Сигнал о возгорании в торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня" в Кемерове поступил в дежурную часть МЧС в 16:10. И я лично уверен, что в тот момент ни сами пожарные, ни разного рода чиновника и полицейские даже не предполагали, что реально происходит в здании ТРЦ, в котором по разным данным находились порядка одной тысячи человек. Что, возможно, именно в этот момент задыхались и сгорали в огне дети. Хронологию трагедии, в которой на момент публикации статьи уже признаны погибшими более полусотни человек, большинство из которых дети, восстановил корреспондент VSE42.Ru, одним из первых оказавшийся на месте трагедии.
Едкий сизый дым я почувствовал на площади Советов. Сначала даже показалось, что запотело лобовое стекло. Затем телефонный звонок: коллега сообщил, что со стороны ТЦ "Зимняя вишня" валит густой дым. Минуты через три оказался на месте.
Над ТЦ действительно валил дым. Он шел в сторону проспекта Ленина. Парковка рядом с "Зимней вишней" была частично очищена от легковых автомобилей. Их место заняли несколько пожарных машин.
К моменту приезда вдоль обочины стояло несколько сотрудников полиции, которые, впрочем, не слишком строго очищали тротуар от прохожих. Точнее, даже почти не гоняли толпы зевак, стекавшихся к въезду на внутреннюю парковку ТЦ. Я вместе с другими интересующимися спокойно прошел мимо, как показалось, неспешно ходящих пожарных. Которые то ли подключались к гидрантам, то ли разворачивали автолестницы, то ли подтягивали пожарные рукава. Одним словом, спокойно занимались рутинной работой. Подчеркну, что так выглядели действия сотрудников МЧС на взгляд неспециалиста.
Возможно, в этом время звено разведки уже вовсю работало внутри здания, выясняя реальную ситуацию и то, как ее ликвидировать.
Однако к этому моменту с внутреннего двора ТЦ уже выехала первая машина скорой помощи, которая, как выяснилось, повезла прыгнувшего в поисках спасения от огня и удушья из окна четвертого этажа, по разным данным, восьмилетнего мальчика в больницу. Как сообщила позднее пресс-служба кузбасского Следкома, ребенок в результате падения получил тяжелейшие травмы. В том числе черепно-мозговую и сильное внутреннее кровотечение. В результате врачи доставили ребенка в реанимацию многопрофильной больницы.
Уже на утро, рассказывая о состоянии ребенка, исполняющий обязанности начальника областного департамента охраны здоровья населения Александр Брежнев подтвердил тяжесть состояния, в котором находится мальчик. Но чиновник отказался сообщить о том, какую именно помощь ребенку оказывают врачи, уточнив, что делается все необходимое.
Но вернемся к началу пожара. Первым из числа знакомых лиц на месте разворачивающейся трагедии встретился первый заместитель губернатора Владимир Чернов. Он и еще несколько чиновников обладминистрации выясняли, что происходит. Судя по всему, до конца не предполагая тяжесть случившегося.
Стоит отметить, что на тот момент – примерно 16:30-16:40 – еще не было известно о погибших. Или, по крайней мере, о них не сообщалось. Однако информация о двух "тяжелых" уже появилась. Первым стал тот самый мальчик, выпрыгнувший из окна четвертого этажа. Второй оказалась девушка, которую также автомобилем скорой помощи доставили в "трешку". У нее было тяжелое отравление угарным газом.
Вторым, но уже выходящим с непосредственной территории тушения пожара встреченным мной на месте ЧП, оказался мэр Кемерова Илья Середюк. Явно на эмоциональном взводе, едва мы поздоровались, Илья Владимирович возмутился тем, что кто-то из коллег выдал информацию о якобы погибших в пожаре. Что, мол, пока еще ничего не известно, а уже выдали. Тем не менее, мэр сообщил, что в настоящий момент известно о девяти пострадавших, в том числе двух тяжелых, упоминавшихся выше.
Несколько минут спустя после этой встречи удалось связаться со знакомыми медиками, которые, к сожалению, подтвердили, что погибшие все-таки есть. Причем сразу шесть человек, и четверо – дети. Но это была неофициальная информация и ее необходимо было проверять.
Чтобы понять, насколько ситуация – по крайней мере, для людей посторонних, – не казалась трагичной, приведу только один пример. Пока я пробирался поближе к разворачивающейся пожарной автолестнице, меня вдруг кто-то хлопнул по плечу. Оказалось, в толпе наблюдателей стоял мой знакомый – владелец одного из магазинов на первом этаже в "Зимней вишне". Он почти весело сказал: "А мы тут горим!". Мол, сейчас пожарные потушат загоревшийся четвертый этаж, и продавцы вернутся на свои рабочие места и все будет, как прежде.
Минут 30 спустя от всеобщей безмятежности, если она все-таки была, не осталось и следа. Пожарные автомобили прибывали один за другим. Сотрудники полиции наконец-то стали выдавливать посторонних из внутреннего двора, а подходы к зданию ТЦ обтягивать сигнальной лентой. А еще вереницей потянулись машины скорой помощи.
Владимир Чернов, разговаривая с кем-то по телефону, распорядился организовать информационный центр, в котором родственники людей, оказавшихся в "Зимней вишне" в момент пожара, смогли бы узнавать о судьбе своих близких. Можно, конечно, удивиться, почему этого не было сделано сразу. В любом случае, лучше поздно, чем никогда.
Руководил тушением пожара со стороны МЧС первый заместитель начальника регионального управления Евгений Дедюхин. Он сообщил журналистам, что на ликвидации ЧП задействовано почти 300 спасателей. Однако этого количества сотрудников местного МЧС, а также специальной техники, видимо, оказалось недостаточно. В связи с этим, как сообщил Дедюхин, из Томска, Новосибирска, Красноярска и даже Москвы выдвинулись спасатели на помощь своим кузбасским коллегам. Правда, не на тушение пожара, а на разбор завалов, которых внутри ТЦ, по ожиданиям специалистов, будет более чем достаточно. Но до этого еще далеко. Даже сейчас, не то что вечером воскресенья.
Первая официальная информация о погибших появилась ориентировочно в 20:00, когда представитель пресс-службы СК сообщил, что обнаружены четыре тела: три ребенка и женщина.
Однако уже вскоре эта информация изменилась. Оказалось, что ребенок на тот момент был один, а вот женщин – трое. К ним добавился погибший мужчина.
Одновременно с обнаружением тел погибших стала появляться информация о так называемых пропавших без вести. Тех, кто предположительно мог находиться в "Зимней вишне" в момент пожара и не выходил на связь с родственниками или близкими людьми. Количество обращений в полицию и МЧС родственников таких людей (по большей степени, детей) постоянно росло. Сначала в пресс-службе ГУ МВД России по Кемеровской области сообщили о 16 таких обращений. Причем, по словам сотрудника пресс-службы, три ребенка якобы нашлись.
Однако уже через час Евгений Дедюхин сообщил о 32 пропавших без вести. В это же время, согласно спискам, вывешенным в спортивном зале школы №7, где был развернут штаб по ликвидации ЧП, среди таковых уже числилось 36 человек.
Аналогично выглядела ситуация и с количеством пострадавших. К полуночи травмированных во время пожара насчитывалось уже 30. Утром в понедельник – 43 человека. Как сообщил журналистам прибывший на место Александр Брежнев, только десять человек из всех травмированных находятся в настоящий момент в больнице. Остальным медицинская помощь в условиях стационара не понадобилась.
Все эти постоянные изменения, увеличение числа пострадавших и пропавших без вести, разумеется, связаны с тем, что это так называемая оперативная ситуация. И логично, что она постоянно уточняется.
Уже поздно вечером, когда поисково-спасательная операция длилась часов шесть, на место трагедии стали дополнительно прибывать сотрудники администрации региона. Так, например, в школу №7, где расположился штаб операции (там же в спортивном зале хоть какой-то информации ждали родители ребятишек, оказавшихся в "Зимней вишне") прибыл начальник главного управления по работе со средствами массовой информации обладминистрации Алексей Доронгов.
Говоря о том, что происходило в ночь с воскресенья на понедельник, нельзя не рассказать о том, что происходило в спортивном зале, где, надеясь на какое-то невероятное чудо, сидели, ходили, рыдали, молчали, обрывали телефоны, выходили курить на улицу в надежде узнать хоть что-то о своих детях их родители.
Через несколько часов томительного ожидания эмоции вспыхнули и в зале возникло что-то даже нечто вроде небольшой потасовки. А затем люди стали требовать, чтобы представители власти вышли к ним и рассказали, что происходит на самом деле.
– У меня трое детей там. А вы молчите! Уже столько часов, а вы ничего не говорите. Тоже мне власть! Вы хоть что-нибудь делаете? Пусть сюда придет тот, кто здесь всем руководит! Пусть скажет правду, – сорванным голосом говорил один из мужчин в толпе родителей.
И вскоре к людям действительно вышли представители власти. И Владимир Чернов, и Илья Середюк, и Евгений Дедюхин. Попытки объяснить, что пожарные сейчас делают все возможное, что они рискуют своими жизнями, особого эффекта не возымели. Горе родителей нельзя заглушить профессиональной работой пожарных.
Разговор то и дело переходил на крик. Кричали женщины, кричали мужчины. Обвиняли чиновников, что именно они виноваты в том, что произошло в "Зимней вишне". Был момент, когда, казалось, люди набросятся с кулаками на мэра и замгубернатора. Но, к чести последних, дополнительного накручивания градуса разговора удалось избежать.
Здесь стоит отметить Владимира Чернова, который предложил родителям самим выбрать, с какой именно периодичностью он и Илья Середюк будут отчитываться перед ними. Решение – каждые 20 минут. И не беда, наверное, что этот интервал не выдерживался с точностью до минуты. Главное, что чиновники стали выходить к людям и стараться объяснить, что сейчас происходит, почему пожарные пока не могут войти в здание и начать поиски тех, кто, возможно, выжил.
Корреспонденту VSE42.Ru удалось пообщаться непосредственно с теми спасателями, кто работал на тушении огня в "Зимней вишне". Надежды на то, что кого-то удастся спасти из пожара почти не осталось, когда один из специалистов рассказал, что в помещении ТЦ температура горения достигает 1000 градусов. И так было почти на протяжении 15 часов – с вечера воскресенья и до позднего утра понедельника. Едва ли можно выжить в таких условиях.
Тем более, что огонь с новой силой вспыхивал то в одном месте ТЦ, то в другом, на разных этажах. Например, утром, когда уже казалось, что открытое пламя удалось сбить, а пожарные даже успели пройти с первого по третий этажи и даже собирались заходить на четвертый, неожиданно вновь начался пожар на втором этаже. В результате спасатели были вынуждены ретироваться из здания и продолжить внешнюю проливку здания.
На каждого из тех, кто как-то был задействован в ликвидации ЧП – спасателей, полицейских, чиновников, следователей – родственники пропавших без вести смотрели с особой надеждой. Например, во время пресс-подхода Евгения Дедюхина, который рассказывал журналистам о последней информации по пожару, подошел мужчина. Он попытался выяснить у представителя ведомства, стоял ли на начало поисково-спасательной операции рядом с ТЦ автомобиль с определенным госномером.
– Мне брат позвонил. Сказал, что приехал в "Зимнюю вишню" с семьей – женой и ребенком – чтобы сходить в кинотеатр. А потом он позвонил с мобильного и сказал, что сидит в кинозале, идет дым и что они все задыхаются и не могут выйти из зала. Может быть, его не было в кино? Может быть, его автомобиль не стоял возле "Зимней вишни"? – с надеждой спрашивал мужчина.
Как рассказал корреспонденту сайта источник в экстренных службах города, претензии к "Зимней вишне" у специалистов Госпожнадзора были давно. Однако никак не удавалось добиться того, чтобы администрация ТЦ устранила нарушения. Ее представители даже не пошли навстречу, когда спасатели попросили дать им возможность подключиться к камерам видеонаблюдения – якобы для того, чтобы контролировать происходящее внутри ТЦ на предмет безопасности.
Так ли это на самом деле? – сказать трудно. Однако из рассказов спасшихся очевидцев можно сделать предположение, что с безопасностью в "Зимней вишне" могли быть проблемы. Например, сумевшие самостоятельно покинуть горящий ТЦ люди рассказывают, что якобы там не сработала пожарная сигнализация. Косвенным подтверждением этой версии можно считать слова Евгения Дедюхина, который сообщил, что сигнал в дежурную часть о возгорании в ТЦ поступил не от сработавшей сигнализации или от сотрудников Центра, а от случайных прохожих, заметивших дым на ТЦ.
Утром в понедельник в Кемерово приехали сразу два чиновника федерального уровня. Первым прибыл министр МЧС Владимир Пучков. Он провел почти сразу два совещания и так же дважды вышел к журналистам. Правда, дальше общих призывов, что надо быть аккуратными при подаче информации СМИ в условиях ЧП и подчеркивания значимости работы его структуры, он особенно не продвинулся.
Вторым высоким гостем стал министр здравоохранения Вероника Скворцова. Главный врач страны пообещала, что, при необходимости, пострадавших готовы принять лучшие российские клиники. Да только вот дело в том, что из десяти человек, находящихся в больницах, только двое получили тяжелые травмы. При этом один из них – это отравившаяся угарным газом девушка вряд ли ее нужно куда-то везти. Второй – мальчик, получивший травмы при падении из окна четвертого этажа. Он, скорее всего, пока просто нетранспортабелен. Вот и получается, что везти в лучшие российские клиники попросту некого.
В завершении о самом страшном. Когда выпускался материал, неофициально стало известно о 65 погибших, большая часть из которых – дети. Какова судьба не найденных, числящихся пока пропавшими без вести? Остается только из последних сил надеяться, что они живы.
А пока спасатели боролись с огнем, следователи начали допрашивать свидетелей и, видимо, первых подозреваемых. Уже ночью была допрошена генеральный директор ТЦ "Зимняя вишня" Надежда Судденок. А утром из неофициальных источников стало известно, что она, также директор ТЦ и его заместитель по безопасности задержаны. Источник в правоохранительных органах региона сообщил, что уже сегодня следствие планирует представить всех троих на санкцию – ходатайствовать в суде об избрании им меры пресечения в виде помещения под стражу.
Сейчас слишком рано делать какие-то выводы об истинных причинах трагедии. Слишком много слухов вокруг нее. То пугающие цифры количества погибших, то какие-то истории, как якобы какой-то сотрудник запер дверь, и люди не смогли из-за этого спастись. И так далее и тому подобное. В любом случае, хочется надеяться, что следствию удастся пролить свет на то, что стало подлинной причиной трагического пожара. Тем более, что в Кузбасс прибыла группа следователей из Москвы. Так что хочется верить в их объективность и непредвзятость.
Однако, что бы ни выяснили следователи, погибших взрослых и детей уже не вернуть. И не унять слезы осиротевших родителей никакими психологами или денежными компенсациями. И только одно остается сказать в такой ситуации: пусть это больше никогда не повторится!