История большинства групп начинается с юношеского увлечения музыкой, дружбы, репетиций в гаражах, грандиозных планов. А вот заканчивается по-разному: успехом, сокрушительным фиаско, ссорами или жизнью, полной борьбы за музыку, как у кемеровского джазового барабанщика Сергея Сафронова-младшего. Для него это работа, хобби, идеология, гражданская позиция и жизненная философия. О том, почему россияне не слушают хорошую музыку, об отсутствии нового поколения музыкантов в Кемерове, творческом тандеме с отцом и группе 42nd street c Сергеем поговорил корреспондент сайта VSE42.Ru.
Любовь к музыке Сергею Сафронову в детстве пытался привить отец – Сергей Сафронов-старший. Но мальчик наотрез отказывался брать в руки гитару. Правда, когда семья переехала в новый дом, все изменилось.
– Мне было 12 или 13 лет, и в новом дворе я увиделy, как Леша Петров (позднее фронтмен группы "The Стереотипы", музыкант кавер-группы Crazy Beats и рок-группы Joys – прим. ред.) выходил во двор с гитарой, вокруг него собирались ребята и, конечно, девчонки. Он был звездой. Тогда я побежал к папе: "Показывай мне, как играть", – вспоминает Сергей.
Так мальчишку затянула музыкальная жизнь. В школе с ребятами организовали ансамбль. Играли рок. В основном выступали на школьных дискотеках в конце 1990-х. Наверное, это был один из последних ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) на постсоветском пространстве. Параллельно Сергей вместе с Алексеем Петровым основали группу "Сметана". Правда, просуществовала она недолго.
– В старших классах, во многом благодаря папе, увлекся джазом. Вообще-то он у меня переводчик. В юности занимался музыкой, и она осталась его страстью на всю жизнь, особенно джаз, – говорит Сергей.
В 1997 году Сергей Сафронов-старший реализовал свою давнюю мечту – дал сольный концерт в кемеровской филармонии. В сопровождении биг-бенда (большой джазовый оркестр) пел джазовую классику. К организации концерта подошел очень серьезно. Оркестр оплатил из собственных средств, помогли и спонсоры. Тщательно подбирал репертуар, ноты заказывал в США.
– Так я узнал, как делается джаз. Вживую увидел, что музыканты могут творить на сцене. Я уже в школе немного пробовал играть на барабанах. А после этого концерта начал серьезно заниматься с педагогом – Борисом Подлепьяном. Месяца четыре он меня не подпускал к барабанам вообще: посадил на стул, поставил передо мной табурет, на котором лежала диванная подушка, и начал показывать упражнения. Так я развивал моторику, изучал комбинации одиночных и двойных ударов. Как на любом инструменте, для игры на барабанах необходима правильная постановка рук. Этим я и занимался. Спустя четыре месяца перешел на барабаны. Прогресс шел быстро, и через полгода я уже мог самостоятельно заниматься и играть, – рассказывает Сергей.
По его мнению, джаз – это мощная школа для музыканта. Если человек понял джаз и научился его играть, то для него не составит труда исполнять любую музыку, будь то рок, поп или фанк.
– Через полгода занятий с профессиональным педагогом у меня появилось ясное понимание того, что происходит внутри музыки. Я перестал играть механически, начал чувствовать и анализировать, – делится ощущениями Сергей.
Чтобы набить руку и научиться играть в коллективе, Сергей ходил в рестораны и договаривался с музыкантами, чтобы те дали ему поиграть с группой. В начале 2000-х на Пионерском бульваре была пиццерия New-York pizza. Ее владелец – американец Эрик – очень любил джаз. И Сергей частенько просился там поиграть с музыкантами. Это были его первые концерты и важный опыт. В одиннадцатом классе молодой музыкант начал даже немного зарабатывать.
Какое-то время, в начале 2000-х, Сергей играл в коллективе "Квартет плюс" с пианистом Виталием Завьяловым, саксофонистом Андреем Шейбаком и басистом Андреем Овчинниковым. А в 2009 году организовал свою джазовую группу 42nd street.
В 2000-х музыкантов в городе было много. Да и заведений, где уместно исполнение джаза было намного больше.
– Тогда еще никто не уехал, все были живы. Сейчас в Кемерове с музыкантами стало туго. И это плохо. Хочется прийти на какой-нибудь студенческий концерт и увидеть молодого, наглого студента, который круто играет на барабане, в десять раз лучше меня! Я не говорю, что я лучший. Безусловно, мне есть куда расти. Но конкурентов в Кемерове сегодня, к сожалению, не видно. Вот, к примеру, за последние 15-20 лет появилась всего пара толковых джазовых барабанщиков, – сетует Сергей.
Объяснить, почему такая ситуация складывается в Кемерове, сложно. Сергей предполагает, что много информации о хороших современных исполнителях можно найти в интернете. Достаточно кликнуть мышкой, и ты заходишь в видео-школу в Сети, где размещены записи первоклассных выступлений. Возможно, молодежь пугает их уровень исполнения, ребята просто боятся уступить, не дотянуться до высокой планки. К тому же перспектив в Кемерове для музыкантов немного. Больших заработков на этом поприще в провинции не бывает. С другой стороны, обилие видеоуроков в интернете, литературы, нот позволяет самостоятельно учиться играть на любом инструменте. Когда Сергей увлекся музыкой, ничего не было. Произведения многих исполнителей были недоступны. Искали кассеты, диски. Переписывали друг у друга. Подбирали песни на слух. И, несмотря на сложности, музыкантами хотели быть многие.
– У моего поколения не было особых развлечений в детстве. Футбол во дворе, книжки, школьный ансамбль. А сейчас у молодых ребят больше интересов, возможностей. Может быть, поэтому музыкальных талантов в Кемерове стало мало появляться, – предполагает Сергей.
Яркий пример, по словам Сергея, отчетные концерты в одном из профильных кемеровских вузов.
– В студенческом биг-бенде около половины музыкантов – иллюстраторы (профессиональные музыканты, которые играют за деньги, заполняя пустующие места – прим. ред.). Скорее всего, это связано с недобором студентов. Музыкальные специальности не пользуются спросом. Если сравнивать с Томском и Новосибирском, то дела с местными и приезжими джазовыми исполнителями там обстоят намного лучше. Каждый месяц на гастроли приезжают хорошие музыканты, коллективы. К тому же в Новосибирске есть консерватория, а в музыкальном училище работает замечательное джазовое направление. В Новосибирске много хороших практиков, а у нас их маловато, – говорит Сергей.
Он отмечает, несмотря на то, что в Кемерове замечательная молодежь, много интересных способных ребят, музыкальная жизнь города скудная. На выступление коллектива 42nd street ходят одни и те же люди – ценители джаза.
– Конечно, они рады нас послушать. Но им тоже скучно видеть одних и тех же исполнителей. И я мечтаю о появлении новых лиц, хочу вдохновляться чужой игрой, смотреть, как работают другие, делиться опытом. И не обязательно это должен быть джаз, просто хорошая музыка, которой очень много, – объясняет Сергей.
Два года подряд Сергей вместе с отцом, Сергеем Сафроновым-старшим, давали небольшие домашние концерты американской рождественской песни в одном из кемеровских баров. В российской музыкальной традиции крайне мало популярных новогодних или рождественских песен, а в Америке есть целые джазовые сборники. Их слова написаны известными поэтами, музыка – знаменитыми на весь мир композиторами. Отец и сын хотели показать их людям, сделать подарок. Проводили эти мероприятия в сочельник, 24 декабря. Все без какого-либо религиозного подтекста. Просто праздничная атмосфера, наряженная елка, красивая музыка, за окном снежок. Но все это тоже "заглохло".
Сергей не винит в культурных проблемах города его жителей. Ситуация вытекает из целого комплекса причин. Музыкант считает, что хороший вкус к музыке людям необходимо прививать, а этим у нас никто не занимается. Эстрада 90-х оставила после себя выжженное поле, а подрастающие поколения воспитывают на попсе. Любовь к примитивной, бесталанной музыке у нас в крови. На эстраде никто не стремится петь по-настоящему качественные вещи, повышать свой профессиональный уровень и культурный уровень публики.
– Недавно наткнулся в Сети на концерт Алексей Чумакова в Crocus City Hall. На сцене оркестр 50 человек. Там был такой фанк, такой соул! Потрясающая программа! Но в массы такие выступления не идут, по телевизору их не показывают. Музыканты изредка делают хорошие концерты для себя, чтобы кайфануть. А 90% выступлений – это коммерция. Если бы завтра мало-мальски талантливые люди перешли на качественную живую музыку, хорошие аранжировки, может быть, через какое-то время люди в России начали бы слушать ее повсеместно. Но я сомневаюсь, что это случится. А если и произойдет, то очень нескоро, – говорит Сергей.
Сейчас запрос у заведений на джаз возникает раз в четыре-пять месяцев. Массовая музыка более востребована. Именно по этой причине возникла кавер-группа "Парабеллум". Коммерческий проект, за счет которого Сергей и живет. А основное место работы Сергея – гимназия № 41, которую когда-то окончил. Здесь он работает педагогом дополнительного образования, занимается организацией и координацией школьных мероприятий.
Наблюдая неблагоприятную обстановку в музыкальной жизни Кемерова, Сергей не отчаивается. С друзьями и коллегами он регулярно организует джазовые вечера. Например, 30 апреля 2018 года в концертном зале КемГУ прошел Всемирный день джаза. В концерте выступили кемеровские группы 42nd street и "Алеф квинтет". Сергею удалось привезти гостей из Новосибирска – коллектив Just Friends. Цена билетов была символическая. А деньги на гонорар новосибирцам Сергею дал друг-предприниматель. Концерт прошел на ура. Зрителей было много.
Сергей давно вынашивает план организации в Кемерове международного джазового фестиваля, крупного мероприятия с серьезным статусом, которое бы проходило несколько дней при участии известных джазовых исполнителей.
– В Новокузнецке ежегодно проводится фестиваль, который организует джаз-клуб "Геликон". Мероприятию уже больше тридцати лет. На него приезжают джазовые метры и российские, и зарубежные! В разное время гостями фестиваля были вокалист и клавишник Сергей Манукян, барабанщик и композитор Билли Кобам, вокалист Грегори Портер, джазовые гитаристы Хайрам Баллок и Майк Стерн, саксофонисты Игорь Бутман и Бенни Голсон. Голсону в следующем году исполнится 90 лет. Он еще Синатру застал! Фестиваль этот курирует администрация Новокузнецка, области и министерство культуры, – говорит Сергей.
Музыкант хочет сделать в Кемерове нечто подобное. В октябре прошлого года ему предложили привезти в Кузбасс известную джазовую вокалистку Мишель Уокер. Сергей хочет, чтобы эти гастроли положили начало фестивалю. Он надеется пригласить и других музыкантов. Уже известно, что концерт Мишель Уокер состоится.
Попытки организации таких фестивалей были в Кемерове и раньше. Но эти мероприятия становились разовыми. Сергей считает, что успех фестивалю принесет регулярность. Если люди из других регионов увидят его масштаб, систему, организацию, они будут с удовольствием приезжать. Это будут и зрители, и музыканты. Отличный повод привлечь в город туристов, сделать фестиваль визитной карточкой столицы Кузбасса.
– Новокузнецкий фестиваль изначально поддерживали партнеры. И в городе удалось привить музыкальную культуру. А потом джаз-клубу "Геликон" присвоили губернаторский статус, благодаря чему ему проще существовать. У нас опереться особо не на кого. Все держится на голом энтузиазме, – констатирует Сергей.
Музыкант рассказывает, что люди смотрят на него с удивлением. Говорят: затеял неблагодарное дело. Спрашивают, зарабатывает ли Сергей на джазовых мероприятиях? А когда слышат отрицательный ответ, просто крутят у виска. А ему хочется что-то сделать для любимого города, превратить джазовый фестиваль в традицию. Но нужна поддержка, чтобы не приходилось бегать, каждый раз выпрашивать деньги. Чтобы мероприятие могло работать и без Сергея, в случае если вдруг музыкант решит уехать. Он уверен, что фестиваль при хорошей организации может выйти и на самоокупаемость, и на хорошую прибыль.
В 2004 году, 14 лет назад, руководство отдела молодежной политики кемеровской городской администрации само предложило ему провести джазовый фестиваль. Решили позвать артистов из других регионов. Выделили деньги. В течение трех дней мероприятие шло на базе одного из кемеровских вузов. Из знаменитостей приезжал учитель Ларисы Долиной композитор и пианист Анатолий Кролл. В фестивале приняли участие несколько оркестров, квартеты из разных уголков России. Организаторы провели конкурс, учредили призы. Но, похоже, что представителей администрации тогда испугали сложности с организацией. На фестиваль приехали студенты из Павлодара, Новосибирска и многих других городов. Всех нужно было накормить, предоставить места для проживания. С тех пор подобных мероприятий в Кемерове не проводилось.
– Сейчас у городских властей хочется попросить хотя бы об информационной поддержке, чтобы привлекли телевидение. В апреле, когда мы проводили Всемирный день джаза, я попросил телевизионщиков хотя бы постфактум показать в новостях, что в городе прошло такое мероприятие, чтобы люди знали – в городе есть культура. Отказали. Попросили денег, – говорит Сергей.
В настоящее время музыкант ведет переговоры с одним из крупных кузбасских бизнесменов. Тот обещал помочь. Приглашенным музыкантам нужно заплатить гонорар. У всех есть райдер. Он не очень большой, но, тем не менее, это тоже деньги.
Все мечты Сергея сегодня связаны с музыкой: провести фестиваль уже в этом году, достучаться до местных меценатов и поставить мероприятие на регулярную основу. Даже в США Сергей Сафронов хочет поехать для того, чтобы еще глубже окунуться в джазовую культуру, побывать в тех местах, где она зародилась и достигла рассвета, проникнуться атмосферой мест, где пели великие Френк Синатра, Билли Холидей, Чарли Паркер, Нэт Кинг Коул, Нина Симон и многие, многие другие.