Духи, штанга и кофе: как выживают творческие кемеровчане?

14 апреля 2020 г., 11:33

Еще 10–15 лет назад кузбасская молодежь преимущественно мечтала о высокооплачиваемой работе юристов и экономистов, совсем не считаясь с детскими желаниями писать стихи, шить модную одежду или летать в космос. Сегодня тренды изменились. На практичность 1990-х и 2000-х все чаще накладывается желание выразить в работе духовные и эстетические запросы. Корреспондент VSE42.Ru пообщался с молодыми кузбассовцами, чтобы выяснить, почему они выбрали творческие профессии и можно ли в нашем регионе заработать искусством.

Уехать или остаться?

Рисунки Тани Мосс – материальное выражение тех самых фантазий, которыми переполнены души детей и в которых так стесняются сознаться взрослые, пряча цветные мысли за серьезными лицами, важными делами и бесконечными проблемами.

Сюжет своих работы Таня черпает буквально отовсюду: из разговоров с людьми, прогулок на природе, музыки, собственных переживаний, сказок.

– Бывает, что картинка возникает в голове спонтанно. Как-то я разговаривала с человеком, и за одну секунду родился прекрасный образ. Я его очень хорошо запомнила. Но явившийся образ был настолько символичен, что мне пока сложно разобраться в нем до конца. Ведь для того, чтобы что-то изобразить, важен опыт и духовная готовность. Но придет время, и я перенесу его на бумагу, – говорит Татьяна.

А еще Таню вдохновляют известные художники. Разглядывая работы любимых мастеров, девушка всегда открывает для себя что-то новое.

– Оно просто приходит, и ты даже не знаешь, откуда. Одного источника не бывает. Хотя если говорить о божественном начале, то все идет оттуда, – рассуждает Таня.

Девушка говорит, что цветовые решения картин приходят с самой идеей, потому что цвет – неотъемлемая часть настроения, душевного состояния.

Если кому-то кажется, что рисование для юной кемеровчанки может быть лишь увлечением, приятной отдушиной, поспешим развеять это предположение. Так, Таня Мосс успешно сотрудничает с американской парфюмерной компанией Demeter.

– Demeter проводит конкурсы для художников, иллюстраторов. Это здорово, что они дают возможность проявить свои творческие способности в таком интересном направлении, как создание этикеток для парфюмерных ароматов. Я участвовала в конкурсе незадолго до нового года, и теперь духи с моими иллюстрациями продаются в магазинах, – рассказывает Татьяна.

Создание рисунков для Demeter, по словам Тани, интересно работой с ощущениями.

– Необходимость визуализировать запах предполагает внимательную работу со своими ощущениями. Например, когда я рисовала этикетку с шампанским, то хотела передать настроение праздника. И, может быть, чего-то советского хотелось добавить, поэтому на картинке присутствуют потертости. Цвета использовала глубокие. Все на уровне тонких ощущений, – вспоминает девушка.

Тане Мосс всего 25 лет. В этом возрасте естественно строить смелые планы на будущее. Несколько лет назад Таня думала о переезде в Санкт-Петербург, но потом поняла, что в шуме большого города вряд ли будет чувствовать себя комфортно, поэтому пока живет в Кемерове.

– Планы на будущее у меня абстрактные. Есть желание уехать куда-нибудь поработать, и в то же время хочу остаться, потому что очень люблю нашу природу. Есть места, которые вдохновляют. Я не уверена, что будет легко их покинуть. Если уезжать, то это должно быть место поближе к природе. По поводу работы – судьба покажет, – говорит Таня.

Сейчас девушка зарабатывает на жизнь дизайном, но в будущем мечтает отойти от этого занятия. Таня хочет, чтобы в ее жизни было больше творчества.

«Можешь хоть с Венесуэлой работать»

С первого взгляда в этом брутальном здоровяке сложно рассмотреть тонкую художественную натуру. Встретить Диму можно в тренажерном зале, где он занимается сам и помогает землякам привести себя в форму. А ведь по образованию Дмитрий Кондратенко художник.

Будь его рисунки связаны сюжетными линиями, их можно было бы назвать комиксами. Но это не так. В каждой работе Димы заключен смысл. Как мастер короткого рассказа в несколько абзацев умещает завязку, кульминацию и развязку, так Дмитрий концентрирует идею в одной картинке.

Дима говорит, что, как художник, он испытывает постоянную потребность что-то создавать.

– Кто-то ведет дневник, где каждый день записывает все свои мысли, рассуждения. А я визуализирую. Можно сказать, веду дневник в картинках. Мои работы – это своеобразная калька мира и анализ того, что происходит вокруг, – говорит Дмитрий.

Эскизы он всегда делает карандашом на листе бумаге. А потом переводит работу "в цифру". Говорит, что так ему удобнее. Не приходится развозить грязь, как при работе с красками. Несмотря на это, Дмитрий настаивает, что сегодня все-таки больше востребован продукт, сделанный своими руками.

– Сегодня, конечно, актуален так называемый хэндмейд. Если картина, то красками на холсте. Цифровая живопись далеко не на первом месте. И, слава богу, что в мире вновь ценится то, что человек создает своими руками. Люди приходят к истокам, – отмечает Дмитрий.

Несмотря на то, что он активно занимается спортом, на первом месте у Димы творчество. Работа в спортзале с человеческим телом для него тоже своего рода искусство.

– Тренерскую работу можно сравнить со скульптурой. Мое художественное образование отлично помогает в этой работе. Знание строения тела человека, анатомии очень пригождается в спорте, – считает Дима.

Помимо спортивного инструктора, много лет Дмитрий зарабатывал на жизнь дизайном, однако сейчас ему больше интересно воплощение собственных идей.

– Мне сейчас больше интересно рисование, а не дизайн, где куча мнений, субъективных претензий. Хочу, чтобы люди покупали мое искусство, мой продукт, ничего не исправляя, не искажая первоначальной задумки, – говорит художник.

Переезд из Кемерова, даже с точки зрения перспектив, Дмитрий считает нецелесообразным. По его мнению, сегодня наше место нахождения на планете ровным счетом ничего не решает.

– В век интернета ты можешь напрямую хоть с Венесуэлой работать – и никаких проблем, – подытоживает Дмитрий.

"Мне бы знать, что завтра будет"

В детстве Лера Хоборова любила копировать книжные иллюстрации. Позже в качестве моделей привлекала родителей, бабушек и дедушек.

– Я рисую столько, сколько себя помню. Мама говорит, что маленькая я постоянно чиркала. Родители покупали бумагу для принтера, потому что в пачках много листов, и я могла брать, сколько хочу, и рисовать, – вспоминает Лера.

Девочка экстерном окончила художественную школу, профильное образование получила в губернаторском техникуме народных промыслов. Сейчас Валерии 23 года и ее интерес к изобразительному искусству только возрастает.

– Я много рисую. Люблю графику. До прошлого лета в основном использовала бумагу, перо и тушь или черные ручки. А сейчас увлеклась планшетом, создаю цифровые иллюстрации, – рассказывает Лера.

Ее рисунки оригинальны и остроумны. В них есть юмор и целая палитра самых разных настроений. Рисунки Валерии – это целый мир, наполненный особой эстетикой.

Еще одно увлечение девушки – кофе. Несколько лет она работала бариста в кемеровских заведениях. Об этом времени она вспоминает с теплотой. Говорит, что среди коллег и гостей встретила много хороших людей. Девушка считает, что общение с интересными личностями благотворно влияет на творчество, обогащает его.

Рассказывая о рисовании, Валерия отметила, что иллюстрация – это то, что сейчас ей наиболее интересно. Это жанр, который не ограничивает ее творчески, позволяет экспериментировать и развиваться.

– Иллюстрация мне ближе, в ней нет каких-либо рамок. Ты можешь рисовать как угодно, даже как ребенок, и это будет классно, – говорит Лера.

А вот от дизайна девушка предпочитает держаться подальше.

– Работа дизайнером в какой-нибудь компании убивает творчество. Ты должен придерживаться строгих рамок, все делаешь по чьей-то указке. В результате работать становится неинтересно. Редко бывают люди, которые полностью полагаются на твой вкус. У меня были такие заказчики. Ребята из одного кемеровского бара просто купили мои рисунки и нанесли на бокалы печатную продукцию, потому что они им понравились. Но это редкость. В основном ты должен вписываться в жесткие рамки чужих предпочтений, – рассуждает Валерия.

А вот о будущем Валерия рассуждает совсем по-взрослому:

– В будущее я далеко не заглядываю. Мне бы знать, что завтра будет.

Фото: предоставлены героями материала
Автор: Анастасия Ландо