Почему кемеровчане перекрывают дворы?

17 июля 2018 г., 09:02

Жители кемеровских многоэтажек все чаще перекрывают дворы шлагбаумами, бетонными блоками и клумбами, чтобы ограничить въезд на территорию постороннего транспорта. Охраняя свои парковочные места и покой, жители нередко создают проблемы пожарным и скорой помощи, которые не могут подъехать к нужному подъезду или теряют драгоценные минуты в поисках объездных путей. Выход из ситуации искал корреспондент сайта VSE42.Ru.

Люди и бизнес

Большое количество бизнес-центров, разбросанных по всему городу, усугубляют проблему с парковочными местами, особенно в тех случаях, когда офисные здания расположены прямо в жилом массиве.

Яркий пример – двор дома по адресу проспект Ленина, 63А. Вокруг него расположено целых три офисных здания: пр. Ленина, 61, пр. Ленина, 59, ул. Соборная, 8. Несмотря на то, что бизнес-центры оснащены парковками, всем их гостям и сотрудникам мест не хватает. Поэтому они оставляют машины прямо во дворах жилых домов. А больше всего страдают как раз жильцы дома № 63А.

Чтобы снизить трафик через двор, инициативная группа жильцов перегородила въезд со стороны проспекта Ленина двумя бетонными клумбами и металлическими оградами. В некоторой степени это помогло. Теперь желающие заехать с проспекта Ленина и оставить машину во дворе сделать этого не могут. Прежде, чем припарковаться, им приходится проделывать длинный путь через улицу Спортивную. Часто уже по дороге автомобилисты находят место для машины, не достигая двора дома на проспекте Ленина, 63А. Так жильцы хотя бы частично решили свою проблему.

С вопросом "кто должен устранять неудобства, вызванные работой бизнес-центров?" мы обратились в пресс-службу города Кемерово. Однако ответа на этот вопрос не получили.

А вот заместитель начальника отдела управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области Сергей Висков пояснил, что блокировка проезда бетонными конструкциями (как на проспекте Ленина 63А) признается нарушением в том случае, если их установка не будет приведена в соответствие с действующими нормами закона.

– По нормам с обеих сторон бетонного блока должны быть оборудованы разворотные площадки для пожарной машины площадью 15х15 метров, – сказал Сергей Висков.

Никаких разворотных площадок на Ленина 63А, естественно, нет. С одной стороны, люди пытаются разгрузить двор от постороннего транспорта, с другой – управляющая компания, которая контролирует соблюдение требований пожарной безопасности в местах общего пользования. В то же время, если бетонные клумбы и железные конструкции убрать, во дворе скопится такое количество постороннего транспорта, что он будет затруднять проезд и пожарных, и других машин экстренных служб, и личных, и даже проход пешеходов, поскольку двор здесь узкий настолько, что он практически отсутствует. Ведь даже небольшая парковка здесь несколько лет назад была оборудована за счет "урезания" газона.

Другой показательный пример – дворы жилых домов, окружающих деловой центр по адресу Весенняя, 24А. Территория вокруг этого офисного здания небольшая, оборудовать полноценную стоянку вокруг него нельзя. Поэтому автомобили заполняют близлежащие дворы. В настоящее время, оказавшись в этом районе, вы с трудом найдете место для машины. Жильцы домов на улице Весенней, 22 и Весенней, 24 ограничили въезд в свои дворы металлическими оградами и автоматическими шлагбаумами. Конечно, центр города большой, есть и другие дворы, где горожане паркуют машины, но эти два дома решили для себя проблему заставленных дворов и "транзитного" транспорта, водители которого норовили раньше проехать через двор, чтобы миновать регулируемый перекресток улиц Красноармейской и Весенней.

Конфликт интересов

Часто возникают конфликты между жильцами одного общего двора, который делят между собой, например, два-три жилых дома.

Так, по адресу пр. Московский, 15А в Кемерове жильцы решили установить шлагбаум на общедомовой территории, которая также принадлежит домам Московский, 17Б и Московский, 15. И теперь основное количество автомобилей концентрируется именно во дворе последнего дома.

В результате все, кто приезжает в дома Московский, 15А и Московский, 17Б, не сможет проехать через шлагбаум, а также в детский сад по адресу Московский, 17А, будут парковаться именно во дворе дома Московский, 15.

Здесь незаконность инициативы жильцов дома Московский, 15А очевидна.

"Земельный участок сформирован на группу домов: № 15, 15А, 17 Б по проспекту Московскому… С правовой позиции установка каких-либо шлагбаумов (иных конструкций) без согласия всех участников долевой собственности, то есть собственников помещений не только дома по пр. Московский, 15А, но и по пр. Московский, 15, 17Б будет незаконной. Раздел общего двора между тремя домами (перемежевание земельного участка) возможен только на основании решений общих собраний всех трех многоквартирных домов", – ответили корреспонденту VSE42.Ru в пресс-службе администрации города.

На какое-то время конфликт затих. После вмешательства администрации и контролирующих организаций установку шлагбаума отложили. Но когда перемежевание земельного участка все-таки будет проведено и жильцы дома 15А установят шлагбаум, напряжение между соседними дворами снова возникнет. И путь решения вопроса будет один – судебная тяжба.

Суд – дело долгое, требующее денег и времени. И вероятность того, что кто-то из жильцов захочет участвовать в этом, весьма сомнительна.

Пожарные не уполномочены

Установка шлагбаума сама по себе законом не запрещена. Собственники помещений в многоквартирных домах на общем собрании могут принять решение об устройстве ограждающих конструкций. Если такое решение принято, то управляющая компания (УК) заключает договор со специализированной организацией, которая будет устанавливать шлагбаум.

Как выяснилось, для пожарных шлагбаумы не являются проблемой. Во-первых, жильцы обязаны предоставить им проезд во двор, разблокировав чипом или вручную открыв шлагбаум. Во-вторых, если этого не происходит, у пожарных есть возможность устранить преграду самостоятельно.

– В случае чрезвычайного происшествия, в том числе при пожаре, должно быть обеспечено разблокирование шлагбаума и его открывание в автоматическом или ручном режиме, – пояснил Сергей Висков.

Но если шлагбаум для спасателей не препятствие, то узкий двор, заставленный автомобилями – проблема. И дома по адресу пр. Московский,15 и Московский, 17, о которых говорилось выше, яркий тому пример.

Жильцы дома предоставили нам фотографии пожара, который случился в доме № 17 в январе 2018 года в разгар морозов. На снимках видно, что чрезвычайная ситуация произошла днем, частных машин во дворе немного, и, тем не менее, проезд достаточно узкий, не соответствует требованиям раздела № 8 свода правил 4.13130.2013 "Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям". Напомним, он должен быть не менее 4,2 метра. Логично предположить, что в вечернее время машин во дворе будет в несколько раз больше. И случись пожар вечером или ночью, сотрудники МЧС вряд ли смогут подъехать к месту возгорания.

– Вот в этом и заключается проблема. У пожарных нет полномочий расталкивать машины, которые мешают. Это частная собственность. Это один из тех вопросов, который оказался вне рамок нормирования, – говорит Сергей Висков.

Поскольку проблема узких дворов насущна для сотрудников МЧС, администрация Кемеровской области издала соответствующее распоряжение, в котором рекомендовала органам местного самоуправления определить места стоянки пожарных машин у каждого такого дома и обозначить их знаками "Остановка запрещена".

– Администрация города Кемерово в настоящее время данный вопрос не решила. Получается, что если пожарные рукава еще можно исхитриться и размотать, то автолестница уже не везде подъедет, – отмечает Сергей Висков.

По его словам, город объяснил свою позицию тем, что это общедомовая территория. И город не может запретить ставить в некоторых местах частные автомобили, "зарезервировав" их под пожарные машины.

– Думаю, что город найдет способ решить этот вопрос, – считает Сергей Висков.

Единственный выход на сегодняшний день специалист видит в модернизации дворов по программе "Формирование современной городской среды". Кстати, как раз сейчас двор дома № 15 на проспекте Московском ремонтируется в рамках этой программы. Инициативная гражданка собрала все необходимые документы, преодолев, кстати сказать, сопротивление некоторых соседей, которые противились реконструкции двора. Теперь дорога возле дома расширится и в нем можно будет спокойно парковаться. А с фасада будет оборудована парковка для жильцов дома № 15. После пожаров и конфликтов для этого дома все закончилось хорошо. Тем не менее, подобных дворов в городе еще очень много.

Но если говорить о противопожарной безопасности, то, что касается других мер, так сказать, профилактических, оказалось, что пожарные учения в стандартных многоквартирных домах и близлежащих дворах МЧС не проводит. Такие мероприятия предусмотрены только для объектов с массовым пребыванием людей (стадионы, крупные торговые центры, школы, театры и т. п.). При этом жалоб по вопросам пожарной безопасности в различные подразделения МЧС, в том числе и главное управление после трагедии в ТРЦ "Зимняя вишня" поступает все больше и больше. Если за второе полугодие 2017 года было зарегистрировано порядка 70 сигналов, то за первое полугодие 2018 года в Главное управление МЧС России по Кемеровской области пришло уже более 300 жалоб. После трагедии люди стали бдительнее.

– Все реальные жалобы сразу эффективно отрабатываются в случае нарушения законодательства. За сутки мы обязаны в письменном виде уведомить УК о проверке. Зачастую, за это время нарушение устраняют. Проверок по собственной инициативе инспектора государственного пожарного надзора не проводят, они не имеют на это права, проверки могут быть только плановыми или внеплановыми (по контролю ранее выданного предписания или рассмотрения поступившей жалобы по согласованию с прокуратурой). Плановые проверки проводятся в отношении юридических лиц, то есть УК или РЭУ, а это для домов до 10 этажей не чаще одного раза в десять лет. Зато обращения граждан (например, жильцов домов), инспекторы ГПН рассматриваются безотлагательно в рамках действующего законодательства Российской Федерации, – говорит Сергей Висков.

Если мелкие нарушения могут быть устранены, то на глобальные изменения требуются годы, как, например, на пр. Московском, 15. А вот с нежеланием городских властей подчиниться областной инициативе о выделении специальных мест для пожарных машин бороться еще сложнее. Поэтому пожарным остается работать в имеющихся условиях, и они выкручиваются, как могут, а жильцам домов быть бдительными и в случае экстренной ситуации содействовать сотрудникам МЧС.

Фото: VSE42.Ru, жильцы дома по пр. Московский 15
Автор: Анастасия Ландо