Изменения в мире происходят практически ежедневно: научные открытия, технические прорывы и, как следствие, перемены в человеческом мышлении, отношении к информации и знаниям. Университеты во все времена были оплотами передовой мысли. Сегодня образовательные центры, первыми улавливая перемены в жизни общества, экономике, развитии точных и гуманитарных наук, меняют собственные методы работы, структуру и готовят молодое поколение к жизни в новых реалиях. О том, каким должно быть современное высшее образование и на какие знания делать ставку потенциальным студентам Кемеровского государственного университета, читайте в нашем материале.
Участники многочисленных дискуссий о судьбе и перспективах высшего образования в России в последнее время не редко транслируют мысль о том, что оно стремительно обесценивается. И происходит это по той простой причине, что вузы якобы не способны готовить кадры, чьи знания на момент выхода из стен университетов, будут актуальны, будут соответствовать запросам рынка труда, будут востребованы в экономике. По мнению части экспертов, в мире все настолько быстро меняется, что вузам ничего не остается, как быть в роли догоняющих, но никак не передовых центров знаний.
Представители современного бизнеса, рисуя портрет сотрудника, которого хотят видеть в своей компании, замечают, что специалисты с узким специальным образованием требуются все реже. Двери компаний они готовы открывать, прежде всего, выпускникам вузов, обладающим универсальными знаниями и компетенциями. То есть людям, которые умеют молниеносно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка и способны быстро переучиваться.
– Это специалисты, которые должны иметь возможность и желание учиться на протяжении всей жизни. Те знания, которые мы получаем сегодня, совершенно точно через пять-шесть лет устареют, и их придется обновлять. И это нормально, когда человек учится в течение всей жизни. А университет должен заложить в студентов универсальные ценности, которые будут нужны им после его окончания. И совершенно не важно, кто выходит из вуза: педагог, философ, инженер, технолог или еще кто-то. Успешным будет тот, кто может меняться вместе со временем. И как раз опорный вуз Кузбасса – это центр подготовки лидеров изменений. Проще говоря, вуз должен готовить выпускника таким образом, чтобы он мог сам для себя создать рабочее место, – отмечает ректор КемГУ Александр Просеков.
Жизнь в современном мире, меняющемся с огромной скоростью, предполагает серьезные риски, но одновременно дарит колоссальные возможности. Таким образом, человек, который не желает менять свои взгляды, отношение к жизни и не способен воспринимать актуальную информацию, скорее всего, проиграет. А если выпускник готов двигаться в ногу со временем, значит, его ждет успех.
Кемеровский государственный университет сегодня может обеспечить Кузбасс кадрами, способными эффективно конкурировать, развиваться, а, значит, развивать среду, в которой он будет работать. В этой связи стоит говорить о роли университета в обществе и о переменах, которые происходят в самом вузе.
Еще один важный вопрос связан с тем, какое будущее современный университет может обеспечить своим выпускникам (на сегодняшний день в КемГу обучается 21985 человек), куда они пойдут работать. Ведь в современном мире все настолько неоднозначно, что зачастую тех профессий, которыми мечтали овладеть студенты после их выпуска из вуза, может уже не оказаться на рынке – они слишком сильно трансформируются или совсем утратят актуальность.
Ректор КемГУ отмечает, что монополия на трансляцию знаний в последние годы была утрачена. Сегодня студенты могут учиться в иностранных учебных заведениях, а в России специалистов готовят не только университеты. Это приводит к тому, что с одной стороны, на рынке труда как никогда ранее сильна конкуренция. С другой стороны – рынок сжимается. Он требует заметно меньшего количества специалистов, чем в предыдущие десятилетия. Человека заменяют роботы, электронные системы, цифровая экономика.
– Например, то, что раньше делал человек или группа людей, теперь за более короткий период за мизерные вложения может делать автоматическая система, робот, бот или искусственный интеллект. К этому нужно быть готовым. Нужно попытаться заглянуть за горизонт, предположить, какая профессия будет востребована в будущем и, по возможности, как можно больше набирать компетенций, опыта за тот период, который вы проводите в высшем учебном заведении. И родители, и выпускники должны понимать, что универсального специалиста подготовить невозможно. Выпускник вышел из стен университета и сразу должен снова сесть за парту для того, чтобы продолжить свое образование по тем критериям, которые задает работодатель, которые актуальны сейчас. Будущее – это мир креативных индустрий, где человек должен создавать то, что не сможет сделать ни робот, ни машина, ни автоматизированная система. Творческие люди будут формировать образ экономики будущего. И как раз опорный университет станет площадкой синтеза и трансфера в региональную экономику самых новых передовых технологий и решений, – поясняет ректор КемГу Александр Просеков.
К слову, здесь на помощь студентам приходит проектная деятельность, которая активно внедряется в кузбасском опорном вузе КемГу. Именно она позволит подготовить специалистов, которые на базе университета получат опыт организации различных видов деятельности, а в будущем внедрят его на рабочих местах.
– На сегодняшний момент противоречия между требованиями массовости и элитарности высшего образования являются одной из базовых предпосылок тех изменений, которые происходят в образовательной практике. И эти изменения касаются, прежде всего, выпускника, которого с одной стороны мы призваны готовить, а с другой стороны должны обеспечить успешность его деятельности в дальнейшем. Если раньше мы говорили о том, что обладание профессиональными умениями и навыками обеспечивает, собственно, профессиональную деятельность выпускников, то сегодня запрос рынка как раз связан с тем, что для выпускника важно обладать определенными непрофессиональными умениями, которые должны быть сформированы в процессе обучения в вузе и именно в практике будут использованы, – рассказывает директор Института образования КемГУ Ирина Морозова.
Проектная деятельность, проектный способ решения проблем – это, по мнению вузовских экспертов, наличие некоего образа желаемого результата. При этом, по мнению Ирины Морозовой, специалист имеет возможность не только влиять на результат, но и координировать свои действия в процессе.
– Проектирование сегодня – это не только самоцель, не только форма, это и возможность проживания определенного вида деятельности, получение определенного опыта, который и станет основой для будущей работы наших студентов, – подытоживает Ирина Морозова.
Логично предположить, что не все студенты, получившие в стенах вуза опыт проектной деятельности, станут руководителями проектных команд. И, тем не менее, каждый выпускник сможет использовать опыт командного взаимодействия и научится работать, учитывая мнение других людей, членов команды, применяя их опыт. То есть он сможет надеяться не только на самого себя, но и на товарищей. Это позволит расширить границы познания уже в процессе работы и трансформировать знания в соответствии с меняющейся ситуацией.
В 2018 году в Кемерове официально завершилось слияние двух образовательных учреждений Кемеровского государственного университета и Технологического института пищевой промышленности. Процесс взбудоражил общество.
– Объединение вузов вызывало самые разные эмоции – от равнодушия до гнева. Поэтому в какой-то момент я начинал сомневаться в том, что мы действуем правильно. Но прошло время, и за год наш вуз переместился в рейтинге с самых крайних позиций в десятку лучших. Всего за год мы увеличили количество заработанных средств на одного педагогического работника примерно в 5 раз. И это не в самых благоприятных экономических условиях. Мы имеем в вузе по количеству миллионеров, наверное, самый лучший показатель в Кузбассе. У нас больше ста человек зарабатывает больше миллиона рублей в год. Год назад, до объединения, их было около 20. Это работники научно-педагогической сферы, – рассказывает Александр Просеков.
Нужно понимать, что современный вуз – это не только передовые знания и хорошее образование, это и один из важных механизмов развития региона. Конечно, университет не может кардинально изменить ситуацию в экономике Кузбасса. Однако выпускники вуза способны эффективно работать на его благо.
– КемГУ осознает сложную задачу необходимости развития науки и образования и готов принять активное участие в решении проблем региона через переструктурирование своей системы функционирования, создания нового портфеля задач и внедрения новых методов обучения. А трудностей у региона немало: во-первых, Кемеровская область характеризуется ориентацией на угольную промышленность, что создает сильную, ресурсную зависимость региона от одного направления деятельности и одного исчерпаемого полезного ископаемого. Во-вторых, области свойственна высокая миграция и вымывание молодежи. Молодые люди, не видя перспектив в своем регионе, покидают родные края в поисках лучших условий, что при сохранении данной тенденции создает риски демографической ямы в долгосрочных перспективах региона. В таких условиях именно университет, в данном случае КемГУ, может создать условия для создания нового уклада экономики и социальной среды региона, – замечает научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО Виктор Болотов.
Эксперт приводит примеры Университета Ньюкасла в графстве Тайн-энд-Уир Великобритании и Технического университета Дортмунда в Рурской области Германии. Эти вузы в свое время как раз и стали центрами изменений для целых регионов. Но для того, чтобы КемГУ получил возможность заметно влиять на ситуацию в Кузбассе, он и сам должен меняться. Сегодня это необходимо.
– Безусловно, не стоит бездумно переворачивать университет с ног на голову, любой реформе должна предшествовать и сопутствовать тщательная работа, анализ ее потенциальных и реальных эффектов, анализ мнений всех стейкхолдеров, четкое понимание причин и целей трансформации и умение донести информацию всем вовлеченным и заинтересованным сторонам. КемГУ, как и другие опорные вузы, находится на правильном пути, не перекладывает ответственность за развитие собственного региона на плечи других институтов, а использует свои возможности и ресурсы на благо общества в долгосрочной перспективе, – заявляет Виктор Болотов.
Результаты уже показали, что кузбасский опорный вуз двигается в правильном направлении. И дальнейшая реорганизация необходима и оправдана. Она в том числе будет способствовать развитию высшей школы в Кузбассе, реализации передовых современных идей, перемещению КемГУ на ключевые позиции российских рейтингов. Все это привлечет в вуз и спонсоров, и талантливых студентов.
17 марта в вузе состоится день открытых дверей. Состояние абитуриентов отлично понимают первокурсники, год назад стоявшие перед выбором, куда пойти учиться.
– По результатам ЕГЭ я проходил в Новосибирск и Москву, но выбрал Кемерово и сегодня учусь в Технологическом институте пищевой промышленности КемГУ. Мне нравится, что наш институт специализированный, он занимается направлением пищевой промышленности с 70-х годов XX века, здесь работают опытные преподаватели. Определиться с выбором профессии мне помогли родители. Когда я начал сомневаться, они привели железный аргумент: специалисты пищевой промышленности всегда будут востребованы, не будет сложностей с работой. Тогда я отбросил сомнения. Выбрал три экзамена – химию, математику и русский язык – и хорошо подготовился к ним, не нагружая себя ничем лишним, – поделился мнением первокурсник Иван Горелов.
Кемеровский госуниверситет – это не закрытое студенческо-преподавательское сообщество. Университет всегда был важным центром культурной и образовательной жизни региона, в частности города Кемерово, и остается таковым. Помимо студенческих фестивалей "Первый снег" и "Студвесна", концертов, открытых лекций и т.п., вуз работает с теми, кто только начинает задумываться о выборе жизненного пути. Так, в опорном университете успешно реализуется проект "Профессиональные пробы", который позволяет школьникам познакомиться с интересными и востребованными профессиями. Для них КемГУ организует занятия в формате интерактивных экскурсий и научных экспериментов. В рамках "Профессиональных проб" можно узнать о работе переводчика, журналиста, туроператора, археолога, математика-преподавателя, химика-аналитика, эксперта-криминалиста, познакомиться с биотехнологиями, принципами бережливого производства и т.д.
Помимо научно-исследовательских, образовательных программ КемГУ, в которых абитуриенты и студенты могут принимать участие, университет предоставляет ребятам и другие полезные возможности.
В частности те, кто не смог набрать достаточное количество баллов ЕГЭ для поступления в университет на бюджетную основу, имеют возможность получить скидку в обмен на хорошую учебу. Своим опытом поделилась будущий журналист Эля Галиева, студентка первого курса ИФИЯМ:
– На момент моего поступления стоимость обучения за первый семестр составляла 60 тысяч рублей. Но мне удалость получить скидку. Так как я набрала больше 230 баллов по результатам ЕГЭ, то заплатила только 47 тысяч рублей. Если закрываешь сессию на 4 и 5, то скидка продляется на следующий семестр. Если не получилось достаточно хорошо сдать сессию, то скидку можно снова получить по результатам следующей сессии. Кроме этого, когда освобождается бюджетное место, если у тебя хорошие оценки, то есть шанс его занять. Как получить все преференции, скидки, а так же как их оформлять, мне рассказали во время сдачи документов в приемную комиссию, – рассказала Эля.
А еще с 2010 года в КемГУ работает Ассамблея звезд. В неё приглашают победителей школьных олимпиад, ребят, достигших успехов в науке, школьников, ярко заявивших о себе на различных форумах. Членство в "Ассамблее звезд" даёт преимущество при поступлении в Кемеровский государственный университет. В период обучения оно позволяет пользоваться льготами: повышенная стипендия, льготное приобретение путевок на отдых, первоочередное заселение в общежитие, корпоративная мобильная связь по сниженным расценкам и многое другое.
Еще один важный момент, о котором необходимо напомнить, связан с тем, что современный студент, это не обязательно молодой человек 17-18 лет.
– Сегодня появился термин – поколение серебряного возраста. Он подразумевает тех людей, кто всю жизнь учится. Сегодня можно учиться и в 60, и в 70 лет, если у человека есть возможности, желание, интерес. Человек должен желать изменяться и получать новые знания, для того, чтобы быстро адаптироваться в современном мире. Поэтому стереотип, что университет только для выпускников школ, сегодня не работает. Я скажу больше. За рубежом есть специальные программы, участие в которых подразумевает отсутствие у студента высшего образования. Это одна из форм современной образовательной повестки. А если сюда еще добавить и на онлайн курсы, которые можно послушать в любое удобное время, то это невероятно расширяет горизонты познания. Это тоже своеобразный вызов современному миру, – подытоживает Александр Просеков.
Уже в апреле этого года, в рамках ученого совета Кемеровского госуниверситета ректор представит отчёт, одной из ключевых тем которого станет эффективная модель университета будущего.