Бог смерти Танатос имеет своих наместников на земле. Это весьма малочисленная группа людей, которые, однако, выполняют важную функцию – готовят умерших к их последнему путешествию, причем работают непосредственно с телом усопшего. Кто-то относятся к ним с опаской, кто-то – с некоторой долей брезгливости. И, тем не менее, именно им большинство людей доверяют заботу о своих близких накануне похорон. Секреты бальзамирования и погребального грима в материале корреспондента сайта VSE42.Ru.
В России тема смерти все еще остается очень закрытой. Она окружена многочисленными суевериями и страхами. Несмотря на то, что и наука, и религии на протяжении сотен лет делают попытки раскрыть тайну "загробного мира", каждый раз, сталкиваясь с темой смерти, человек оказывается перед лицом пугающей неизвестности. А уж если говорить о, казалось бы, вполне естественных биологических процессах, происходящих в теле умершего, подробно описанных и объясненных учеными, у большинства людей они вызывают ужас.
Тем не менее, танатопрактик (специалист, который производит бальзамирование и делает усопшему посмертный макияж) Мария Малетина ежедневно не только видит смерть, но и прикасается к ней. К тому же Мария любит свою работу и постоянно совершенствует профессиональные навыки. Ведь именно от ее мастерства зависит то, как будет выглядеть усопший в момент прощания с ним родственников, друзей, знакомых. Люди умирают в разных обстоятельствах. Их лица бывают обезображены болезнью, тяжелыми травмами. И если покойному, скорее всего, уже все равно как он выглядит, то для близких людей будет лучше запомнить его лицо красивым, таким, каким оно было при жизни.
– Чем раньше покойный попадет ко мне в руки, тем лучше. Ведь через 24 часа после наступления смерти тело начинает разлагаться, появляются трупные пятна, выступает жидкость. А чем дольше мертвый человек находится без должного ухода, тем сложнее потом скрыть все дефекты, даже несмотря на то, что технологии бальзамирования и гримирования умерших сегодня находятся на очень высоком уровне, – говорит Мария Малетина.
Сохранить тело на протяжении длительного времени позволяет процедура бальзамирования. Оно бывает нескольких видов. Например, полостное бальзамирование, когда обрабатывается полость тела. Другой вид – артериальное бальзамирование, когда специальный раствор вводится в сосудистую систему человека. Они дают возможность не погребать усопшего от десяти до тридцати дней. Это позволяет транспортировать покойного в другой город или страну. Иногда религиозный обряд требует длительного пребывания умершего человека в домашних условиях. И здесь бальзамирование незаменимо.
Есть и так называемая поверхностная бальзамация. Она применяется к тем частям тела, которые при прощании с покойным остаются открытыми: лицо, декольте, кисти рук. Эта процедура предшествует нанесению грима. Усопшему делают специальные маски на основе формалина. Они разглаживают морщины и придают коже относительно здоровый розоватый цвет. Маски помогают скрыть трупные пятна.
Для каждого конкретного случая танатопрактик подбирает свой метод бальзамирования, рассчитывает необходимое количество раствора и его концентрацию. Сложность процедуры определяет ее стоимость. Так в Кемерове артериальное бальзамирование обойдется в 4 200 рублей, а полостное в 3 100 рублей. Частичное бальзамирование стоит 2 700 рублей. Отдельная обработка кистей рук обойдется в 1 800 рублей.
– И, конечно, сохранность тела зависит от условий, в которых оно находится после проведения процедуры бальзамирования. В прохладном помещении процесс разложения будет идти медленнее, – поясняет Мария Малетина.
После бальзамирования танатопрактик приступает к нанесению грима. Косметика мертвого человека отличается от косметики живого.
– Обычная, декоративная косметика не подходит для нашей работы. Ведь она предназначена для нанесения на теплое тело. А кожа покойного холодная. На нее обычная косметика не ложится, скатывается, полосит, – рассказывает Марина Малетина.
Танатопрактик пользуется специальными средствами иностранного производства. Среди них тональные кремы, помады, тени. Чтобы добиться ровного естественного тона кожи, Марина использует аэрокосметику. Она распыляется на кожу при помощи аэрографа. Такая технология незаменима в случаях, когда покойный попадает к танатопрактику с серьезными повреждениями, например, после катастрофы.
Танатопрактик тампонирует отверстия, аккуратно зашивает ранки на кожных покровах, а затем маскирует плотным слоем аэрокосметики.
– Люди умирают в разных обстоятельствах. Бывают случаи, когда приходится восстанавливать части лица: нос, глаз, ухо, губы. Я их вылепливаю из специального скульптурного воска, сверяясь с фотографией погибшего. Стремлюсь воссоздать форму, которая была при жизни. Если человек умер от рака и во время болезни сильно похудел, родственники просят, чтобы он выглядел как здоровый насколько это возможно. Тогда я тоже смотрю на фото и моделирую щеки, подбородок. Для близких важно запомнить человека таким, каким он был при жизни. А для меня каждый сложный случай – это возможность повысить свой профессиональный уровень, – говорит Мария Малетина.
Легкий грим усопшему танатопрактик делает в течение 10-15 минут. Тяжелые случаи могут занять больше часа, а иногда и несколько дней. Тогда грим делается в два этапа. В первый день тело бальзамируется, реставрируются повреждения. Во второй день накладывается непосредственно грим.
– Сейчас сделать грим усопшему просят практически все. Даже для тех женщин, кто при жизни не красился, требуется макияж, чтобы облагородить лицо, придать ему свежий тон, скрыть бледность, желтизну, красноту. Макияж нужен, чтобы сделать лицо "живым", – объясняет Мария Малетина.
Грим наносится на шею, декольте, руки. Одним словом на все те части тела, которые остаются открытыми. Обработка современными составами позволяет брать покойного за руки, целовать, не боясь чем-нибудь заразиться. Ведь мертвое тело – это потенциальный источник инфекций. К тому же специальные составы нейтрализуют трупный запах, который не убрать с помощью обычной парфюмерии.
Мария Малетина работает танатопрактиком уже шесть лет. Она говорит, что сейчас люди стали спокойнее относиться к процедурам, которые есть в ее арсенале, приходят уже с конкретными пожеланиями, не стесняются задавать вопросы, не боятся. Танатопрактик делает умершим прически, причем, если требуется, довольно сложные: завивает локоны, плетет косы. Обычно это нужно молодым женщинам, девочкам. Помимо этого можно сделать стрижку, выщипать брови, сделать педикюр и маникюр с покрытием лаком. Мужчин бреют. Если носил при жизни усы или бородку, то подстригают по прижизненной фотографии. Оговариваются все нюансы. Если нет конкретных требований, то Мария самостоятельно делает макияж, учитывая цвет глаз, волос, одежды.
Например, стандартный набор услуг: минимальный макияж, санитарная обработка тела и хранение в течение суток обойдется близким покойного в 3 200 рублей.
Дополнительно можно заказать маникюр – 970 рублей, коррекцию бровей – 200 рублей, стрижку и укладку волос – 350 рублей, бритье лица – 220 рублей. Реставрация тела в зависимости от сложности обойдется от 5 000 до 12 000 рублей.
По словам Марии Малетиной, большинство людей подходят к ней со словами благодарности за выполненную работу, за заботу о близком человеке. Но есть и такие, кто ругает, проклинает, сетуя на дороговизну услуг. А ведь они даже не подозревают насколько сложную, иногда ювелирную работу делает специалист, чтобы их близкий человек хорошо выглядел во время прощания.
– Сейчас косметика стала разнообразной и позволяет добиваться высоких результатов в работе. Благодаря современным технологиям, я точно знаю, что и в каком случае нужно использовать, – объясняет Мария Малетина.
Девушка говорит, что хорошо бы составить каталог работ с фотографиями "до" и "после", чтобы показывать разницу близким умерших. Это позволит им понимать всю сложность работы танатопрактика и каков в итоге будет результат. Но, по словам Марии и ее коллег, пока большинство кемеровчан к этому не готовы.