Наверное, все-таки самая большая нагрузка в новогодние праздники ложится на плечи Деда Мороза и Снегурочки. Ведь они должны успеть в гости не только к детям, но и уделить внимание взрослым, которые не меньше детворы рады общению со сказочными персонажами. О самых смешных и страшных новогодних историях и о том, как изменились новогодние вкусы заказчиков корпоративов за последние 15 лет, кемеровские Дед Мороз и Снегурочка рассказали журналисту VSE42.Ru.
Актеру кемеровского Театра для детей и молодежи Максиму Герцеву однажды пришлось ходить буквально по острию лезвия, играя роль Деда Мороза. 1 декабря 2017 года его призвали в ряды российской армии, можно сказать, прямо из театра.
– Меня забрали, и полтора месяца я проходил курс молодого бойца. В это время наступил Новый год. Разумеется, военные тоже отмечают этот праздник. Все хотят увидеть Деда Мороза, ощутить новогоднее настроение. Но особенно встречи со сказочным дедом ждут дети офицеров, сержантов. Поэтому, когда в части узнали, что у меня диплом актера, решили привлечь к работе Дедом Морозом. И я не был против. Нечасто в армейских условиях появляется возможность развеяться, заняться профессией, – вспоминает Максим.
Сначала молодого актера водили по квартирам офицеров, где он поздравлял их детей. Максим говорит, что ему было очень интересно наблюдать за военными в домашней обстановке.
– Я имею в виду отцов этих детей, которые в армии были очень злые, но дома перед своими маленькими дочками, сыновьями, женами вели себя совсем иначе. В армии офицер, например, кричал на солдат, его все боялись. И тут я вижу, как вместе со мной и своей дочерью он играет в ладушки, обнимает жену, говорит: "Спасибо тебе, Дедушка Мороз". И все это выглядит трогательно и умилительно. Хотя за час до этого он меня матом крыл за то, что я опаздываю и не успеваю переодеться в шубу Деда Мороза, – рассказывает Максим.
Но самое интересное случилось позже, когда Деда Мороза привезли обратно в часть и приказали ему провести новогоднюю ночь для солдат. Причем не для таких же, как он, новобранцев, а для старослужащих или, как их еще называют, дедов.
– Комедия началась с самого начала. Солдаты сказали, что смастерят мне новогодний костюм. В итоге они отломили березовую ветку и приклеили к ней на скотч кусочек мишуры. А на бушлат пришили лоскуты красной ткани и какие-то дурацкие липовые погоны. И все это сделали как попало. Я решил, что Дед Мороз не может выступать в таком виде. Взял иголку с ниткой, кое-что подправил. И сказал: "Ребят, так может выглядеть только армейский Дед Мороз – генерал-майор Морозов". С этого начался наш новогодний вечер, – говорит Максим.
Молодой человек вспоминает, что сначала ему было очень страшно. Он юный солдат, в армии таких называют слонами, а вокруг деды. Но Максим сумел войти в предлагаемые обстоятельства. Он начал вести себя, как генерал. И солдаты, глядя на него, приняли правила этой игры: стали отдавать Деду Морозу честь, выполнять его команды.
– Сначала я был не совсем уверен в том, что делаю, но постепенно поймал нужную волну и начал наглеть. Так что к концу новогодней ночи по моему приказу отжимались не только деды. Так как я был генерал Морозов (у меня было самое высокое воинское звание в части на тот момент), то я и офицеров заставил выполнять приказы. Просил их делать пародии друг на друга, в том числе на командира части. Заставлял вставать на табуретку и читать стихи, петь. Все были на кураже, настроение было отличное, было весело! – вспоминает Максим Герцев.
Когда новогодний вечер закончился, ребята отправились в курилку. Максима окружили солдаты, начали делиться впечатлениями, благодарить за отличный праздник. А потом спросили, в какой роте парень служит. Напомним, они думали, что он контрактник.
– Я говорю им: "Я не контрактник, я слон, я только приехал". Вы бы видели их лица: "Кто? Слон?" И тут от толпы отделяется высоченный под два метра ростом дагестанец Ахмед, который как раз у меня отжимался. Он смотрит на меня сверху вниз и говорит: "То есть ты хочешь сказать, что меня слон заставил отжиматься?" Я в ту же секунду пожалел, что сказал правду. А Ахмед смотрит на меня и молчит. Это был невероятно кинематографичный момент! Я в то мгновение с жизнью попрощался. И тут его лицо расплывается в улыбке, он хлопает меня по плечу и говорит: "Нифига, ты красава! Видали, че слон творит!?" И все снова обступили меня и начали хвалить. Думаю, что именно благодаря Новому году солдаты были настроены на такой позитивный лад. Если бы я так над ними шутил в другой ситуации, ничем хорошим это бы не закончилось. В 12 часов нам раздали телефоны. Все стали звонить родителям. Ребята просили меня передавать привет их родным и близким. И благодаря этому необычному новогоднему корпоративу весь срок службы в армии у меня не было проблем, – рассказал Максим.
Однако на гражданке Деды Морозы и Снегурочки попадают в не менее забавные ситуации.
Однажды, работая ведущей на корпоративе одного из крупных производственных предприятий, кемеровчанке Елизавете Мандровой пришлось буквально спасать ситуацию – выполнение заказа тогда оказалось под угрозой.
– У нашего Деда Мороза накануне выступления заболела Снегурочка. И он попросил подменить ее красивую девчонку с модельной внешностью. Поскольку она не была артисткой и не имела никакого опыта публичных выступлений, ее функция сводилась к тому, чтобы стоять на сцене, улыбаться и выдавать гостям подарки из мешка Деда Мороза. А корпоратив был в крупной компании, где основной контингент – мужчины-производственники. Женщин в зале было от силы процентов десять. Увидев Снегурочку-модель, про Деда Мороза все забыли. Гости-мужчины обступили ее со словами типа "Ничего себе красавица!" Кто-то даже попытался потрогать. Я пробовала деликатно отогнать их от девушки, но ничего не получилось. В итоге Снегурочка расплакалась и ушла из зала. Она была неопытная и не сумела справиться с этой ситуацией, – вспоминает Лиза.
Естественно ведущей и Деду Морозу, чтобы избежать скандала, пришлось выкручиваться на ходу.
– Будь я Снегурочкой, я бы отшутилась. А эта девочка испугалась. Сначала казалось, что это фиаско. Но мы с Дедом Морозом все перевели в шутку. Я надела костюм Снегурки на себя, вышла и продолжила вести программу. Мы смогли этот эпизод превратить в часть представления, – рассказывает Елизавета.
Но девушка говорит, что подобные эксцессы на праздниках случаются не так часто. По-настоящему тяжело на корпоративах приходится Дедам Морозам.
– Пьяные мужчины, конечно, могут позволить себе лишнего. Но они на публике все-таки трусоваты. И есть определенный предел их посягательств на личное пространство артистов, той же Снегурочки. А вот пьяные женщины – это совсем другая история. Если они начинают оказывать знаки внимания Деду Морозу, то уже не могут остановиться: садятся к нему на колени, обнимают, целуют. Порой начинается совершеннейший беспредел. И Деду Морозу приходится нелегко. Он не может твердо отшить навязчивых дам, ему необходимо оставаться в образе, – говорит Елизавета.
Новогодний корпоратив всегда был самым большим событием года, хоть для советского человека, хоть для россиянина. Конечно, никто не отменял профессиональных и гендерных праздников типа Дня шахтера, Дня металлурга, Международного женского дня, Дня защитника Отечества и т.п. Но Новый год объединяет всех людей: всю Россию, да и, по сути, жителей всего земного шара, независимо от профессии, пола и возраста. К тому же этот праздник овеян волшебством. Новогодняя ночь – единственный момент в году, когда загаданные под бой курантов желания якобы должны непременно исполниться. А чтобы в новом году все шло как по маслу судьбоносную ночь нужно провести при полном параде и непременно за изобильным столом. Ну а корпоратив – это своего рода еще одна возможность ощутить красочность и волшебство момента. Только не с семьей, а с коллегами и, если повезет, за счет работодателя.
Кемеровчанка Елизавета Мандрова уже более 15 лет занимается проведением мероприятий в качестве ведущей по всему Кузбассу. Впервые она перевоплотилась в Снегурочку в 2005 году. Елизавета уверяет, что корпоративы того времени разительно отличались от сегодняшних. В середине двухтысячных и артистам платили щедрее, и веселились с большим размахом. Однако качество мероприятий было совсем иным.
– Если объяснить в двух словах, то сейчас люди хотят качества. Например, раньше заказчики с предприятий нередко рассуждали следующим образом: "Мы пригласим красивую профессиональную артистку-Снегурочку, а в Деда Мороза переоденем нашего слесаря Ивана Петровича. Потому что Ивана Петровича все любят, он такой хохмач!" Ты приезжаешь на корпоратив, вы с этим Дедом Морозом выходите на сцену, перед вами сотрудники целого завода или шахты, а он двух слов связать не может. Потому что слесарь Иван Петрович никогда не выступал перед такой большой аудиторией и очень боится публики. Сами понимаете, что программу приходится вытягивать Снегурочке. Дуэта как такового нет, – рассказывает Елизавета.
А еще она говорит, что 15 лет назад людям было не так важно, какого качества на артисте костюм и откуда он сам. Главное, чтобы было весело, чтобы Дед Мороз проводил отвязные конкурсы, о которых в домашних условиях и мечтать нельзя. Ну и чтобы пляски были до упаду. Особенно публика радовалась, если в программу корпоратива входил стриптиз.
– Раньше гости любили развлечения из разряда попой лопать шарики, пересчитывать пятой точкой карамельки в мешочке. То есть народ хотел отрываться. И шутки на корпоративах были другие. В прежние годы заказчики просили, чтобы Дед Мороз обязательно был очень веселый, а это означало, что он должен сыпать пошлыми шуточками. Из серии: "Садись ко мне на коленочку, а то у дедушки посох холодный, согреть бы надо". Всем это очень нравилось, все хохотали. Да и сейчас, наверное, это тоже было бы смешно, особенно под рюмочку. Но дело в том, что запросы кардинально поменялись, – объясняет Елизавета.
Современные заказчики, по ее словам, хотят видеть красивого Деда Мороза, большое внимание уделяют актуальности и красоте музыкальной программы. Очень ценится, если Дед Мороз и Снегурочка хорошо поют, танцуют. В связи с этим считается особым шиком пригласить на корпоратив профессиональных актеров.
– То есть сейчас люди больше хотят новогодней сказки, чем безудержного веселья. Тренды изменились в том числе и благодаря тому, что в целом уровень артистов и ведущих мероприятий за последние 15 лет заметно вырос. Предложение на рынке мероприятий само по себе стало намного качественнее. Соответственно вкусы заказчиков стали более притязательными. Если раньше клиент выбирал между, грубо говоря, слесарем Иваном Петровичем, работником совкового ДК и тамадой, то сейчас на рынке огромное предложение. Например, те же театральные артисты, которые среди года не работают ведущими, а готовят красивую музыкальную программу с Дедом Морозом и Снегурочкой именно для новогодних корпоративов. Они создают очень качественный, высокопрофессиональный продукт, – рассуждает Елизавета.
Есть еще один нюанс. В предыдущие десятилетия в сфере ивента (организация мероприятий) все были многостаночниками. То есть утром артист отработал Дедом Морозом на детском утреннике, вечером в качестве ведущего провел банкет, а ночью поехал "дедморозить" в ночной клуб. Сегодня, по словам Елизаветы Мандровой, таких артистов практически нет.
– Сейчас ведущие зарабатывают хорошие деньги. У них нет необходимости вот так крутиться-вертеться. Деды Морозы сегодня – особая каста. И они готовят отдельные программы под Новый год. Это не халтурка, а специализация. У хороших Дедов Морозов и Снегурочек есть постоянные клиенты, которые из года в год приглашают их работать на корпоративы. Естественно они каждый год тщательно готовятся, чтобы оправдать ожидания заказчиков и публики, а также на достойном уровне конкурировать с коллегами, – рассуждает Елизавета.
Если говорить об эволюции новогодних программ, то Елизавета утверждает, что в настоящее время востребованы легкие сценарии, рассчитанные на широкую аудиторию.
– Сегодня новогодние программы для корпоративов сделаны современно, круто. В них есть музыкальная, танцевальная, развлекательная составляющая. Кстати, теперь, если зрители и участвуют в программе, их не вызывают в центр зала, как раньше. Все проходит намного деликатнее, – отмечает ведущая.
Подытоживая свой рассказ, Елизавета говорит, что главное отличие современных вечеринок от новогодних корпоративов десяти-пятнадцатилетней давности состоит в том, что из программ пропала пошлость, она стала не актуальной. У людей изменилась шкала ценностей. Сегодня они иначе расставляют приоритеты: веселятся не так, будто живут последний день, а отмечают праздник с надеждой на счастливое будущее.