Конец года – традиционное время подведения предварительных итогов работы для многих коммерческих компаний. В том числе и банков. Если же речь заходит о таком крупном участнике финансового рынка, как Сбербанк, то по его финансовым показателям можно с большой степенью точности судить о ситуации в регионе в целом. Каковы результаты работы Кемеровского отделения ПАО Сбербанк, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Узнать о предварительных итогах года работы Кемеровского отделения Сбербанка мы решили из первых уст, а именно от Управляющего отделением Николая Шилова, встреча с которым состоялась в конце ноября.
Один из ключевых показателей – уровень прибыльности их деятельности. В этом смысле, по словам Николая Шилова, год получился очень позитивным. Так, представители "кузбасского" Сбербанка смогли вырваться по прибыли на одного сотрудника в лидеры по стране.
– По итогам года мы ожидаем рост прибыли на 17%. Примерно такой же рост ожидается и операционного дохода, он составит порядка 15%, – рассказал Николай Шилов.
Для сравнения, год назад аналогичный показатель по операционному доходу составлял 14%.
Говоря о составляющих успеха Кемеровского отделения Сбербанка, нельзя обойти динамику изменения кредитного портфеля и остатки по вкладам.
Доля Сбербанка в общем банковском корпоративном портфеле Кемеровской области существенно выросла, на 01 октября этого года составила 26,6%, для сравнения доля на 01.01.2018 г. составляла 22,2%. Таким образом, Сбербанк продолжил успешно укреплять свои позиции на этом важнейшем для него направлении, превысив четверть общего кредитования субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.
– Необходимо отметить, что укрепление позиций произошло на фоне резкого сокращения кредиторской задолженности в госсекторе. Для понимания приведу следующие цифры. В начале года уровень нашего кредитного портфеля в госсекторе составлял 9 млрд. рублей, сейчас этот параметр отмечается на уровне в 5,4 млрд. рублей. Госсектор активно гасит свои долги. И даже несмотря на это, размер кредитного портфеля нашего банка в целом увеличился за этот год на 1 млрд. рублей. Вывод здесь напрашивается один: мы стали активнее работать с бизнесом, как с малым, так и со средним и крупным, – рассказал Николай Шилов.
Логично предположить, что одной активизацией работы банка с бизнесом добиться увеличения кредитного портфеля едва ли возможно. А, соответственно, и сам кузбасский бизнес находится если не в состоянии подъема, то некоего оживления. Пусть и стремящегося к математической погрешности.
Тем не менее отчасти о позитивной динамике говорит тот факт, что остатки на счетах Кузбасских компаний в Сбербанке тоже выросли – на 8%, или 1,6 млрд. рублей.
Одновременно с некоторым оживлением в корпоративном секторе банкиры отметили рост активности и в "рознице", т. е. у частных клиентов. У Сбербанка традиционно большая доля, как в кредитовании физлиц – 45%, так и по остаткам средств на счетах – 55%, и поэтому ожидать здесь в принципе большой рост – маловероятно. Тем не мене по кредитованию физлиц ожидается рост на 17%, по вкладам – на 5%.
Большая доля в выданных кредитах – потребительские. Более 145,5 тыс. клиентов в этом году получили потребительские кредиты. Средняя сумма потребительского кредита составляет 200 тыс. рублей.
Впрочем, активность роста численности клиентов Сбербанка, в том числе заемщиков, неудивительна. Например, рынок пластика Сбербанка в регионе уже опроверг тезис "одна карта – один человек". В настоящее время в Кемеровской области выпущено более 2,6 млн. карт. Если вычесть из общей численности населения региона несовершеннолетних, которые еще в силу возраста не пользуются банковскими услугами, то, в среднем, получится более 1,5 пластиковой карты Сбербанка на каждого жителя Кузбасса.
Но вернемся к кредитованию граждан. В 2019 году, по прогнозам, доля Сбербанка на рынке жилищного кредитования Кузбасса достигнет 62%. Этого результата удалось достигнуть в том числе за счет повышения привлекательности кредитных продуктов. А это в свою очередь стало возможным благодаря развитию так называемой экосистемы Сбербанка. Например, сервис ДомКлик, который банк реализовал не так давно. По сути, ДомКлик стал площадкой удобного поиска жилья для дальнейшего приобретения, а также безопасного проведения самих сделок. То есть потенциальный клиент получил возможность не только прокредитовать приобретение недвижимости, но и провести саму сделку с комфортом, минимальными затратами времени и абсолютно безопасно. Так что выбор в пользу Сбербанка при оформлении ипотеки вполне объясним.
К этому обязательно стоит добавить и политику банка при формировании процентных ставок. Так, только в течение одного 2019 года ставки на ипотеку снижались три раза. Главным результатом такой работы стало то, что клиенты сбербанка проголосовали, что называется, ногами: пришли за ипотечными продуктами и получат здесь (по прогнозным данным) на конец года около 13 млрд. рублей. При этом "средний чек" ипотеки от Сбербанка составляет почти 1,4 млн. рублей.
Пожалуй, излишним будет говорить, что современный Сбербанк – это финансовый институт, который давно уже вышел за пределы традиционного банка. Сегодня это большая экосистема, ориентированная на то, чтобы удовлетворить максимальное количество всевозможных потребностей клиентов, начиная от финансовых и заканчивая, например, медицинскими. И именно развитие экосистемы является в значительной степени драйвером роста значимости Сбербанка в жизни как крупного бизнеса, так и рядовых жителей.
Среди сервисов, формирующих экосреду Сбербанка, назовем только несколько наиболее в настоящий момент популярных. О ДомКлике упоминалось выше. Стоит сказать о таком уже массовом продукте Сбербанка, как Телемедицина DocDoc. Благодаря его реализации любой желающий получает возможность навсегда забыть об очередях в поликлиниках, записях к врачам "через два месяца" и так далее. Теперь консультации терапевта, педиатра и психолога доступны в режиме 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Консультации узких специалистов – в рабочее время. В том, как работает сервис DocDoc, корреспондент VSE42.Ru смог лично убедиться. Во время встречи Николай Шилов решил продемонстрировать это.
– Вот смотрите. Захожу в сервис, сейчас идет запрос к врачу. Засекаем. Около десяти секунд, – начал мини-презентацию управляющий Кемеровским отделением Сбербанка.
И действительно, не прошло и десяти секунд, как на экране телефона появился человек в белом халате. А дальше начался обычный врачебный прием. Только дистанционный и без очередей. В рамках телемедицинского приема пациент может получить консультацию врача как на основании субъективных жалоб, так и отправив данные объективных исследований, в том числе анализы, УЗИ-исследования, рентген-снимки, заключение МРТ и так далее.
Стоит отметить, что все общение с врачом записывается, а в итоге пациент получает результаты консультации и рекомендации в виде электронного документа в личный кабинет.
И все это – не выходя из дома, по дороге на работу, в отпуске или даже находясь в другой стране. Одним словом, 24/7.
Еще один сервис Сбербанка – маркетплейс "Беру!" По сути, это серьезная заявка на то, чтобы занять свою долю в нише "тотального шопинга". Конкурентоспособная торговая площадка, на которой представлено огромное количество продавцов с широчайшим ассортиментом товаров, постоянные дисконтные акции и, что особенно приятно, возможность часть стоимости товаров оплачивать бонусами "Спасибо!".
За относительно недолгий срок существования маркетплейса многие потребители смогли по достоинству оценить его преимущества. Разумеется, в преддверии новогодних праздников "Беру!" будет пользоваться особой популярностью, а максимально короткие сроки доставки товара сделают торговую площадку еще более привлекательной как для клиентов Сбербанка, так и для тех, кто ценит качественные товары, низкие цены, быструю доставку и возможность полноценно использовать накопленные бонусы "Спасибо!".
Современный человек едва ли может обойтись без такой важной составляющей, как новинки киноиндустрии или, например, трансляции матчей любимых футбольных команд. А для этих целей как нельзя лучше подходит онлайн-кинотеатр. Точнее, онлайн-кинотеатр Okko – еще один сервис, входящий в экосистему Сбербанка.
Новинки мирового кино, спортивные трансляции в режиме реального времени, огромная коллекция мировой анимации – все это и много чего еще можно найти в онлайн-кинотеатре Okko.
И, наконец, как говорится, премьера сезона. Сбербанк представил собственного оператора мобильной связи –СберМобайл. Для многих это, возможно, действительно неожиданность, но тем не менее факт есть факт. Теперь в России, и в Кемеровской области в частности, появился новый мобильный оператор.
Причем, СберМобайл сразу громко заявил о попытке экспансии на рынке мобильной связи, предложив своим клиентам конкурентоспособные тарифы. Смысла подробно перечислять тарифные предложения в этой статье, видимо, нет – с ними можно ознакомиться в любом офисе банка или на сайте оператора. Но для примера приведу все-таки одно из них. Тариф "Все, что нужно" включает в себя 30 Гб интернет-трафика, 500 минут разговоров, 50 смс и, что особенно важно, безлимитный трафик в мессенджерах. Для всех заинтересовавшихся советую узнавать подробности на сайте оператора. Но главное – то, что все эти услуги связи можно приобрести всего за 249 рублей в месяц. Причем использовать при этом бонусы "Спасибо!". Более того, абонент СберМобайл будет получать встречные бонусы "Спасибо!".
В завершение необходимо отметить, что Сбербанк, являясь крупным участником банковского рынка региона, выступает в качестве крупного кредитора, чьи деньги работают на благо всей Кемеровской области. Так, например, при использовании кредитов Сбербанка строятся будущая Ледовая арена и объекты Культурного кластера.