Практически каждый день в Кемерове происходят ДТП. В одних гибнут люди, а другие вовсе обходятся без пострадавших. Но есть в этом хаосе закономерность: на некоторых перекрестках и переходах города аварии случаются чаще, чем на других. Какие места в Кемерове стали самыми аварийными по итогам прошлого года и с чем это связано, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
По итогам прошлого года сотрудники ГИБДД выявили в Кемерове 18 мест концентрации ДТП (МКД). Под этой формулировкой скрываются не просто перекрестки с наибольшим количеством аварий, как могло бы показаться на первый взгляд. Определение МКД дается в федеральном законодательстве, а если быть точнее – в ФЗ №196 "О безопасности дорожного движения". Согласно букве закона, "место концентрации дорожно-транспортных происшествий – участок дороги, улицы, не превышающий 1 000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди".
Стоит оговориться, что указанное выше количество МКД по итогам 2019 года является предварительным. По заведенному порядку их список находится на согласовании у собственника дорог. В данном случае – у администрации Кемерова. Но, как показывает опыт предыдущих лет, позиции городских чиновников и сотрудников ГИБДД по этому вопросу расходятся редко. Поэтому велика вероятность, что предварительная цифра станет окончательной. И пусть количество МКД и их перечень за год поменялись, второй год подряд неизменным остается число погибших в ДТП на аварийно-опасных участках. Которое равняется нулю.
– Люди не гибнут в самых опасных местах, это хорошо. Значит, проведенные там мероприятия привели к положительному результату. Но в то же время получается, что гибнут в других местах. Нужно выяснить, почему это происходит. Впереди еще много работы, – отметил начальник отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области Андрей Должиков.
Как уже говорилось выше, по итогам прошлого года в Кемерове выявили 18 очагов аварийности. При этом 12 из них годом ранее в списке МКД не фигурировали, поэтому их смело можно считать новинками. Самым "аварийным" среди них является перекресток возле гипермаркета "Лента" на проспекте Ленинградском. Здесь произошло шесть ДТП (пять столкновений и один наезд на пешехода), в которых пострадали девять человек.
Также шесть ДТП произошло на пересечении проспекта Советского и улицы Кузбасской, неподалеку от которого до недавнего времени находился развлекательный комплекс "Континент". Причем в пяти случаях сбивали пешеходов.
– Несколько лет назад это место было в списке МКД, потом там возникли "островки безопасности" и год – два все было нормально. Теперь опять вернулись ДТП, поэтому предлагаем реализовать комплекс мероприятий. В него входит установка светофорных объектов и пешеходных ограждений, – рассказал Андрей Должиков.
Стоит отметить, что последняя мера является одной из самых популярных, когда речь заходит о "доведении до ума" пешеходных переходов. Судя по отзывам в социальных сетях, нравится она далеко не всем. Ограждения критикуют и за "порчу" городских пейзажей и за доставляемые при переходе проезжей части "неудобства". Последнее в некотором смысле можно считать комплиментом.
– Нужно понимать, что когда речь идет о перекрестках и переходах, главной задачей является канализация движения пешеходов. Нередко их сбивают из-за того, что переходят дорогу там, где удобно, а не там, где положено. Ограждения или лесопосадки лишают человека такой возможности и вынуждают пойти на переход. Да, ему может быть неудобно, и он потратит больше времени. Но зато будет переходить дорогу в полной безопасности, когда горит красный сигнал светофора для автомобилей, – подчеркнул Андрей Должиков.
Другими новинками в списке МКД стали следующие перекрестки: проспект Химиков – улица Ворошилова (пять ДТП, семеро пострадавших), проспект Ленина – улица Терешковой (пять ДТП, пятеро пострадавших), проспект Ленина – Центральный проезд (пять ДТП, пятеро пострадавших), проспект Ленина – улица Чкалова (четыре ДТП, четверо пострадавших), проспект Ленина – улица 9 Января (три ДТП, четверо пострадавших), улица Баумана – улица Радищева (три ДТП, трое пострадавших).
Также аварийно-опасными по итогам минувшего года стали участок дороги возле дома № 14 на проспекте Химиков (три ДТП, трое пострадавших) и три пешеходных перехода: возле дома № 16 на бульваре Строителей (четыре ДТП, четверо пострадавших), дома № 45 на улице Терешковой (три ДТП, трое пострадавших) и дома № 15 на улице Волгоградской (три ДТП, трое пострадавших).
Стоит отметить, что все вышеназванные пешеходные переходы являются нерегулируемыми. Поэтому сама собой напрашивается мысль, что раз водители сбивают идущих по "зебре" пешеходов, то для предотвращения таких ситуаций впредь нужно установить светофоры. Но, как говорится, в данной ситуации не все так однозначно.
– В федеральном законодательстве говорится, что все мероприятия должны выполняться в целях обеспечения безопасности дорожного движения и увеличения пропускной способности. Но если мы поналепим через каждые 50 метров светофоры, то, конечно, аварийность резко упадет, потому что гонять в принципе ни у кого не получится. Особенно если светофоры не будут работать в режиме "зеленой волны". Легко предположить, что в таком случае в утренние и вечерние часы город просто встанет, – считает Андрей Должиков.
Получается, что установка светофора на нерегулируемом пешеходном переходе – это крайняя мера. И прибегают к ней только в том случае, если другие мероприятия вроде размещения над головой дорожных знаков и установки приборов фото – и видеофиксации нарушений не возымели должного действия.
Как и в предыдущие годы, в новом списке МКД не обошлось без "старичков". По итогам прошлого года не удалось ликвидировать шесть очагов аварийности. Поэтому специалисты будут думать над тем, какие локальные инженерные мероприятия там можно провести. Что именно это будет – нанесение разметки из долговечных материалов, размещение знаков над проезжей частью, установка нового светофора или изменение режима работы действующего – зависит от каждого конкретного случая.
Правда, в одном месте работа уже фактически закончена. Речь идет о нерегулируемом пешеходном переходе возле автовокзала (проспект Кузнецкий, 81), на котором регулярно сбивали людей. Не стал исключением и прошлый год – под колеса попали четыре пешехода. После этого на переходе установили светофоры.
– Все ДТП, из-за которых это место попало в список МКД, произошли до установки светофоров. И тенденция с этого момента положительная. Наезд на пешеходов, который являлся основным видом ДТП на этом переходе, исключен как таковой. Можно сказать, что мероприятия инженерного характера на этом месте исчерпаны, – подчеркнул Андрей Должиков.
Также с предыдущего года в списке очагов аварийности остались следующие перекрестки: проспект Ленина – Пионерский бульвар (четыре ДТП, шестеро пострадавших), проспект Шахтеров – 2-й переулок Авроры (пять ДТП, пятеро пострадавших) и проспект Октябрьский – Центральный проезд (три ДТП, пятеро пострадавших). Последний оказался в этом перечне по причине свой "неполноценности".
– Выезд от редакции "Кузбасс" раньше считался выездом с прилегающей территории. И причиной столкновений были несанкционированные выезды оттуда. Вместо того, чтобы уступить всем дорогу, водитель ориентировался на светофор, который предназначен не ему, а двигающимся по Центральному проезду со стороны кинотеатра "Юбилейный". Теперь там поставили светофор со стороны "Кузбасса", – рассказал Андрей Должиков.
Еще два перекрестка, которые по итогам года остались в списке аварийно-опасных мест, можно назвать перевертышами. Дело в том, что на них после борьбы с одним видом ДТП стали происходить другие. Говоря проще, вместо столкновения автомобилей теперь там сбивают пешеходов. Речь идет о перекрестках проспект Октябрьский – проспект Ленинградский (четыре ДТП, пятеро пострадавших) и проспект Ленина – улица Тухачевского (пять ДТП, пятеро пострадавших). Последний фигурирует в аварийных сводках третий год подряд. Частично это вызвано оживлением движения на участке, ведущем в сторону проспекта Октябрьского. После открытия неподалеку гипермаркета "Магнит" вместо гравийной дороги появилась асфальтированная, по ней стали передвигаться больше автомобилей – и ДТП не заставили себя долго ждать.
В заключение хочется отметить следующее. Судя по новому списку МКД, в Кемерове наметилась интересная тенденция. Заключается она в том, что очаги аварийности переместились из центра города в другие районы. Покинули перечень МКД такие перекрестки, как проспект Советский – улица Кирова, проспект Советский – улица Мичурина, улица Весенняя – улица Николая Островского. Стали ли они действительно безопасными, или это просто стечение обстоятельств, покажет время.