Для владельцев гаджетов геолокация давно стала привычной и полезной функцией. Благодаря ей можно точно указать, где было сделано эффектное селфи, найти банкомат в незнакомом районе или подобрать оптимальный маршрут до нужного места на карте города. При этом мало кто задумывается о том, что эта технология используется и за пределами повседневной жизни. Как ее применяют в важнейшей для Кузбасса угольной отрасли, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Помимо повседневной жизни с ее смартфонами и прочими "умными" гаджетами, геолокация используется и в других сферах. Взять хотя бы работу общественного транспорта. Благодаря передаваемым посредством навигационного оборудования данным, с помощью различных приложений можно узнать, где едут нужный автобус, троллейбус, трамвай или маршрутка. И успеть на него, несмотря на встречающиеся отклонения от расписания.
Также геолокация используется в отраслевых направлениях. Например, на перевозке опасных грузов или угледобывающих предприятиях. Последнее особенно актуально для Кузбасса.
Развитие научно-технического прогресса в последние годы привело к тому, что на предприятиях вводят автоматизированную систему диспетчеризации. Конечно, полностью от человеческого труда они еще не отказались, но некоторые процессы на откуп различным системам уже отдали. Помимо стремления идти в ногу со временем, предпринимателями движет понятное желание сократить расходы и увеличить прибыль.
– Помимо собственной техники на угольных предприятиях, задействованы подрядные организации. Собственнику предприятия чрезвычайно важно контролировать процесс работы. Мониторинг транспорта, его геопозиции – это одна из первых ступеней на пути к автоматизации. Даже небольшая статистика о движении транспортного средства и расходе топлива достаточна для того, чтобы внести коррективы, и тем самым направить предприятие на более быстрый темп работы, – рассказала руководитель коммерческого отдела компании "Автоматизированные системы контроля (АСК)" Ксения Максакова.
Кроме прозрачности в работе техники, внедрение геолокационного оборудования повышает безопасность на предприятии. Дело в том, что среди считываемых и обработанных данных есть такие жизненно важные, как состояние двигателя, подвески и давления в шинах. И если случится какая-то неполадка, система сразу же выдаст тревожное уведомление. Благодаря этому удастся предотвратить аварию, которая могла бы вывести из строя дорогостоящую технику или даже привести к человеческим жертвам.
Геолокационное оборудование устанавливают на транспорт для отслеживания его перемещений. Поэтому логично предположить, что возможность самостоятельно его отключить и тем самым выйти из-под контроля существует.
– Мы предусмотрели этот факт. Существует антивандальная защита в виде корпуса IP67, а также все оборудование пломбируется. Если пломбы будут сорваны и целостность корпуса будет нарушена, в систему АСК "улетит" тревожное уведомление. Подобные тревоги могут быть настроены на различные ситуации, к примеру, слив топлива, простой спецтехники, перегруз самосвала и прочее, – подчеркнул Валерий Аршинцев, менеджер по развитию продуктов горного модуля компании АСК.
Основным звеном является бортовой навигационный контроллер. Он представляет собой небольшой электронный самописец, который регистрирует точки перемещения, полученные со спутников GPS/Глонасс, собирает информацию о работе механизмов на транспортном средстве. Ее в свою очередь собирают дополнительные датчики.
– Если техника новая, то на ней уже предустановлено оборудование. И мы можем интегрировать оборудование с программным обеспечением АСК. А если техника не имеет штатного оборудования, то устанавливаем требуемое навесное оборудование. Собранная информация частично обрабатывается в бортовом контроллере и посредством интернета отправляется к нам на сервер, где "сырые" данные превращаются в учетную информацию, – отметил Валерий Аршинцев.
На бортовом контроллере установлены две антенны – GPS и GSM. Первая передает спутнику информацию о геолокации, вторая позволяет отправлять данные на сервер. Но для этого нужна работающая сеть, которую встретишь далеко не на каждом угледобывающем предприятии. Это обусловлено тем, что обычно они находятся в отдаленных районах, а также особенностями ландшафта вне зоны покрытия операторов мобильной связи. Которая на самом деле разрезам жизненно необходима как минимум для диспетчеризации и коммуникации между работниками.
Чтобы решить эту проблему, собственники предприятий договариваются с операторами об установке вышек. В выигрыше остаются все: угольщики получают мобильную связь, а операторы – новых клиентов. Причем не только корпоративных: жители находящихся рядом с разрезами деревень и сел не отказываются от возможности стать абонентами пришедшего к ним оператора.
Взять, например, оператора Tele2, покрывшего сетью 4G территорию, на которой проживает 98% населения Кузбасса. За год, в период с первого квартала 2018 года по первый квартал 2019 года, оператор увеличил количество базовых станций 4G почти на 10%.
– В основном мы работали над увеличением емкости сети в тех точках, где потребление трафика особенно высоко. Также мы уделили значительное внимание развитию 4G на частоте 800 МГц на малонаселенных территориях и вдоль автомобильных дорог, где как раз обстоят сложности со стабильным доступом к мобильному интернету. Обеспечение голосовой связью и качественным мобильным интернетом шахт и разрезов – еще один важный проект, над которым мы постоянно работаем, – рассказал коммерческий директор филиала Tele2 в Кемеровской области Артем Степанов.
Говоря проще, для передачи данных в условном БелАЗе есть специальный модуль с установленной в нем SIM-картой. Причем она ничем не отличается от тех, что используют в смартфонах. Правда, благодаря гибкости тарифа можно управлять функционалом SIM-карты. К примеру, наложить запрет на голосовые вызовы, отправку смс-сообщений. Все подбирается индивидуально, под нужды и требования заказчика.
Как уже отмечалось ранее, все данные с техники собираются в бортовом контроллере. Они отправляются на сервера, и происходит настоящее чудо: сухие цифры обрабатываются и превращаются в понятные таблицы, графики и диаграммы.
– Для этого мы используем программное обеспечение собственной разработки – "АСК Горная логистика". Оно формирует отчеты, которые автоматически отправляются пользователю. Но у каждого предприятия своя специфика, свои бизнес-процессы и свои нюансы. Поэтому у нас есть такой модуль, как конструктор отчетов, с помощью которого пользователь может сформировать отчет с нужной именно ему информацией, – рассказал директор компании АСК Евгений Шалюта.
Помимо тонкой настройки отчетов, стоит отметить круглосуточный доступ к системе и наличие у нее веб – и десктопной версий, а также мобильного приложения.
Мониторинг местоположения транспорта и его состояния в режиме реального времени – лишь одно из направлений, где используется оборудование с SIM-картами. Также их можно применять в таких сферах, как ЖКХ, безопасность, торговля и финансы, страхование и лизинг, потребительская электроника и информационные технологии, телемедицина. К последней относится мониторинг состояния пациентов на дому и в амбулатории, определение местонахождения людей с ослабленной памятью, работа экстренной кнопки вызова помощи 24 часа в сутки. И, возвращаясь к транспортной теме, – отслеживание машин скорой помощи и построение для них оптимальных маршрутов следования на вызовы.
– Наши SIM-карты задействованы практически в каждом из направлений. Рост продаж M2M SIM-карт год к году остается стабильно высоким – прирост в среднем составляет 75 % в год, – отметил Артем Степанов.