Сбербанк: "30 в одном", или Экосистема на любой случай

16 декабря 2020 г., 16:11

Сбер давно уже перестал быть только банком, сегодня это огромное количество сервисов – более тридцати – собранных под одним брендом, способных удовлетворить потребности как бизнеса, так и простых людей практически в любой сфере жизни современного общества. Об этом недавно рассказал журналистам управляющий Кемеровским отделением Сбербанка Николай Шилов.

Уверенный рост

Главный вывод уходящего года для Сбера – то, что одному из крупнейших финансовых институту России удалось не только удержать свои лидирующие позиции, но и существенно укрепить их по отдельным направлениям.

Так, например, портфель привлеченных средств частных клиентов увеличился на 4,8% и составил около 172 млрд рублей. Банк также показал увеличение кредитного портфеля физических лиц. В 2020 году он вырос почти на 13,6% и составил 127,2 млрд рублей. Общий объем выданных населению кредитных средств составил 58 млрд рублей, из них 174 тысячи потребительских кредитов на сумму порядка 37 млрд рублей и 13 тысяч ипотечных кредитов на сумму 21 млрд рублей.

Такой активный рост спроса на жилищное кредитование – это результат льготных ипотечных программ: порядка 3,8 тысячи кредитов на сумму 6,5 млрд рублей в банке выдали по программе "Молодая семья" и 1,7 тысячи кредитов на сумму 3,7 млрд рублей по программам с господдержкой.

Удалось удержать портфель привлеченных средств корпоративных клиентов на уровне 28,5 млрд рублей. Кредитный портфель по сравнению с 2019 годом вырос на 5,3 млрд рублей (11%) и составил порядка 53 млрд рублей.

Порядка 14 тысяч юридических лиц на территории обслуживания Кемеровского отделения используют для приема безналичных платежей терминалы Сбера. Оборот эквайринга составил 218 млрд рублей. Более 1 тысячи кемеровских компаний принимают платежи с помощью сервиса "Плати QR" через сканирование QR-кода, и около 250 компаний пользуются интернет-эквайрингом.

В результате работы в 2020 году, по предварительным данным (на 01.10.2020г.), доля Сбера на рынке банковских услуг по разным направлением деятельности укрепилась. Так, доля выданных кредитов юридическим лицам составляет порядка 19,4%, физическим лицам – 45,1%.

«Антикоронавирусный» банк

Понятно, что деятельность Сбера и работа практически всех видов бизнес-структур (причем любого размера и направления) неразрывно связаны. В том числе и малого предпринимательства, развитие которого жизненно необходимо для нормального функционирования экономики всей страны.

В этой связи стоит подчеркнуть, что в банке отмечается рост доли рынка в сегменте ММБ. По данным на конец ноября, привлечено 1760 новых клиентов с высоким потенциалом бизнеса сегмента ММБ, в том числе: за 1 полугодие – 762 клиента, за 2 полугодие (до 15.12) – 998 клиентов. Доля Сбера здесь составляет 29%.

На данный момент в отделении обслуживаются более 36,7 тысячи активных клиентов сегмента малый бизнес, при этом 80,3% предприятий взаимодействует с банком через удаленные каналы обслуживания, в частности через систему "СберБизнес".

Во многом влияние на рост взаимодействия с малым бизнесом оказал и тот факт, что именно через Сбер проводилась серьезная поддержка предпринимателей в условиях коронавирусных ограничений – выдача кредитов по льготным программам кредитования господдержки.

В том числе программой "Господдержка под 2%" воспользовались порядка 2,5 тысячи предпринимателей Кузбасса. Общая сумма выплат составила 3,3 млрд рублей. При этом cвыше 680 млн рублей было выдано в рамках льготного кредитования "Зарплата под 0%". Всего на этот кредит было подано более 500 заявок. Кроме того, поступило 1586 заявок на реструктуризацию кредитов от клиентов, попавших из-за пандемии в сложную ситуацию. Сумма реструктурированных кредитов по программе "1/3" составила 39 млн рублей.

Отдельно стоит отметить, что не менее активно Сбербанк работал и с субъектами среднего и крупного бизнеса в Кемеровской области.

Экосистема Сбера: всегда удобно

Организация, некогда ориентировавшаяся исключительно на оказание банковских услуг, в настоящее время стала полноценной сервисной структурой, работающей практически во всех сферах жизни современного общества.

К трансформации Сбер шел несколько лет. Он начал развивать такие продукты и сервисы своей экосистемы, как СберМаркет (доставка продуктов из супермаркетов), СберКлауд (облачное хранилище), СберАвто (приложение для покупки-продажи автомобилей), СберЗдоровье (медицинские консультации онлайн), СберЛогистика (доставка посылок), сервис заказа такси Ситимобил, служба доставки еды из ресторанов Delivery Club, онлайн-кинотеатр Okko и многие другие.

Из новинок последнего времени, например, стоит назвать семейство виртуальных ассистентов Салют, которые могут записать пользователя к врачу, заказать пиццу и даже поддержать разговор. Умные помощники "живут" в смартфоне и других девайсах. В том числе в приставке для ТВ SberBox и инновационном устройстве SberPortal. Первый в мире мультимедийный смарт-дисплей с мощной акустикой, сенсорным, голосовым и жестовым управлением поддерживает воспроизведение мультимедийного контента и умеет совершать видеозвонки. За музыкальную подборку в экосистеме Сбера отвечает сервис СберЗвук.

Сказанное выше в полной мере относится как к деятельности Сбера в целом по России, так и в Кемеровской области. Разумеется, в нашем регионе есть и собственная специфика, в том числе продукты, которые наиболее активно реализуются именно в Кузбассе.

Среди наиболее интересных и успешных проектов в Кемеровской области стоит отметить "Цифровую платформу для школ". Она представляет комплексную цифровую среду для дистанционного взаимодействия учителей с учениками. Сбер в Кузбассе в рамках развития Школьной цифровой платформы (ШЦП) уже сотрудничает с 204 школами. Количество учеников, подключенных к платформе, на данный момент составляет более 44 тыс. человек, преподавателей – более 4 тыс. человек. Необходимо отметить, что Кузбасс – безусловный лидер в Сибирском регионе по количеству пользователей ШЦП Сбера.

Школьная цифровая платформа – это IT-решение, разработанное в рамках реализации программы Благотворительного фонда Сбера "Вклад в будущее". Платформа содержит обучающие модули по всем предметам школьной программы, а также авторские модули для углубленного изучения материала и кросс-предметных исследований. Система позволяет учителям вести эффективное обучение учеников, а ученикам – заниматься самостоятельно.

На платформе школьники могут изучать все предметы как минимум до ликвидации угрозы распространения коронавируса. При этом важно сказать, что обучение на этой платформе бесплатное как для школ, так и для детей.

Бесспорно, важной частью реализации современных цифровых услуг в Сбере стали проекты в сфере медицины. Один из них – это "Voice2Med", предоставляющий возможность распознавания нарративной медицинской лексики. Кроме того, он позволяет обеспечивать правильное оформление медицинского документа, шаблонное заполнение протоколов, синтез речи и многое другое. На начало декабря "Voice2Med" уже предоставлен 12 кузбасским медицинским учреждениям.

Кузбасс стал одним из пилотных регионов, где бесплатно установили аппараты для диагностики легких, работающие на основе искусственного интеллекта. Программа сама расшифровывает снимки, а врачи получают результаты удалённо уже через 3-5 минут. А благодаря сервису облачного хранилища любая больница получает возможность быстрого доступа к результатам КТ.

Сервис телемедицины СберЗдоровье", первоначально созданный для помощи пациентам с хроническими заболеваниями, показал свою эффективность при коронавирусе. По соглашению с правительством Кузбасса "СберЗдоровье" занимается обзвоном больных с подозрением на коронавирус и пневмонию. Одновременно сервис помогает отслеживать состояние здоровья больных сахарным диабетом. Это снижает число походов в поликлинику и позволяет обезопасить пациентов. Все показатели здоровья, включая ежедневные замеры давления, пульса, температуры или уровня сахара в крови, собираются в "Дневнике здоровья" онлайн через мобильное приложение СберЗдоровье или в личном кабинете.

И в завершение все-таки еще раз вернусь к непосредственно банковской деятельности. А именно, ипотеке. Серьезным достижением в коронавирусном году можно считать тот факт, что объем выдаваемой Сбером ипотеки не просто остался на прежнем высоком уровне, но даже увеличился. Во многом это связано с улучшением условий выдачи кредитов на покупку недвижимости. Например, в среднем, нынешняя ставка по ипотеке на 2,8% ниже, чем год назад. За 10 месяцев текущего года клиенты Кемеровского отделения Сбера оформили почти 11,5 тыс. ипотечных кредитов на сумму более 18 млрд рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост составил 24% в количественном выражении и 44% – в объеме выданных финансовых средств. Но ещё более показательны данные за октябрь: Сбер в Кузбассе выдал почти 2 тыс. жилищных кредитов на сумму 3,4 млрд рублей, что в два раза превышает объёмы октября прошлого года.

Подчеркну, что окончательные финансовые итоги 2020 года будут подведены позднее. Однако уже сейчас можно утверждать, что Сбер отработал его очень эффективно, обеспечив в частности динамичное развитие Кузбасса.

Фото: пресс-служба Сбер