станции в диапазоне 2600 МГц. Это передатчики с малой зоной покрытия, которые позволяют получить хорошую емкость сети. Там, где нужно было улучшить сигнал и покрытие, мы запускали базовые станции в диапазоне 800 МГц. Такой передатчик позволяет обеспечивать абонентов хорошим мобильным интернетом на расстоянии в десять километров от базовой станции, – пояснил Павел Курликов.
Чтобы абоненты Tele2 всегда имели доступ к быстрому интернету и качественной голосовой связи, мобильный оператор продолжит активную работу и в 2021-м году.