Дальновидение – сегодня это слово кажется позаимствованным в фантастических романах Уэллса, Брэдбери или Лема. На самом деле, дальновидение – вполне реальная область исследования ученых, легшая в основу современного телевидения. За довольно короткое время, чуть больше 100 лет, дальновидение проделало путь от механической и электрической передач изображения до современного кабельного, спутникового и интернет-телевидения. И, конечно, на этом его развитие не остановится. О том, каким будет телевидение будущего, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Молодое поколение больше не смотрит телевизор, а выбирает YouTube. Это подтверждает статистика. Так, по данным фонда "Общественное мнение", сегодня 27% российской молодежи вообще не смотрят телевизор, а 58% обращаются к нему раз в неделю или и того реже. Уже 95% молодых людей необходим YouTube, а 60% не представляют без него жизни. Логично, что в связи с этим число абонентов у поставщиков кабельного телевидения падает. И только часть из них переходят в категорию потребителей интернет-телевидения.
И, конечно, поставщики всех видов платного телевидения, ощущая снижение интереса клиентов к своему продукту, понимают, что определенный этап в их развитии завершился. Необходимы глобальные преобразования – изменение структуры, качества контента и, в целом, принципа работы. Пришло время бесстрашно делать шаг в будущее, как когда-то разработчики смартфонов – аппаратов, которые сегодня разве что только в космос не летают.
Поставщики же, к примеру, спутникового ТВ уже в прямом смысле побывали в космосе. А это значит, что теперь им предстоит либо освоение новых галактик, либо, что логичнее, работа над улучшением жизни землян.
Компании, способные молниеносно реагировать на запросы и пристрастия разных категорий общества в сфере мультимедиа, а так же идти в ногу с техническим прогрессом, естественно, сохранят свои позиции. В связи с чем, то телевидение, которое для простого обывателя многие годы состояло из телевизора, некоторого количества телеканалов и пульта дистанционного управления, уже стало принципиально другим. А скоро изменится до неузнаваемости. Хотя определенная часть, конечно, останутся приверженцами каналов, входящих в I и II мультиплекс (базовый набор телеканалов).
В связи с этим показательной является ситуация на самом крупном рынке потребления мультимедийных продуктов – в США. Так, за последние три года рядовой американец, используя компьютер, смартфон или планшет, тратит, в среднем, на потребление медиа 10 часов 30 минут в день. И время это достигло своего предела. Попросту, оно перестало расти. При этом самая активная часть населения в возрасте от 18 до 34 лет 70% времени расходуют на аудио и видео медиа. Интересно, что по мере взросления люди начинают больше времени уделять играм. Так, в категории 65+ большая часть (48%) времени расходуется на онлайн-игры.
В Европе 90% телеканалов смотрит менее 1% населения. А каждый четвертый, приобретающий видеоконтент, – абонент так называемых SVOD (сервисы, предоставляющие видео по подписке). И 80% – клиенты Netflix и Amazon.
Сегодня медиа-холдинги, телеканалы, поставщики сериалов и фильмов все активнее борются за внимание абонентов в рамках этого времени. Исходя из таких тенденций, будут строить свою работу и ТВ-операторы.
Например, в России можно проследить развитие телевидения будущего на примере мультиплатформенного оператора цифровой среды "Триколор". По данным ИАА "Телеком Дейли" во втором квартале 2019 года эта компания занимала первое место по количеству абонентов (12 232 000 человек) в рейтинге крупнейших операторов платного ТВ в России.
Одним из ключевых элементов нынешней стратегии "Триколор" является формирование собственной экосистемы. Что это значит? Компания шагает далеко за пределы одного только предоставления доступа к телевидению. Фактически "Триколор" превращает экран телевизора в большой пульт управления самыми разными потребностями клиентов – обучением, развлечениями, безопасностью, общением, контролем за расходами и их экономией.
Технология развивается вокруг так называемого Триколор ID – личного номера абонента, который, по сути, является ключом от входа в экосистему "Триколор". При помощи одного такого ID можно подключиться к системе одновременно до пяти гаджетов. И это могут быть как телевизор, так и телефон, персональный компьютер или планшет.
В экосистему "Триколор" уже вошел целый ряд сервисов: от просмотра телеканалов через интернет или спутник (с возможностью управления эфиром) и онлайн-кинотеатра до членства в системе "Триколор Бонус" и сервиса "Триколор Умный дом". Никто, разумеется, не отменял онлайн-игры.
К примеру, в бонусной программе "Триколор" зарегистрированы 80 000 пользователей и 80% из них пользуются бонусами от трех десятков популярных в народе партнеров, предоставляющих скидки на одежду, ювелирные украшения, книги, услуги общепита, доставки и многое другое.
Каждому абоненту "Триколор" доступен и сервис "Умный дом", включающий в себя целый ряд полезных опций. Одна из них отвечает за безопасность и позволяет моментально получить сигнал о задымлении в квартире, несанкционированном открывании дверей, утечке газа и протечке воды. Благодаря другой можно дистанционно включать и выключать в доме свет, менять его яркость и контролировать расход электроэнергии, а значит, экономить. А еще можно настраивать индивидуальные сценарии, которые будут выполняться автоматически. Система способна работать без подключения к Сети. А при наличии интернета "Умным домом" можно управлять со смартфона, где бы вы ни находились.
Помимо формирования экосистемы, "Триколор" продолжает модернизацию и развитие существующих в его арсенале инструментов, к примеру, спутникового ТВ. Так, спутниковый кинотеатр позволяет отойти от линейного просмотра видео-контента и начинать просмотр с любого момента.
Но и это, разумеется, не все обновления, которые уже запустил "Триколор" и продолжает развивать.
Мы уже сказали, что эпоха роста количественных показателей (абонентских баз, потребления экранного времени) закончилась. А это означает, что мир вступил в эпоху роста качественных показателей, предполагающих развитие сервисов, появление новых форматов подписок, образование коллабораций брендов телеканалов с разными бизнесами, производство контента на основе анализа данных и персонализации, рост эксклюзивов, конкуренция с игровыми сервисами. Как мы видим, "Триколор" уже сейчас создает общие с партнерами продукты, которые включают удобные новшества.
Логично, что в силу снижения интереса к телевидению как таковому, операторы переносят свою активность с привлечения абонентов платного ТВ и увеличения потребления экранного времени на расширение и улучшение качества контента. Поэтому в ближайшее время абонентов ждет именно качественный скачок в содержании ТВ-продукции. И это станет основой новой конкуренции между поставщиками медиаконтента.
Например, "Триколор" в настоящее время грамотно выстраивает отношения с тематическими каналами, не входящими в I и II мультиплекс, переключая внимание абонентов на новый разноплановый контент. Таким образом оператор помогает нишевым телеканалам развиваться и монетизировать производство медиаконтента, при этом удовлетворяя спрос целевых аудиторий, аудиторий, объединенных совокупностью интересов. По сути, "Триколор" занимается выстраиванием взаимовыгодных связей.
Разумеется, все эти изменения только на руку абонентам, которые получают больше возможностей, более качественный контент за меньшие деньги.
Операторы платного ТВ сегодня вынуждены объединять на своей базе всю совокупность медиа-услуг, которые появились за последние годы и завоевали внимание зрителей. Огромное количество производимого контента требует и новых способов его агрегации (подписки) и распространения (сегодня в приоритете – смартфоны).
Естественно, что в дальнейшем эволюционируют и эти системы. Кто знает, каким станет контент через несколько лет, каким образом мы будем его потреблять? Виртуальные очки, шлемы, подкожные чипы? А может быть, что-то еще? Наши прабабушки не могли предположить, что телефон можно носить в кармане и разговаривать с близкими в любое время дня и ночи из самых отдаленных уголков. Да еще делать, отправлять и принимать при помощи этого крошечного аппарата качественные снимки и видео. Так и мы не подозреваем, что нас ждет в будущем.
Человечество постоянно находится в поиске новых способов доступа к контенту, его потребления, ввода, хранения и взаимодействия с ним. И, разумеется, добьется успеха. Всем, кто, так или иначе, связан с разработкой и внедрением новых платформ и технологий в сфере медиаконтента предстоит интересная работа. А пользователям остается пробовать новые продукты, выходящие на рынок, обмениваться впечатлениями и выбирать лучшие.
В конце октября 2019 года компания "Триколор" провела в Сочи (Горки Город) ежегодную пресс-конференцию для региональных журналистов. На мероприятие съехались более 50 журналистов со всей России. В приятной дружеской обстановке организаторы поделились с ними информацией о современных тенденциях рынка телеком услуг и развитии будущего телевидения.