Вот уже второй раз за текущий год кузбасским школьникам приходится переходить на дистанционное обучение. На этот раз заниматься из дома им предстоит до 22 ноября 2020 года, и не исключено, что этот период будет продлен. И все из-за коронавируса. Как удаленка отражается на детях и их родителях и может ли дистанционное обучение стать регулярной практикой после окончания пандемии, выяснял журналист VSE42.Ru.
После того, как в конце октября кузбасские власти вновь объявили о переводе учащихся средних школ на удаленку, вспыхнули споры о пользе и вреде дистанционной учебы, и, прежде всего, среди родителей. Ведь большинство из них беспокоятся о качестве образования, от которого напрямую будет зависеть будущее их детей. В частности, возможность поступить в хороший ВУЗ.
Как водится, мнения разделились. Так, например, новокузнечанка Наталья Семенова категорически недовольна переводом школ на дистанционный режим работы. В первую очередь учеба через монитор компьютера, по ее мнению, негативно отражается на успеваемости ее десятилетней дочери, которая всегда училась на "4" и "5".
– Пока критического падения успеваемости у нас не наступило. Но проблемы налицо. В частности, на удаленке дочка столкнулась с тем, что не может задать вопрос учителю. Если очно на уроке она что-то не поняла, то поднимает руку и спрашивает. А во время урока через Zoom сделать это крайне сложно. В классе 25 человек, и до нее просто очередь не доходит. Она пытается спросить один, второй, третий раз, а потом сдается. В результате оценки у нее стали хуже. А это явный признак того, что знания страдают. Другая проблема состоит в том, что нарушилась коммуникация. Взаимодействие с одноклассниками и учителями свелось к минимуму. Ну и, конечно, удаленка фактически разрушает институт наставничества как в части помощи педагога школьнику, так и в части общения между учениками с разной успеваемостью, – говорит Наталья Семенова.
Но если родители замечают сложности, возникшие в связи с переходом на дистанционное обучение, то областному министерству образования и науки о такой проблеме не известно. Наоборот, в ведомстве отмечают улучшение успеваемости.
– Дистанционное обучение не повлияло на успеваемость школьников. Выпускники сдали Единый государственный экзамен даже лучше, чем в прошлом году. На 20 человек выросло количество стобальников (стало 102), а также высокобальников. Кроме того, по окончании учебного года в адрес министерства образования и науки Кузбасса не поступило ни одной жалобы от родителей о несогласии с выставленными отметками по итогам учебного года, – ответили журналисту VSE42.Ru в кузбасском Минобрнауки.
Может быть, случай Натальи Семеновой – это исключение, лишь подтверждающее правило, а точнее ответ кузбасских чиновников от образования, что удаленка "не повлияла на успеваемость школьников"? Но можно ли делать выводы об успеваемости всех школьников во время пандемии на основании результатов одних только выпускных классов? Сказать сложно, ведь мы не специалисты в области образования. Отметим только, что по данным, размещенным на сайте администрации правительства Кузбасса, на 1 октября 2017 года в общеобразовательных учреждениях региона обучалось 309 тысяч 365 учеников. И если коронавирусный кризис в экономике и здравоохранении большинства стран мира никак не повлияли на успеваемость сотен тысяч кузбасских школьников, то, разумеется, сомневаться в качестве и высоком уровне регионального образования не приходится.
Справедливости ради, стоит сказать, что часть родителей в дистанционном обучении школьников видит больше плюсов, чем минусов. Один из них, кемеровчанин Эдуард Мячин, рассказал, как удаленка отражается на его сыне-шестикласснике и в целом их семье.
– Конечно, у дистанционного обучения есть плюсы и минусы. Если говорить о плюсах, то когда сын учится дома, мы с женой не беспокоимся, что с ним что-то случится по дороге в школу и обратно. Кроме этого, сейчас ребенок позже встает, а значит, высыпается. Что касается его успеваемости, то удаленка на ней никак не отразилась. Он хорошо учится при любом формате. Здесь, разумеется, все очень индивидуально. Возможно, дистанционное обучение подходит не всем. Если дети в классе не учатся, так они и дома не будут учиться. Есть дети, которые учатся и дома ответственно. Есть те, кому необходим коллектив. Но в целом дистанционка, с точки зрения ее внедрения в образовательный процесс, может быть полезным инструментом. Например, у меня сын дистанционно занимается музыкой. Как некоторое временное решение это вполне допустимо, чтобы форму не потерять. И еще плюсом дистанционного обучения может быть то, что касается подвижных уроков. На удаленке дети не имеют возможности общаться друг с другом, а значит, не будут баловаться и обижать сверстников, которые не могут выполнить нормативы. На физкультуре буллинг (травля – прим. ред.) проявляется сильнее, чем на других уроках. Если честно, я не совсем понимаю, как дети будут аттестоваться на удаленке по физкультуре. И вообще считаю этот предмет эрзацем образования. Сомневаюсь в его необходимости. Потому что кому нравится, ходят в спортивные секции, танцевальные студии. А физкультура в школе – это трата бюджетных денег, – говорит кемеровчанин.
Эдуард не видит ничего плохого в том, что дистанционка будет занимать треть или даже половину учебного года. Мужчина предполагает, что очное обучение необходимо в выпускных 9-х и 11-х классах. Однако и в этом он до конца не уверен и считает, что систему дистанционного образования следует изучать и совершенствовать, тогда она станет по-настоящему полезной. Еще один плюс – дистанционное обучение позволяет сэкономить на проезде и школьных обедах.
Однако новосибирский психолог Надежда Матушкина, у которой мы попросили прокомментировать некоторые вопросы, связанные с дистанционным образованием, не во всем согласна с "дистанционно положительным" кемеровчанином. Она считает, что как раз для детей выпускных классов присутствие в школе не так критично, как для учащихся младшей и средней школы. При этом психолог солидарна с родителем в том, что дети разные и удаленка на всех отражается по-разному.
– Вообще я не вижу ничего плохого в том, что ученики старших классов переходят на домашнее обучение. В это время у ребенка, как правило, уже есть свой круг общения, независимый от школы, он уже встроен в социум, знает, что ему нужно. Старшеклассник посещает кружки и секции в соответствии со своими интересами, у него есть приоритеты по предметам, он уже сориентирован, в каком направлении будет развиваться в колледже или ВУЗе. Тогда почему бы и не учиться удаленно? В домашнем обучении есть плюсы. Если удаленка – осознанный выбор, то это очень удобно. Можно максимально эффективно распределять время, акцентировать внимание на тех предметах, которые понадобятся в будущем, а свободные часы тратить на спорт, увлечения, общение с товарищами со схожими интересами. У детей младшего и среднего звена пока еще недостаточно опыта, чтобы такой выбор сделать. Но опять же многое зависит от ребенка, от его воспитания. Потому что некоторые дети к старшим классам уже достаточно автономны и могут сами себя организовывать. А некоторым по-прежнему важна школьная система ведения уроков – когда есть учитель, заданный ритм занятий, когда наставник говорит, как надо делать. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности детей, – говорит Надежда.
Что касается аттестации по физкультуре, то на этот вопрос нам опять же ответил областной Минобр:
– В школах Кузбасса все предметы преподаются в полном объеме. Аттестация обучающихся может проходить по текущим отметкам. Порядок промежуточной аттестации регламентируется локальным актом в каждой образовательной организации, – рассказали в министерстве образования и науки Кузбасса. Правда, так и не уточнив, каким образом, все-таки, дети из дома будут сдавать, скажем, нормативы по прыжкам в длину или бегу на короткие дистанции. Так же не совсем ясен и принцип оценки успеваемости на уроках труда.
Зато психолог одним из самых больших минусов удаленной системы обучения как раз видит недостаток физической активности для детей.
– Ребенок, который ходит в школу, хочет он того или нет, какая бы не была погода, в любом случае выйдет на улицу, пройдется, подышит воздухом, на переменке побегает. А когда на улице холодно и ребенок на домашнем обучении, нужно иметь огромную мотивацию, чтобы выйти во двор. В такую погоду и взрослым не хочется куда-либо идти, они сами устали на работе, и у них просто нет сил, чтобы организовать сыну или дочери какие-то физические упражнения или прогулку. Разумеется, что у детей возникает нехватка физической активности. Это очень большой минус удаленки, – говорит Надежда Матушкина.
Есть в Кузбассе и родители, которые видят за дистанционным обучением большое будущее. Их можно отнести к так называемому креативному классу, представляющему наиболее образованную часть россиян. Например, кемеровчанин Александр Корсаков считает, что России стоит перенять опыт развитых европейских стран и США, где дистанционное образование существует много лет.
– Мне кажется, что во всем мире дистанционное образование активно внедряется, причем уже давно, как в вузах, так и в школах. В цифровом мире все обучение происходит удаленно. А так как наша закостенелая школьная система практически не использовала удаленку до того, как появился коронавирус, то естественно, что ее спешное внедрение для многих обернулось стрессом. Сейчас благодаря интернету студенты и школьники могут слушать лекции лучших преподавателей, светил науки из разных российских городов, в том числе Питера, Москвы. А так как у нас этой культуры не было, мы просто не умеем учиться онлайн. Так что вынужденная практика дистанционного обучения сегодня – это очень хорошая возможность для наших детей попробовать дистанционное обучение. И теперь, я надеюсь, многие из них задумаются о том, что можно онлайн получать дополнительные знания и для этого не обязательно куда-то ездить, ходить. Кого-то, возможно, это подтолкнет к тому, чтобы развиваться. Кого-то заинтересует, как технология мотивирует к изучению информационных технологий, – говорит Александр.
Кроме образовательных плюсов дистанционного обучения школьников, мужчина считает, что удаленка поможет решить проблему школьного буллинга.
– Да, дистанционка затрудняет для ребенка процесс социализации, зато снимает проблему буллинга. Раньше, если ребенок подвергался в школе травле, у него не было возможности уйти на домашнее обучение и посещать уроки при помощи онлайн-конференций. А теперь это дает возможность многим детям не проходить через каждодневное психологическое и физическое насилие и таким образом помогает повысить успеваемость. Каждый ребенок индивидуален. Коллектив в школе и коллектив, например, в спортивной секции или в художественной школе – это разные вещи. Возможно, в школе ребенка угнетают, а в другом месте есть нормальный круг общения, в котором он прекрасно социализируется. Значит, очное посещение школы для него не так уж и важно, – отмечает Александр Корсаков.
Кемеровчанин уверен, что возможность онлайн-образования должна быть внедрена как форма домашнего обучения.
– Не так дорого поставить в классе веб-камеру, которая позволит проводить уроки онлайн для детей, у которых не сложились отношения с одноклассниками или для детей-инвалидов, коих по России очень много. Если развивать систему удаленного обучения, она поможет решить многие проблемы. Другой вопрос, что не каждая семья имеет деньги и возможности для технического оснащения рабочего места ребенка компьютером, камерой и даже интернетом. В Кузбассе до сих пор есть населенные пункты, где не то, что интернета, – электричества нет, – говорит Александр.
Однако министерство образования и науки Кузбасса развеяло беспокойство кемеровчанина по поводу невозможности части кузбасских школьников учиться удаленно:
– Есть разные формы дистанционного (удаленного) обучения: как с помощью компьютера и планшета, так и с использованием учебников, других печатных пособий и материалов, телефона (через СМС или звонки). Подходящий формат работы обучающиеся выбирают вместе с учителем. Поэтому в настоящее время все школьники Кузбасса имеют возможность обучаться дистанционно, – ответили в министерстве.
Разумеется, Минобрнауки не может отвечать за обеспечение отдаленных населенных пунктов такими достижениями человеческой цивилизации, как электричество и интернет, но и говорить в этой ситуации о всеобщей доступности дистанционного образования, как видится, тоже нет убедительных оснований.
Тем не менее сложно не согласиться с Александром в том, что дистанционное образование дает колоссальные возможности в получении знаний в самых разных областях очень высокого качества. Но психолог Надежда Матушкина, не отрицая плюсов удаленного обучения, считает, что в работе с детьми лучше придерживаться индивидуального подхода.
– Если сравнивать влияние удаленного образования на разных детей, то можно сказать, что для интровертов, которые склонны погружаться в себя, хорошо сосредотачиваются на определенном виде деятельности, которым мешает шум, посторонние звуки, дистанционный формат обучения является более комфортным, чем для экстравертов. Вторым важно групповое поле, поддержка, контакт с другими людьми. Конечно, каждую ситуацию нужно разбирать индивидуально. Но в общих чертах это выглядит примерно так, – говорит Надежда.
При этом психолог отмечает, что одна из задач школы, особенно начальной, состоит не только в том, чтобы развивать познавательные способности у детей, но и в социальной адаптации.
– Даже сложно сказать, что здесь важнее, познавательная активность или все-таки социальная адаптация. Я сейчас говорю про деток начиная с семи-девяти лет, которые ходят в начальную школу. Ребенок в социуме усваивает разные ролевые модели. То есть он смотрит на других людей, пробует общаться с разными учителями, детьми. В семье, даже полной, ощущается недостаток ролевых моделей: есть мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя и все. Социум для того и нужен, чтобы ребенок усвоил как можно больше ролевых моделей. А если ребенок, например, по каким-то причинам не ходил в детский сад, для него этот этап, этап выхода в социум, в начальную школу, очень важен. Усвоение ролевых моделей – это единственный способ развития коммуникационных навыков, то есть выстраивания взаимоотношений с обществом. Очень многое в жизни человека зависит не только от того, как он работает мозгами, а именно от способности эффективно коммуницировать с другими людьми, – утверждает психолог.
Каким бы умным, развитым не был человек, но если он не умеет общаться, не умеет адаптироваться к разным ситуациям, взаимодействовать с разными людьми, то, по мнению Надежды, ему будет сложно встраиваться в общество – находить работу, друзей, заводить семью и т.п.
– Важные вещи в школе происходят не на самом уроке, а на перемене. Не в классе, а после школы. Когда дети начинают дружить, ходить вместе домой, объединяться в группы по интересам. Очень много важного происходит в неформальном общении, которое ребенок не получает дома, – говорит Надежда.
Психолог считает, что уроки по Zoom не смогут заменить общение с одноклассниками и преподавателями на 100%. А все потому, что, по словам Надежды, дистанционное обучение для школьников имеет такое негативное последствие, как недостаток эмоций.
– Эмоции, которые необходимы детям для развития, они получают не только на самом уроке, но и когда играют на перемене, занимаются на физкультуре, что-то обсуждают на классном часе, или когда идут вместе на выставку. И если ребенку не хватает эмоций, то их заменителем становятся так называемые быстрые эмоции. Как ребенок может получить их дома, когда родители на работе? Поиграть в компьютерные игры, посмотреть телевизор – это самые доступные вещи, которые помогут ему переключить внимание с учебы. Но это быстрые эмоции, для них не нужно прикладывать никаких усилий, не нужно выстраивать коммуникацию. Их можно очень просто получить – нажал на кнопку, и что-то яркое появилось на экране. Вот они быстрые эмоции. А живое общение – это в том числе профилактика зависимостей. Потому что получение быстрых эмоций от телевизора или компьютерной игры может стать пагубной привычкой. Ты нажимаешь на кнопку, и все происходит, появляется новая реальность. В обычной жизни такого не бывает, – объясняет Надежда.
Рассуждая о дистанционном обучении российских школьников, Надежда не считает его опасным для нормального развития учеников. По ее мнению, это не такой большой срок. Зато тотальный переход на удаленку в течение года или двух, по ее мнению, может быть критичным.
Говоря о буллинге, Надежда согласилась, что дома ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Но она считает, что школьный возраст – это время не поиска безопасности, а освоения социума.
– Школьный период – это возраст второй социализации ребенка. Первый проходит в детском саду, во дворе. Задача этого возраста – сепарация, то есть отделение от родителей. В это время детям необходимо отойти от мамы и папы, чтобы побыть самостоятельными. То есть для ребенка это полезнее, чем та безопасность, которая, казалось бы, есть у него дома. Безопасность нужна малышам до 5-6 лет. В этом возрасте детям хорошо дома. Им некомфортно в путешествиях, в больших торговых центрах, они быстро перегружается эмоционально. Поэтому, пока они маленькие, им нужно что-то понятное. А чем старше ребенок становится, тем острее перед ним стоит задача по освоению новых территорий. Это напрямую влияет на то, насколько он потом, став взрослым, сможет отделиться от семьи. Насколько он сможет развить свою активность и способность к достижению разных целей. Школа – это не то время, когда нужно сидеть дома. В этом возрасте нужно постепенно от дома отходить, – говорит Надежда.
Стоит вспомнить, что дистанционное обучение в школах напрямую коснулось не только детей, но и родителей. Многие из них восприняли это как настоящую катастрофу, добавившуюся к проблемам на работе. А все потому, что при переходе на удаленку ответственность за успеваемость ребенка сместилась со школы на родителей.
– Если раньше, например, ребенок, который учится в среднем звене, ушел в школу, это значит, что как минимум шесть часов он на уроках, потом он пошел в кружок, таким образом, он целый день занят, он так или иначе под присмотром педагогов. Вечером делает уроки дома, на глазах у родителей. С введением же удаленного обучения родители должны непосредственно включаться в учебный процесс. Начиная с того, как установить программы для конференций, заканчивая контролем посещения онлайн-уроков и непосредственной помощью в учебе. Здесь переживания родителей можно понять. Мы сейчас все находимся в непростой ситуации. А тут еще такой "бонус" в виде удаленной учебы в школе, – рассуждает Надежда Матушкина.
Причем все семьи разные: кому-то с детьми помогают бабушки, кто-то может позволить себе приходящую няню, а у кого-то вообще никакой сторонней поддержки нет. Родители находятся в разных условиях. Поэтому, по мнению психолога, им нужно задуматься о том, как правильно распорядиться временем, простроить режим, распределить обязанности, в конце концов, выстроить границы внутри семьи. Особый акцент Надежда делает на том, что родителям не стоит слишком вмешиваться в школьную жизнь ребенка на удаленке и давить на него. Это может негативно сказаться на его успеваемости.
– Нужно понимать одну вещь. Ребенок развивается хорошо тогда, когда у него на душе спокойно. Когда ребенок в комфортной психологической обстановке, тогда он вполне может усваивать уроки сам. Если он находится в постоянной тревоге, стрессе, то какой бы ни был хороший педагог, сколько бы сил ни потратили на его образование родители, знания укладываться не будут. Психология и детская и взрослая работает только таким образом. Если я спокоен, если у меня все хорошо, если я могу доверять людям, с которыми нахожусь рядом, то я могу развиваться. И нужно постараться обеспечить ребенку такие условия. А если родитель постоянно нервничает, кричит, если он постоянно хает это дистанционное образование при ребенке, то ему будет передаваться стресс и будет только хуже. Он будет путаться, не усваивать информацию, теряться, не понимать. Поэтому в такой ситуации родителям важно обеспечить доверительные отношения с ребенком и стараться рассуждать следующим образом: "Мы с тобой в одной лодке, и мы с тобой справимся. Я помогу тебе, чем смогу. Самое главное, что происходит между нами. А то, что происходит в образовании, уже вторично". Если приоритеты будут расставлены таким образом, то есть шанс безболезненно выйти из сложившейся ситуации, – сказала Надежда.
Сколько еще кузбасским школьникам придется учиться перед монитором компьютера, сказать сложно. Все будет зависеть от эпидемиологической обстановки в регионе и стране в целом. Но, наверное, не стоит делать из дистанционного образования катастрофу. Ведь тяга к знаниям зависит не от наличия рядом строгого учителя и деспотичного родителя, а от их способности пробудить в ребенке интерес к учебе, расширению горизонтов, освоению нового. А, как говорится, если будет желание, то и возможности найдутся.