В последние годы в Кемерове активно борются с гаражами. Простоявшие чуть ли не десятилетиями кооперативы объявляют незаконными и переносят на окраины города. Почему это происходит и чего ждать автомобилистам в обозримом будущем, пытался разобраться корреспондент VSE42.Ru.
Начиная с 2018 года многие кемеровчане, владеющие металлическими гаражами, живут в страхе и неизвестности. Потому что именно тогда власти объявили о грядущих крупных стройках вроде "квартала искусств" и Президентского кадетского училища, ради которых потребовалось сносить простоявшие десятилетиями кооперативы. Перспектива наконец-то увидеть "большую культуру" и сделать из своих детей офицеров преподносилась горожанам как безусловное общественное благо, ради достижения которого кому-то придется пойти на жертвы. А именно – владельцам подлежащих сносу гаражей.
Можно бесконечно долго рассуждать о том, вписываются ли местами ржавые гаражи в пейзаж центра столицы будущего "региона номер один за Уралом". Но речь сейчас не об этом. А о том, почему кооперативы, простоявшие не один десяток лет, вдруг оказались вне закона. По всей видимости, благодарить за это кемеровчанам следует депутатов горсовета, осенью все того же 2018 года утвердивших положение "О порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кемерово, и земельных участков на территории города Кемерово, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществления демонтажа и (или) перемещения таких объектов".
– Под незаконно размещенным объектом, не являющимся объектом капитального строительства (далее – незаконно размещенный объект), понимается объект, расположенный на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке, либо без документов, являющихся основанием для размещения такого объекта, оформленных в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения такого объекта – говорится в документе.
Из этого следует, что незаконными с точки зрения властей считаются гаражи, которые расположены на земле, для этого не предназначенной, без заключения договора аренды с Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса. Но если считать молчание знаком согласия, то получается, что те же власти допустили сначала установку подобных гаражей, а потом – непродление аренды. Мол, пусть стоят, пока не мешают, а там посмотрим.
По всей видимости, в этом году властям помешали почти полторы тысячи гаражей. Как сообщили в пресс-службе кемеровской мэрии, в настоящее время администрация города приняла постановления "О демонтаже незаконно размещенных объектов" в отношении 1 487 металлических гаражей. Акцент на материале, из которого изготовлены подлежащие сносу гаражи, сделан не просто так. Дело в том, что металлические гаражи считаются объектами временными и подлежат сносу в случае капитального строительства на занимаемой ими территории.
Опять-таки, по данным городских властей, в Кемерове расположено 150 кооперативов металлических гаражей, в которых находится 31 489 гаражей (такая вот тавтология получается). Следуя логике властей и букве закона, все они являются незаконными, и однажды владельцы гаражей получат "письма счастья" с требованием добровольно их демонтировать. А если вспомнить, что законодательство дает на это всего пять дней, а аренда спецтехники стоит денег, то для тех же пенсионеров подобный квест становится если не невозможным, то затруднительным. Если не уложиться в отведенный срок, то демонтаж и хранение гаража в специальном месте лягут на плечи городской администрации. И чтобы вернуть свое добро, владельцу гаража придется возместить ей расходы. То есть все равно понести убытки.
– За текущий год администрацией города было демонтировано 5 металлических гаражей, в 2019 году – 30 металлических гаражей, в 2018 году демонтаж металлических гаражей не осуществлялся, – сообщили в пресс-службе городской администрации.
Учитывая, что за указанный выше период с насиженных мест вынужденно мигрировал целый ряд кооперативов, можно сделать вывод, что перевозить гаражи кемеровчане предпочитают своими силами (либо за счет других источников финансирования). Возможно, нашли способ сделать это дешевле и бережнее к имуществу, нежели администрация. Да и последним это, наверное, на руку: нет нужды ждать возврата потраченных на снос гаражей бюджетных средств. Дефицитом которых мэрия, по сути, оправдывает вопиющий захват земли некоторыми кооперативами. Это выглядит странно, особенно на фоне массового переселения других в сжатые сроки и осенне-зимний период, когда находящиеся в гаражах погреба заполнены урожаем, а сами конструкции намертво вмерзли в землю.
В качестве примера приведем гаражный кооператив "Томь", находящийся во дворе между жилыми домами по адресу проспект Ленина, 66 и Пионерский бульвар, 12а. Согласно предоставленным мэрией данным, в 2004 году кооператив взял эту землю в аренду, но уже в 2006 году прекратил существовать как юридическое лицо. Получается, уже почти 15 лет гаражи стоят незаконно, но никому до этого нет дела.
– Принимая во внимание то обстоятельство, что демонтаж металлических гаражей несет затраты для местного бюджета, в настоящее время снос гаражей ГК "Томь" не планируется. При принятии решения об освобождении земельного участка собственники металлических гаражей будут уведомлены в установленном законом порядке, – рассказали в пресс-службе городской администрации.
Интересная сложилась ситуация. Казалось бы, налицо очевидное нарушение закона – а именно самозахват государственной земли. Но вместо того, чтобы предпринять действия по устранению этого нарушения (что власти, казалось бы, просто обязаны сделать), получается, что чиновники оправдывают свое бездействие отсутствием денег. Что же касается капитального строительства, которое могло бы побудить власти снести гаражи, то в его начало в ближайшее время особо не верится. Все-таки в последние годы застройщики предпочитают возводить целые микрорайоны практически в чистом поле, а не строить "свечку" между старых домов.
По данным городской администрации, в настоящее время в Кемерове насчитывается 276 гаражных кооперативов (как с капитальными, так и с металлическими гаражами). Остается только догадываться, сколько из них, подобно "Томи", с попустительства властей занимают территорию, на которой можно было бы разместить условную детскую площадку или, на радость тем же автомобилистам, парковку. Но только на законных основаниях.
Как показывает сложившаяся в последние годы практика, из-за крупных строек гаражи переносят на окраины города. А ведь именно за счет этих строек Кемерово и расширяется, прирастая новыми микрорайонами. Поэтому переселение кооперативов кажется не решением проблемы с гаражами, а откладыванием ее на потом. Или даже усугублением, если принять во внимание тот факт, что в новостройках подобных металлических гаражей, являющихся бюджетными домиками для автомобилей, практически нет. Зато есть крайне дорогие, а потому мало востребованные подземные паркинги и машиноместа.
– При проектировании новых микрорайонов учитывается только количество стояночных мест (на придомовой территории) к числу жителей, планируемых к проживанию в многоквартирном доме, рассчитываемых при проектировании микрорайонов. Обязательство по строительству отдельно стоящих или встроенно-пристроенных гаражей стоянок отсутствует. Дополнительно сообщаем, что себестоимость строительства отдельно стоящих или встроенно-пристроенных гаражей стоянок высокая. Рыночная цена еще выше. Как показывает практика по городу Кемерово, большое количество построенных парковок остаются невостребованными, – сообщили в пресс-службе кемеровской мэрии.
Можно сколько угодно ругать автомобилистов, которые паркуются так, что загораживают проезд другим машинам, перегораживают пешеходные дорожки, подход к подъезду или контейнеру для мусора. Ни в коей мере не пытаясь их оправдать, хочется отметить следующее. Будь в городе достаточное количество если не гаражей, то хотя бы заменяющих их парковочных мест, ситуация была бы иной. И можно было бы кивать в сторону той же Японии, где невозможно купить автомобиль без наличия гаража или места на парковке.